![]() |
|
![]() |
![]() |
«Одессе угрожает техногенно-экологическая катастрофа», -таким был лейтмотив пресс-конференции кандидата биологических наук, консультанта комитета Верховной Рады Украины по вопросам экологической политики Владимира Созинова.
Построенная еще в тридцатые годы прошлого столетия дамба Хаджибейского лимана, по сути дела, представляет собой всего лишь земляную насыпь. Реальная угроза ее разрушения возникла еще в 2003 году. Из-за большого количества осадков в тот период вода из переполненного лимана стала местами переливаться через это сооружение. И оно, размываемое со всех сторон, начало буквально расползаться, как растворяемый кусок сахара.
В случае разрушения дамбы Пересыпь накрыла бы волна высотой 1,5-2 метра. А это почти настоящее цунами. В зоне затопления оказались бы примерно 30 тысяч одесситов. При этом были бы повреждены сооружения двадцати техногенно опасных предприятий. Наверняка пострадали бы Одесская ТЭЦ и станция биологической очистки «Северная».
Чтобы предотвратить надвигающуюся катастрофу, городские власти принялись устанавливать по периметру основания дамбы бетонные блоки. Впрочем, термин «устанавливать» для сложившейся в ту пору ситуации звучит, пожалуй, слишком прагматично. По словам Владимира Созинова, эти блоки приходилось просто сбрасывать в воду Хаджибейского лимана. При этом каждый заезд большегрузной машины на дамбу увеличивал нагрузку на ее основание и потому мог оказаться роковым.
Думаю, со стороны городских властей в ту пору было почти преступно скрыть все это от населения. По логике вещей, жителей Пересыпи следовало на время эвакуировать.
Так или иначе, надвигающуюся техногенную катастрофу все-таки удалось предотвратить. Если раньше СБО «Северная» летом сбрасывала свои стоки в Хаджибейский лиман, а зимой в море, то после этой истории в течение нескольких лет все они направлялись только в прибрежную акваторию. Этот интересный факт в свое время тоже ускользнул от внимания общественности. Однако не будем зацикливаться на прошлом, а устремим свои помыслы к будущему.
После обнаружения угрозы разрушения дамбы вопрос о строительстве глубоководного выпуска на станции «Северная» встал, как говорится, ребром. Дело в том, что сбрасывать хозфекальные стоки в море на расстоянии всего лишь трехсот метров от берега, значит, загрязнять всю зону отдыха. По мнению Владимира Созинова, масштабы этой экологической проблемы столь велики, что Южная Пальмира может даже потерять свой курортный статус.
— В 2000 году, будучи начальником управления экологической безопасности Одесского горсовета, я, со специальным курьером, однажды отправил в Голландию на бактериально-химический анализ образцы сточных вод СБО «Южная» и «Северная»,— рассказывает Владимир Созинов. — Оказалось, по химическим параметрам наши сточные воды вполне соответствуют европейским стандартам. Зато их бактериальное загрязнение превышает все нормы в несколько тысяч раз!
Примерно через год после эпопеи с дамбой Кабинет министров выделил из своего резервного фонда на строительство глубоководного выпуска свыше 26-ти миллионов гривен. И вот тут начинается уже самое интересное! Вначале планировалось строить этот выпуск на базе уже ранее проложенного трубопровода длиной в два километра. Однако потом вдруг выяснилось, что сей трубопровод найти не удалось, и его проектная документация не сохранилась.
По мере затягивания начатого строительства увеличивалась и его сметная стоимость. Постепенно она выросла с шестидесяти миллионов гривен до шестисот. И, по мнению специалистов, даже эта последняя цифра — еще не предел возможного. Иными словами, глубоководный выпуск превратился в своего рода черную дыру для государственных ассигнований.
Когда же работы, наконец, подошли к заключительной стадии, у некоторых специалистов вдруг возникли сомнения в целесообразности этого строительства. В медиапространстве была развернута целая кампания по поводу того, что эксплуатация глубоководного выпуска приведет к еще большему загрязнению курортной зоны. Дескать, в четырех километрах от берега, как раз там, где заканчивается новый трубопровод, проходит некое мощное течение, которое принесет все сброшенные в море стоки прямо к пляжам.
— Псевдоэкологам следовало бы знать,— говорит Владимир Созинов,— что в одесском заливе никогда не проводились хоть сколько-нибудь серьезные исследования поверхностных или глубинных течений. Все они зависят от направления ветра, количества осадков в бассейнах рек Дунай,
Днестр, Днепр, Южный Буг и прочих сезонных факторов...
На сегодняшний день степень готовности глубоководного выпуска окутана тайной, как в детективном романе. Несмотря на все усилия, Владимиру Созинову не удалось даже найти последнего заказчика строительных работ. Договор подряда множество раз перезаключался и, в конце концов, затерялся где-то в недрах бюрократической машины.
— Как-то раз я попытался поднять этот вопрос на заседании Одесского горисполкома,— вспоминает Владимир Созинов.— На меня вокруг возмущенно зашикали. Дескать, молчи, город имеет серьезный долг перед подрядчиком...
В общем, вся история о затратном строительстве, как сказка о золотой рыбке, вдруг вернулась к своему началу. Только вместо разбитого корыта перед нами старая насыпная дамба, которая в любой момент может рухнуть. Сбрасывать сточные воды в Хаджибейский лиман, значит, увеличивать на нее нагрузку. Но если направить их в море, возможна экологическая катастрофа. Балансируя между этих двух зол, СБО «Северная» летом сбрасывает стоки в лиман, а зимой — в море.
По мнению Владимира Созинова, чтобы сдвинуться с этой мертвой точки, надо сначала провести экспертизы технического состояния дамбы и глубоководного выпуска.
Однако, на мой взгляд, необходима еще: ревизия всех израсходованных в процессе строительства денежных средств. Думаю, ее результатами может заинтересоваться прокуратура. Точнее — должна заинтересоваться ...
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |