ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Главный налоговик Одесской области Игорь СИНГАЕВСКИЙ: «Наибольшее мое желание — наладить конструктивный диалог с бизнесом и общественностью...»
01.07.2014 / Газета: Жизнь в Одессе / № 26(279) / Тираж: 28000

В Украине, в Одесской области — новая власть. А у нее -другие планы, в отличие от предыдущей. В первую очередь, — по-хорошему реформаторские. А именно: не идущие вразрез с общегосударственными. Цель -сделать жизнь граждан страны и области комфортной и безопасной.

Но воплощать эти планы в жизнь — людям. И тем, кто на госслужбе относит себя к старой формации, и новым. Как сделать так, чтобы и те, и другие нашли объединяющий фактор в своей работе — открытость для общества, прозрачность? Тем более — это очень сложная задача, особенно для фискальных и правоохранительных органов... Поэтому и появилось большое искушение обратиться с рядом вопросов к недавно назначенному на пост и. о. начальника Главного управления Миндоходов в Одесской области Игорю Петровичу СИНГАЕВСКОМУ. Понимание нашли сразу. И приветливый, доброжелательный, с изрядным чувством юмора руководитель налоговой службы Одесчины в этом интервью рассказал и о своеобразном менталитете работы фискальных органов, и о кардинальных реформах в ведомстве, и о кадровых «очищениях рядов», и о специфике взимания налоговых и таможенных платежей в самом южном, морском регионе Украины.

- Игорь Петрович, Главное управление Миндоходов в Одесской области вы возглавляете уже около месяца. Как вы чувствуете, ощущаете себя в этой непростой ипостаси? Как вам наш достаточно специфический регион, сама «жемчужина у моря», одесситы?

- Давайте — по порядку. Дифирамбов петь не буду. Не умею. Но скажу честно. Одессу знаю с юности. И очарован этим городом у моря — давно, прочно и надежно. И поэтому до слез жалко, что часть старого, можно сказать, сказочного города — ныне разваливается просто на глазах. Эту «выдающуюся заслугу» предыдущих властей надо срочно исправлять. По образцу того, как это делает власть в старом Городе Льва — Львове. Поэтому и туристов там сейчас — как в старинных городах Европы. И туристический бизнес наполняет городскую, областную казну исправно и очень активно.

А сами одесситы... Потрясающие, берущие за душу, заставляющие быстрее, глубже мыслить люди. Артистичные, афористичные, улыбчивые, очень легкие на хорошую, не пустую шутку. С ними — легко и одновременно сложно. И «палец в рот» им не положишь. Лучше самому -соответствовать.

Что касается Одесского региона, — да, специфика, пожалуй, уникальная для всей Украины. Крупнейший транспортный — железнодорожный, автодорожный, морской -узел старинного, трансконтинентального «Шелкового пути». Морские ворота самой большой в Европе страны. Развитое промышленное и сельскохозяйственное производство. Культурное и этническое разнообразие. Наконец, торговый центр державы. Самый большой в Украине оптовый, вещевой рынок «7-й километр» — чего стоит... В общем, жить здесь — очень интересно, но спать приходится очень мало.

- Надо полагать, вы поставили, определили для себя первоочередные задачи в работе? И какие именно поставили перед коллективом Главного управления Миндоходов в Одесской области? Сложно было адаптироваться на новом месте?

- Прибавьте к этому общую, тревожную обстановку в Украине, особенно — на ее юго-востоке. Поэтому к плановым, привычным задачам прибавляется необходимость принимать достаточно взвешенные решения прямо «с колес». В такой непростой, быстро меняющейся обстановке вся команда налогового управления просто обязана работать как одно целое. А чтобы этого достичь, первоочередные задачи всего коллектива — добиться доверия предпринимателей, с которыми приходится работать. Отсюда — и тактические цели. И стратегические -пошагово: налаживание конструктивного диалога с бизнесом и общественностью региона. Иначе толку не будет.

Понятное дело, сразу пришлось взять под особый контроль наполнение бюджета. Предшественники оставили региональные отделения казначейства с минимальным, почти нулевым счетом. И это, разумеется, общегосударственная проблема. Ныне деньги нужны не только на жизнедеятельность региона, всей Украины, но и на нужды, связанные с военным противостоянием на востоке. Значит, необходима компенсация. Ее и старается дать наша служба.

- Игорь Петрович, вы в регион пришли с частью уже сложившейся своей команды. Планируете ли вы ротацию в руководящем составе Главного управления и налоговых инспекций области? И каковы ваши критерии кадрового отбора? А еще ответьте, пожалуйста, на не совсем деликатный вопрос. Вот Миндоходов — в очередной раз реформируется. Какова цель последних изменений? Не слишком ли часто ведомство подвергается реформам?

- Да, вы правы. В столице, в нашей Службе -ныне грядут большие изменения. Надеемся, что все — к лучшему. Грядущее официальное определение статуса Государственной фискальной службы позволит обновить весь многотысячный коллектив. И назначить честных, непредвзятых профессионалов на ключевые должности.

Ныне — некоторая сумятица. Связана она с тем, что налоговая инспекция пока не получила новый статус официально. И нельзя было назначать людей на должности. Поэтому и я — «и. о.».

Напомню: 21 мая 2014 года вышло постановление Кабинета Министров Украины «О создании государственной фискальной службы». Новая структура создана путем реорганизации Министерства доходов и сборов Украины. И главный из аспектов реформирования — сделать службу более прозрачной, усилить роль общественности в жизнедеятельности ведомства.

Конечно, полностью и быстро обновить кадровый состав службы — невозможно. У нас -большая организация. Работают почти 60 тысяч человек. Только в таможне — около 11 тысяч. Остальные — налоговики. Вся вертикаль будет меняться постепенно. И поэтапно. В последнюю мою командировку в Киев услышал разъяснения от руководителя Госфискальной службы Украины Игоря Билоуса, что сначала мы в службе обновляем админ- и юр- структуры, внутреннюю безопасность, департаменты контрабанды, коррупции, аудита. Хотя бы на уровне начальников и замов...

Но сразу после назначения столкнулся с проблемой. Менталитет работы у некоторой части сотрудников своеобразный. Ездишь по региону, по районам — и складывается ощущение, что некоторые исполнители, с которыми пришлось начать работать, живут в каком-то старом, закостенелом измерении. Некоторые даже не видят связи с реальными людьми, с конкретными предпринимателями. Не видят трудностей бизнеса, проблем, неувязок. У них одно на уме — получить... В этом — главная трудность. Нужен коренной слом сознания всех налоговиков.

Но кадровые «чистки» сложно проводить еще и потому, что существуют труднопреодолимые препятствия. Только наметишь уволить какого-нибудь хапугу, а он мгновенно уходит на «больничный» или отправляется в накопившиеся неиспользованные отпуска. А еще... Трудно уволить конкретного деятеля по той простой причине, что он, понимаете ли, имеет в Кабмине, в соседних управлениях, в ведомствах, в министерствах «родного человечка», родственника-нардепа... Нужно время.

Да, безусловно, всех не заменишь. А лично для меня главное — это профессиональные качества, способности сотрудников, в том числе и к обучаемости. Поэтому, уверяю вас, на своих должностях в налоговых инспекциях Одесского региона — останутся честные профессионалы. Новичков будем учить, воспитывать и наставлять. А ставку на пополнение рядов налоговой региона «неодесситами» — мы делать не собираемся...

...Вы спрашиваете, несут ли в себе реформы позитивные тенденции в нашей службе. Министерство доходов и сборов изначально было нацелено, точнее — готово к кардинальным изменениям и преобразованиям.Получается или нет — вопрос пока риторический. Однако тот момент, что во вновь созданное ведомство вошли налоговая, таможенная службы, а также налоговая милиция — говорит сам за себя.

- Как вы полагаете, насколько сильно в дальнейшем отразится финансово-экономический кризис и политические потрясения в Украине на поступления обязательных платежей в государственный и местные бюджеты в нашем регионе?

-Должен вам заметить, что, несмотря на непростую политическую и экономическую ситуацию в стране, мы работаем в штатном режиме. В сводный бюджет за 5 месяцев текущего года органами Миндоходов Одесской области собрано почти 3 миллиарда гривен платежей. Это почти на 200 миллионов гривен превышает поступления аналогичного периода прошлого года.

И государственный бюджет пополнился на 1 миллиард 270 миллионов гривен. А это — на 134 миллиона гривен превышает поступления аналогичного периода минувшего года. В местные же бюджеты поступил 1 миллиард 660 миллионов гривен. Это, в свою очередь, на 62 миллиона гривен больше, чем за январь-май 2014 года и аналогичный период 2013 года.

Вот привез самые свежие цифры из Киева. Ежемесячно налоговая пополняет государственную казну на 20 миллиардов гривен. Таможня — еще на 10 миллиардов. То есть каждый месяц мы должны обеспечить 30 миллиардов гривен поступлений в госбюджет. Именно наше ведомство фактически обеспечивает финансовую стабильность Украины.

Несмотря на кризис в стране, служба выполнила бюджет в марте, в апреле. Очень тяжело пришлось в мае. Оборот в бизнесе сократился на 30%. Это все видят. Нет той «тумбочки», куда можно залезть и вынуть для региона, для страны необходимую сумму денег.

Но тут дело не только в нас самих. Сами себя мы высечем как следует, не сомневайтесь. Тут уже речь идет о сознательности наших граждан. И пользуясь возможностью, хочу выразить слова искренней благодарности плательщикам налогов Одесской области за добросовестное в целом выполнение их налоговых обязательств.

- Говоря о местном бюджете, вы лично уже видите резервы его наполнения? С какими проблемными вопросами здесь сталкиваетесь?

- Знаете, опыт подсказывает, что резервы есть всегда. Нужно их только пристально рассмотреть и толково структурировать. Половину поступлений местного бюджета составляет налог на доходы физических лиц. Сумма поступления этого налога напрямую зависит от размера заработной платы. К примеру, сегодня около 4000 предприятий Одесской области начисляют заработную плату в размере ниже минимального. Наибольшее количество таких предприятий в самой Одессе. Их без малого 2600.

Естественно, наиболее минимизируют заработную плату в таких отраслях, как торговля (14%), сельское хозяйство (10%), строительство (8%). Но надо иметь в виду, что нашими сотрудниками ведется активная разъяснительная работа с руководителями этих предприятий...

И даже не улыбайтесь. Как результат, только с начала этого года более 900 предприятий Одесской области повысили уровень заработной платы. А в бюджет дополнительно поступил 1 миллион 100 тысяч налога на доходы физических лиц.

- В обществе особенно внятно и привлекательно прозвучал один из месседжей нового руководства Министерства доходов и сборов Украины, то есть Госфискальной службы. А именно: снижение давления на бизнес, уменьшение количества налоговых проверок. Как с этим обстоят дела в Одесском регионе?

-Однозначного ответа, мол, все здесь обстоит замечательно, не дам. Но действительно -основным акцентом в нашей работе стало обеспечение добровольной уплаты налогов и сборов при минимальном вмешательстве органов доходов и сборов в деятельность добросовестных субъектов хозяйствования.

Уже сегодня могу твердо сказать: изменены подходы к проведению контрольно-проверочной работы. И поверьте, это — не общие слова. Одной из первых наших забот стала отмена требований обязательных доначислений по результатам проверок. А критериями эффективности мы определили то, насколько обоснованными и документально подтвержденными являются результаты контрольно-проверочной работы.

И ныне в подразделениях Миндоходов Украины, в том числе и в Одесском регионе, внедрена рискоориентированная система отбора налогоплательщиков к документальным проверкам.

Что это значит? При составлении плана-графика проведения документальных плановых проверок берутся во внимание только те плательщики, которые имеют риск относительно неуплаты налогов и сборов. Остальных, законопослушных, дисциплинированных налогоплательщиков мы даже не беспокоим. А всего за 5 месяцев этого года нами проведено 72 плановые документальные проверки юридических лиц.

- В последнее время в обществе широко обсуждается законопроект о «налоговом компромиссе». На ваш взгляд, какие качественные изменения произойдут с принятием этого законодательного акта?

- Есть такое дело. Вполне обоснованно ожидается, например, пополнение государственного бюджета за счет поступлений сокрытых налогов. А также экономия бюджетных средств государства на проверки налоговыми и правоохранительными органами потенциально уклонившихся от налогов субъектов.

Кроме того, мы уверены, что «налоговая амнистия» поможет вывести теневой бизнес в легальный оборот. К тому же, если налогоплательщик по условиям амнистии легализует свои зарубежные накопления, бюджет получит дополнительный источник валютных поступлении в виде репатриируемых средств.

И что, на мой взгляд, очень важно — подобная акция может послужить основой налаживания доверительных отношений между государством и налогоплательщиками.

- Иначе говоря, вывод экономики из тени -один из наиболее эффективных способов наполнения госказны налогами...

- Именно. И мы боремся с этой зловреднейшей для экономики страны «тенью». Ведь наш изобретательный предприниматель напридумы-вал множество схем уклонения от уплаты налогов. Они — разнообразны и не скучны. Например, воровство НДС, так называемые «налоговые ямы», конвертационные центры. Хотя все это можно отнести к откровенному криминалу.

Что поделать, предыдущая власть практически была «заточена» на это криминальное житие и всячески это «дело» поощряла. При одном условии: делись... Скажем, была организована мощная система по нелегальному возмещению НДС. Достаточно «боеспособными» и эффективными были и схемы по минимизации налога на прибыль...

Теперь развернуть весь бизнес региона, страны в легальное русло — архисложная задача для нас. Эти наработанные годами мошеннические схемы продолжают находить поддержку и в недрах самой нашей структуры, и у пограничников с таможенниками, и у правоохранителей, и в банковской сфере. Сломить-переломить эту психологию будет очень непросто.

Именно поэтому мы сегодня стараемся найти в этом отношении общий язык и взаимопонимание с подразделениями НБУ на местах, с региональными представительствами министерств и ведомств. И, разумеется, предметно занимаемся нашим коллективом, ищем, как говорится, «оборотней», доказательства их вины. И если находим нарушения — все материалы по ним немедленно передаем в прокуратуру.

Этим, конечно, дело не ограничивается. Мы стараемся как можно тщательнее перекрыть возможности для теневых схем. Многое меняем, одним словом. Раскрывать профессиональные секреты, как вы понимаете, не стану. Хотя намеренно скажу о том, что не только создаем определенные ловушки возле, например, всевозможных баз данных. Ну а дальше — своя технология... И борьба со схемами И с их «держателями» уже помогла нашей службе в общем по стране вынуть из тени почти 1 миллиард гривен в месяц.

Да, продолжается сложная игра на уровне районов, учреждений, людей. А что делать? Надо бороться. К тому же в Киеве руководство еще готовит и законодательный удар по этому злу, растлевающему и властные структуры, и бизнес. Через изменение администрирования этого злосчастного налога.

Мы абсолютно разделяем мнение главы нашей Госфискальной службы Игоря Билоуса, который считает, что в Украине должно остаться всего 10 налогов. Инициированный им законопроект по реформированию нашей службы, подготовленный группой единомышленников, — уникален для Украины. После одобрения документа Кабмином — дело за парламентом. И тут нам остается лишь держать кулаки «на счастье». Да, уверен, что определенные перипетии в Раде будут по поводу ставки компромисса. В законопроекте она закреплена на уровне 15% от суммы неуплаченного НДС и налога на прибыль. Но, полагаю, победим.

...Кстати говоря, Игорь Билоус обращает особое внимание: воспользоваться или не воспользоваться налоговой амнистией — право каждого. Это право заявить о своих неуплаченных обязательствах за последние три года — до 1 января 2014 года. Если компромисс достигнут — происходит освобождение налогоплательщика от уголовной, административной, финансовой ответственности и дальнейших налоговых проверок по заявленным периодам.

Это открывает новые возможности для бизнеса, особенно того, который работал с «площадками». А таких бизнесов — очень много. Особенно — среди крупных и средних предприятий, которые при прошлой власти силой загонялись на обслуживание в конвертационные центры.

Закон этот не коснется госпредприятий, несмотря на то, что госмонополии тоже активно работали с «площадками». Но там цель была -украсть. В то время как у бизнеса — оптимизировать налоги.

Стоит отметить, что идея налоговой амнистии была предложена не нами, а бизнесом -крупным и средним. После того, как мы изучили масштабы воровства НДС, поняли, что с этим что-то надо делать. Ведь сейчас, после смены власти, к тому бизнесу, который пользовался услугами минимизации, выстроится очередь проверяющих, желающих восстановить «справедливость».

А эта «справедливость» может обойтись предпринимателям миллиардов в 50 гривен. Чтобы откупиться, договориться и т. д. Дабы не играть на этом огромном коррупционном поле, мы и предложили амнистию.

Осталось согласовать детали. Например, кому-то хотелось бы вообще «нулевую» амнистию. Но в таком случае будет много претензий, что мы амнистируем криминальный капитал, который и создал всю эту схему. Поэтому нулевой ставки точно не предусмотрено.

А выглядеть процедура амнистии будет очень просто: в течение 60 дней — с даты вступления закона в силу — бизнес сможет согласовать с нами уточненные налоговые декларации. И при недостижении налогового компромисса налогоплательщик вправе обратиться в суд. Тут -его гражданское право.

- Игорь Петрович, в развитие предыдущего вопроса. Экономия бюджетных средств ставит крест на повышении зарплат госслужащим. Убедите, пожалуйста, наших читателей, что налоговик будет честно работать за 1500-2000 гривен в месяц.

- Страна переживает нелегкий период. Это понимают все. И если рассматривать постановку вопроса под предложенным вами углом, то тогда все «бюджетники» — врачи, учителя, инженеры, военные — априори не могут работать честно.

Отмечу, что понятие моральности, профессиональной порядочности, если хотите, — это глубоко индивидуально. В целом я могу поручиться за свой коллектив. Это — профессиональные и порядочные люди, которые любят свою работу. А отдельные нелицеприятные случаи неправомерных действий (в том числе и коррупционных), совершаемые сотрудниками, скорее, исключение из правил.

Сейчас, к сожалению, нужно кардинально пересматривать общепринятую в обществе точку зрения на налоговую службу. Ныне сотрудник органов доходов и сборов — это, прежде всего, главный помощник налогоплательщика в выполнении им своих налоговых обязательств перед бюджетом. И только потом -контролер.

Что касается уровня заработной платы, то руководитель нашего ведомства в стране Игорь Белоус во время обсуждения первых итогов работы антикоррупционной комиссии при Мин-доходов вполне резонно заметил, что для преодоления коррупционных проявлений необходимо радикально пересмотреть саму систему оплаты труда в стране.

Я также согласен с тем, что необходимо на уровне государства пересмотреть подход к государственной службе и поднять статус, в том числе и материальный, государственного служащего.

- Хорошо. Разговоры о необходимости налаживания партнерских отношений между фискальной службой и налогоплательщиками ведутся давно, но часть бизнеса уклонялась от налогов. И будет уклоняться. И будет выдавать зарплату «в конвертах». Ведь налоговая нагрузка на фонд оплаты труда превышает 40 процентов. Не находите, что это, увы, логично? Ведь предприниматели давно и прочно считают платежи в бюджет, как и взятки чиновникам, неизбежным злом.

- Отчасти, разумеется, вы правы. Но все дело — в нашей ментальной косности и зависит от степени развития налоговой культуры в обществе. А она, к глубочайшему сожалению, находится только лишь на этапе становления. В развитых демократических странах, в сообщество которых устремилась и Украина, представителям бизнеса не нужно объяснять, куда идут отчисления из фонда оплаты труда и как это важно для развития социальной сферы. У нас, к сожалению, это — злободневный вопрос. Притом что разъяснительная работа нами проводится немалая.

Однако, как говорят, один в поле — не воин. Так, при Главном управлении нашей области довольно успешно работает Общественный совет, в который вошел 31 представитель общественных организаций Одесского региона. Все деловые и конструктивные замечания, предложения от общественности мы структурируем и выходим с предложениями на уровни областной государственной администрации, нашего Министерства. Тем более что и от Игоря Билоуса в Киеве, и от председателя Одесской облгосадминистрации Игоря Палицы мы в случае необходимости получаем немедленную, всестороннюю и действенную помощь.

Что касается уменьшения налоговой нагрузки на малый и средний бизнес, то на нынешнем этапе в Кабинете Министров Украины рассматриваются аккумулированные предложения по реформированию налоговой системы. И хочу подчеркнуть, что в разработке этих предложений принимали участие представители предпринимательской среды, отраслевых ассоциаций, а также независимые эксперты. Сами себе, как вы понимаете, эти умные и опытные люди зла не пожелают.

Поэтому я глубоко убежден в том, что между налоговиками и предпринимателями не должно быть никаких барьеров. А я, как юный пионер, всегда готов с представителями общественности и бизнеса Одесчины садиться за круглый стол и обсуждать абсолютно все волнующие их вопросы. В том числе и возможное снижение налоговой нагрузки. Если это позволяют обстоятельства и условия. И дальнейшее упрощение администрирования налоговых платежей. При наличии тех же, разрешающих это факторах. Двери моего кабинета всегда открыты для диалога. Особенно если этот разговор планируется и обещает быть конструктивным. А не игрой в одни ворота.

Автор: Беседу вел Юрий СЕМЕНЮК


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту