![]() |
|
![]() |
![]() |
В Одесском литературном музее отметили 125-летие со дня рождения Анны Ахматовой.
С небольшим вступительным словом на торжествах в Золотом зале выступила директор музея Татьяна Липтуга. Она, между прочим, сказала, что, несмотря на политические перипетии, с материалами для выставки помогали российские специалисты. Сотрудница музея Анна Божко подробно рассказывала об экспозиции, которую она готовила к юбилею. Ее коллега Наталья Рымарь читала стихи Ахматовой. Гости увидели небольшой видеофильм Алены Дацьо-Рассветной.
В зале присутствовали давние друзья Литературного музея – сотрудники альманаха «Дерибасовская – Ришельевская». Они подготовили к юбилею свой сюрприз – очередной, 57-й номер издания, в котором напечатана статья Анатолия Наймана, человека из очень близкого к Анне Ахматовой круга, а также работы Вадима Перельмутера и Людмилы Сауленко. Меня заинтересовал и некий побочный сюжет: краевед Олег Губарь рассказал об Анне Панкеевой. Стихи этой «другой Анны», ушедшей из жизни в 1906 году, оказались неожиданно сильными.
Евгений Голубовский (кстати, четверть века назад он подготовил уникальное издание «Венок Ахматовой») очень точно сформулировал: Анна Горенко родилась в Одессе. И свои первые стихи тоже написала здесь. А Анна Ахматова… родилась чуть позже.
Как обыкновенная девушка превращается в великого поэта? Мы начинаем разгадывать эту тайну, уже поднимаясь по лестнице в Золотой зал Литературного музея. По обе стороны – фотоколлажи недавней выпускницы училища имени Грекова Алены Дацьо-Рассветной. Эта небольшая выставка названа лаконично и не без некоторой загадочности: «Портреты А.». Фотообразы соединены с графикой. Но главное – в их неожиданном сочетании со строками стихов!
Художница читала Ахматову очень внимательно. Находя свои ассоциации, «изобразительные рифмы». Тюльпаны и розы. Лишь прочитав стихотворные подписи, понимаешь, почему именно эти цветы. Вот даже какие-то тени лепестков – и до боли знакомая строка: «настоящую нежность не спутаешь…». Именно так: нежность – как легкая тень… Бесплотная, невесомая.
Алена Дацьо-Рассветная влюблена в литературу (явление, увы, не слишком частое). Уже успела сделать работы, посвященные Марине Цветаевой, Францу Кафке. Последняя, кстати, заняла второе место на международном конкурсе графики «Неделя искусств в Праге». Серьезный успех, с которым хочется поздравить.
В коллажах и компьютерной графике А. Дацьо-Рассветной – неожиданные ассоциации. Вертикально расположенные строки стихов… Тут и Петербург, и графический облик поэтессы. Или – все это вписано в ее графический облик?..
Вообще портретов юной Ахматовой на этой небольшой выставке много. Вот один из них. Сначала читаешь подпись: «а бледный рот слегка разжат», – а потом видишь, что рот и вправду чуть приоткрыт. Мы привыкли: Ахматова – строгая, бледная, с плотно сжатыми губами. А художница может обойтись с ней по-свойски – изобразить, например, диван разрезанным на две части. Намек на непросто сложившуюся личную жизнь?.. А. Дацьо-Рассветная нарушает атмосферу хрестоматийно-унылой благопристойности. Юбилейному по-чтению она предпочитает про-чтение. И читая, порой способна услышать самые высокие, трагические ноты. Черные ветви деревьев. И подпись: «так пел Гамаюн среди черных осенних ветвей».
Драматические ноты звучат и в ее коротком видеофильме – особенно к финалу. Изобразительный ряд, – хоть он порой и не сразу понятен, – вызывает нарастающее чувство тревоги. Этому способствует и замечательная музыка. Виолончель… и вдруг –фортепиано. Тяжелые капли звуков. Мы видим ноты на нотном стане. И звучит голос самой Ахматовой – она читает стихи о музыке Шостаковича.
Финал блистателен. Вот и ответ на вопрос, как становятся великим поэтом. Берут на себя всю трагическую тяжесть времени.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |