![]() |
|
![]() |
![]() |
После отделения Крыма некоторые неунывающие граждане стали искать причины, по которым украинцам нужно не расстраиваться, а радоваться этому. И регион был дотационным, и население там голосовало неправильно, в общем, без Крыма только лучше. В Одессе же появился железобетонный аргумент: туристы, которые раньше ездили в Крым, испугаются трудностей и непонятного статуса территории и, конечно, хлынут в Южную Пальмиру.
Однако оказалось, что вовсе не Крыму нужно переживать о туристическом сезоне. Эскалация конфликта на востоке страны и так отпугнула часть туристов, а события 2 мая стали сильнейшим ударом по имиджу Одессы как дружелюбного, веселого города.
Внутренние туристы пока предпочитают Львов и горные курорты Западной Украины, которые сейчас стали самыми безопасными регионами страны. Но одесские работники туристической сферы все же не теряют надежды на то, что сезон еще можно спасти. С одной стороны, когда на востоке гибнут люди,кажется не совсем уместным обсуждать перспективы туристического сезона, с другой — туризм важная отрасль нашей и без того проблемной экономики.
Одесситы до сих пор не до конца оправились от трагедии, хотя реагируют по-разному — кто-то продолжает приносить цветы под Дом профсоюзов, кто-то мечтает забыть о том, что произошло на Куликовом Поле, как о ночном кошмаре. Они хотят продолжать жить дальше так, будто ничего не произошло. Возможно, в чем-то их можно понять — так, безусловно, проще и спокойней, но правильно ли?
Что касается людей, занятых в туризме, для них это вопрос не только моральный, но и материальный, ведь от имиджа Одессы напрямую зависит их бизнес. И май, который можно считать началом сезона, для города был потерян. На майские праздники в Одессу всегда приезжало много гостей из других городов Украины и ближнего зарубежья, но после второго числа об этом, конечно, не могло быть и речи.
В День Победы на улицах было тихо и пустынно — город боялся провокаций. К счастью, обошлось без них, и новый губернатор Игорь Палица даже самоуверенно написал на своей страничке в Фейсбуке: «Если то, как в области прошли выходные дни, всем понравилось, так давайте так и продолжать!» Хотя сложно представить, кому может понравиться замерший от страха город. Разве что поклонникам готической литературы.
О где же вы, туристы?
Одесса всегда изображалась в литературе, кинематографе, песнях как солнечный и гостеприимный город. Если не вдаваться в историю, а говорить только о современности, то заметная работа была проделана в последние годы, когда городские власти чуть ли не впервые стали рассматривать туризм как серьезную отрасль, которая может приносить доход в бюджет.
Была принята «Программа развития туризма в Одессе на 2013—2015 годы», она успешно выполнялась. Создан Туристический информационный центр, а в 2012 г. — Ассоциация туризма Одессы, которая объединила предприятия, так или иначе связанные с турбизнесом (от отелей и ресторанов до порта и учебных заведений). Росло количество миниотелей, апартотелей и хостелов, и они были востребованны на рынке.
Не так давно город запустил мобильное приложение, которое дает оперативную информацию о том, куда пойти и что делать в Одессе. Одесские делегации регулярно принимали участие в международных выставках, в том числе в крупнейшей туристической ярмарке ITB Berlin, которая проходит в начале марта.
Однако многолетние усилия перечеркнула майская трагедия, и представителям турсферы придется начинать все едва ли не с чистого листа. Сложно не согласиться с директором Департамента культуры и туризма Одесского горсовета Татьяной Марковой, которая в разговоре с «2000» заметила: чтобы создать позитивный имидж, нужны годы кропотливой работы, зато разрушить его можно очень быстро.
«В этом году мы также участвовали в ITB Berlin, хотя это уже были очень тяжелые для Украины дни. Мы серьезно подготовились, привезли с собой много интересной печатной продукции, — увлеченно рассказывает Татьяна Юрьевна. — Подготовили справочник «Вкус Одессы», который показал, насколько мультикультурна и толерантна Одесса, на примере кухни, состоящей из блюд разных народов с историей и рецептами, и этот материал у нас очень быстро разобрали, на всех даже не хватило. Мы вообще старались акцентировать на том, что в Одессе все спокойно, мирно, давали трансляции с веб-камер, на которых было видно, что все в порядке, гуляют дети, молодежь. Но вся эта работа была перечеркнута майской трагедией».
Официальной статистики по последнему полугодию пока нет, однако некоторые цифры Татьяна Маркова нам сообщила. Из рекордных 154-х судозаходов, уже забронированных на этот год, осталось только 63, и не факт, что это количество не сократится еще. Путешественники массово бросились отменять бронь в отелях: если на начало марта ожидалась загрузка до 60% (а это очень хороший показатель), то в итоге осталось лишь 15%. Да и без официальных цифр ясно, что количество приезжих в Одессе, как и во всей Украине, было рекордно низким. О каком туризме можно говорить, если западные МИДы официально советуют своим гражданам избегать поездок в нашу страну, а украинцы боятся покидать свои дома, не зная, что ждет их завтра.
Трагедия 2 мая поставила одесский курортный сезон на грань срыва, и теперь бизнес и власть объединяют усилия для его спасения
Яркой иллюстрацией кризиса отрасли стал пост в Фейсбуке известной в Одессе медиаперсоны и одного из «лиц» местного евромайдана Ирины Медушевской. «Уже полгода, как в Апартаменты «Кларабара» сняты все брони, туристов нет и не предвидятся. а это мой реальный заработок! — написала она. — Вот лично у меня денег нет вообще! То есть, в июне мне нечем будет заплатить за интернет, я уже молчу про мобильные. Мои подруги приезжают ко мне с пакетами еды, поддерживают, как могут. Спасибо им! Если в моей любимой Одессе не будет туристов — и меня не будет. Прямая связь! Мне 56 лет, но пенсия мне, благодаря пенсионной реформе, пока не положена! Я держусь!»
Интересно, усматривает ли активистка такую же прямую связь между сложившейся ситуацией и евромайданом. Можно предположить, что вряд ли — обычно виноватым всегда оказывается кто-то другой.
Еще один активист евромайдана и владелец турагентства Александр Бабич на встрече с новым губернатором области посетовал на то, что 3—9 мая у него не было ни одной экскурсионной группы, тогда как обычно их набирается до 20. Он также пожаловался, что СМИ нагнетают негатив, и попросил транслировать только позитивную информацию. Но раз уж попросили писать только о позитиве, воздержимся от комментариев в духе «за что боролись.», ведь страдают сейчас все, вне зависимости от политических взглядов и пристрастий.
Элементарно, Большая Одесса!
Арсен Малиновский, известный знаток украинского клуба «Что? Где? Когда?», открыл молодежный хостел. Идея возникла у молодого человека, когда тот с друзьями останавливался в хостеле в центре Львова, и он решил, что и в сердце Одессы такое заведение будет органично.
Ребята нашли помещение в историческом здании конца ХIХ в. на пересечении улиц Новосельского и Льва Толстого, разработали концепцию детектив-хостела с интересными деталями интерьера, которые напоминают о любимых фильмах, книгах и героях — от Шерлока Холмса до лейтенанта Коломбо. Даже название выбрали соответствующее — «Элементарно, Хостел!» Тогда никто и не предполагал, что гости смогут почувствовать себя героями не только Конан-Дойля или Агаты Кристи, но и Ивана Бунина с его «Окаянными днями».
Татьяна Маркова с коллегами старается спасти сезон
Открылся хостел как раз в мае, и о большом количестве клиентов говорить на данный момент не приходится. «Пока гости были только из Украины и Молдовы. Но мы надеемся, что в самое ближайшее время география расширится, — рассказал «2000» Арсен Малиновский. — Естественно, хостелы, как и всякое другое предприятие туристической отрасли, неминуемо страдают от любой конфликтной ситуации в стране. Иностранные туристы видят в новостях вооруженных людей и горящие покрышки на площадях и выбирают другие варианты для отдыха. Но я успокаиваю себя тем, что если наше начинание устоит в столь непростое время, то дальше будет только легче».
На то, что дальше будет легче, надеются и другие работники сферы туризма. И так как Одесса считается городом оптимистов, отельеры, туроператоры и рестораторы пытаются снова привлечь гостей в Южную Пальмиру. «Все эти печальные события не означают, что мы сложили руки и ничего не делаем, — говорит Татьяна Маркова. — Мы продолжаем работать, провели переговоры с некоторыми авиакомпаниями. Те готовы привозить пресс-туры и операторов».
В конце мая состоялось несколько встреч представителей турбизнеса с чиновниками, где постарались выработать стратегию дальнейших действий. Власть и раньше пыталась идти навстречу бизнесу, но тесно сотрудничать не получалось. Перед лицом кризиса все стороны, по словам Татьяны Юрьевны, забыли разногласия и объединили силы.
Совместные усилия вылились в концепцию «Большая Одесса» — бренда, в который будет включена Одесса и регион от города Южный до Белгород-Днестровского. Предполагается, что все, что находится южнее, будут продвигать под брендом «Бессарабия». Но это уже следующий шаг, а для начала нужно раскрутить «Большую Одессу». Для этого с 28-го по 30 июня в городе должен был состояться одноименный гранд-фестиваль — амбициозный проект, в котором предлагали участвовать всем желающим.
«Это инициатива группы неравнодушных одесситов, связанных и не связанных с туризмом напрямую, — говорит директор Центра туризма «Южная лига», один из участников инициативной группы Фазиль Аскеров. — В результате родилась идея объединения всех заинтересованных сторон для создания не однодневных акций, а антикризисной туристической программы для всего сезона-2014. Инициатива поддержана и городскими, и областными властями. Но основная движущая сила фестиваля — одесситы. Сотни горожан предложили свою помощь, время, ресурсы, силы, площадки для организации огромного количества мероприятий в Одессе и области».
В ожидании мира
Главная цель фестиваля — создание большого бренда, туристического кластера, который должен был объединить усилия города и области и создать привлекательный туристический продукт, включающий все составляющие туризма (от отелей и ресторанов до экскурсионных бюро и музеев).
На выходные, приуроченные ко Дню Конституции, в городе и области должны были состояться более 100 различных фестивалей, концертов, семинаров, тренингов, мастер-классов, конференций, спортивных соревнований и других мероприятий.
Г-н Аскеров в разговоре с «2000» даже выразил надежду, что масштабное мероприятие привлечет в город не меньше ста тысяч туристов. Однако, пока эта статья готовилась к печати, концепция, прямо как в анекдоте, изменилась. Несмотря на все благие намерения и показную готовность новых властей области идти навстречу бизнесу, оказалось, что ресурсов на проведение такого события не хватает, поэтому его размах был несколько сокращен. В принципе идея осталась та же, но пройдет фестиваль только в Одессе, соответственно, и название изменено на «Хочу в Одессу».
«Дорогие друзья! — написал на своей странице в Фейсбуке Фазиль Аскеров. — Подготовка к фестивалю «Большая Одесса» завершена. Его не будет. Будет другой фестиваль(.) Денег на проведение фестиваля как не было, так и нет, и не будет».
В итоге все действительно будет зависеть от энтузиазма одесситов, которые готовы потратить свое время и средства на организацию праздника. Впрочем, и таких людей нашлось немало. Например, у памятника Дюку де Ришелье три тысячи человек собираются станцевать сальсу, на пляже Ланжерон пройдет фестиваль рыбацкой кухни, где готовить будут обычные люди, а все желающие смогут отведать их кулинарные шедевры и заплатить столько, сколько считают нужным. Там же состоится фестиваль дайвинга, свои мероприятия и квесты проведут велосипедисты, серферы обещают мастер-классы и соревнования, в общем, пройдет все в духе «чем богаты, тем и рады». Может, так оно и лучше, и запал участников-аматоров компенсирует нехватку финансирования и организации.
Одесские отельеры уже договорились, что билборды «Хочу в Одессу» будут по всей Украине, ведь фестиваль ориентирован прежде всего на внутренний туризм. Хоть поток приезжих стабильно низкий по всем направлениям, но своих туристов легче привлечь, чем граждан России или Европы. «Сейчас тенденции таковы: существенно увеличится внутренний туризм. Туристов из Западной Европы и американцев до середины лета будет немного. К началу осени этот поток восстановится в прежнем объеме и даже станет больше. Российских туристов станет на порядок меньше, но к концу лета они тоже частично вернутся. В целом по итогам летнего года потери составят не больше 20%», — оптимистично утверждает Фазиль Аскеров. Директор департамента туризма Татьяна Маркова хоть верит в лучшее, но называть конкретные цифры все же не рискует.
«Мы остро нуждаемся в мире и покое, и дело здесь даже не в туризме, дело в самих людях, все хотят начать нормально работать, трудиться, строить планы, — считает Татьяна Юрьевна. — У страны есть огромный потенциал, и очень обидно, что он был разорван, не сконцентрирован на развитие, шли не совсем конструктивные действия со всех сторон. Нам важно, чтобы все стало стабильно, спокойно, чтобы мы смогли продемонстрировать миру, что мы самодостаточное мощное государство с умными, талантливыми, красивыми людьми, которое может двигаться вперед».
Начинающий отельер Арсен Малиновский тоже уверен, что в Одессу можно вернуть мир и спокойствие. «Смотрите, на Шри-Ланке шла гражданская война в течение практически двадцати лет, — говорит владелец хостела. — Полномасштабная война, с артиллерией, с бомбардировками. Война закончилась в 2009 г., а уже по итогам 2011 г. Шри-Ланка стала одним из самых популярных туристических направлений, т. е. как показывает практика других регионов, если восстановить мир и приложить усилия по восстановлению репутации, гости могут быстро вернуться. То, что произошло 2 мая, — трагедия. И одесситы никогда не должны о ней забывать, но наши сердца не должны ожесточаться. И всей душой я верю, что мы вернем славу города с уникальной атмосферой и безграничным гостеприимством».
Нам всем остается надеяться, что не придется ждать мира 20 лет.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.010Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |