![]() |
|
![]() |
![]() |
В четверг председатель Одесской областной госадминистрации Игорь Палица начал более подробное знакомство с областью, отправившись в самые отдаленные южные районы – Ренийский и Болградский. В рабочей поездке участвовали народные депутаты Украины Сергей Гриневецкий, Антон Киссе, Юрий Крук, другие официальные лица.
Из столицы все виделось по-другому…
– Моя цель – разобраться, что с экономикой, дорогами и каковы проблемы людей, – сказал Игорь Петрович. – Для меня все это – новое. Находясь в Киеве, человек становится оторванным от жизни: когда ты выходишь на улицу и видишь заасфальтированные дороги, спокойные, удовлетворенные лица людей с зарплатой выше средней по стране, кажется, что в принципе все не так плохо. Но попав в кресло губернатора, я стал понимать, что такое полная централизация власти, которая существует на сегодняшний день. Председатель облгосадминистрации может заниматься только статистикой – учитывая отсутствие возможности у него, как и у областного совета, принимать какие-то кардинальные, серьезные решения, которые действительно могут повлиять на будущее области, на стратегию ее развития. Имея на казначейском счету области более полутора миллиарда гривень, воспользоваться ими мы не можем. Ситуация очень тяжелая. Сегодняшний диалог организован для того, чтобы мы понимали положение дел в области, знали, какие потребности, проблемы у людей. Для их решения мы будем искать деньги не только в государственных закромах, начнем разговаривать с бизнесом, с инвесторами. Учитывая то, что Украина подписала ассоциацию с Евросоюзом, будем пытаться получить европейские деньги, гранты.
Задача – вернуть грузопотоки
Знакомство с Ренийским портом губернатор начал с паромного комплекса для судов типа «ро-ро». Интерес И. Палицы к этому объекту не случаен. Не так давно, в середине 1990-х, паромная линия Рени – Русе (Болгария) была успешным транспортным проектом на нижнем Дунае. Услугами паромного комплекса пользовались в основном болгарские фуры, которые таким образом значительно сокращали себе маршрут, минуя значительный отрезок его сухопутной части. Но затем, как это часто бывает в нашей стране, начались всевозможные сборы и поборы. В итоге эта логистическая схема стала невыгодной для транзитного большегрузного автотранспорта, и фуры перестали пользоваться услугами порта Рени. Сегодня комплекс практически бездействует.
Можно ли вернуть его к жизни? Отвечая на этот вопрос, специалисты заявили, что порт может возобновить паромные перевозки по Дунаю в любой момент. Осталось решить самую «малость» – найти соответствующий грузопоток…
В порядке реплики председатель ОГА отметил, что подобные проблемы в Украине зачастую связаны не столько с дефицитом грузов, сколько с логистикой. И привел следующий пример: сегодня контейнеры из Турции идут окольным путем – через западноукраинскую границу, а все потому, что там таможня работает лучше и быстрее.
Заинтересовал губернатора и такой вопрос, как перспективы возобновления в Украине специальных (свободных) экономических зон, в том числе в портах. Что могут дать СЭЗ в плане увеличения портового грузооборота? Данный вопрос тем более актуален, что, как напомнил С. Гриневецкий, в Верховной Раде уже зарегистрирован законопроект, предполагающий возвращение льгот, ранее отнятых государством у СЭЗ «Рени» и «Порто-Франко» (Одесса).
Директор ГП «РМТП» Андрей Фищенко вкратце проинформировал председателя ОГА о тех субъектах СЭЗ, которые действуют в порту на сегодняшний день, а также о новых инвестиционных проектах. Наиболее «зрелый» из них – строительство зернового терминала молдавской компании «Rusagro-Prim». Несмотря на то, что Молдова развивает собственный порт Джурджулешты, также располагающий мощностями для перевалки зерна, фирма готова перегружать через Рени до 500 тыс. тонн зерновых в год. Даже сейчас, когда этот проект еще находится в стадии подготовки, Ренийский порт перерабатывает в среднем 40 тыс. тонн молдавского зерна в месяц. «Молдаване увидели в нас партнеров», – отметил А. Фищенко.
Еще один новый перспективный грузопоток, упомянутый директором порта, – перевалка экспортных украинских отрубей на Турцию, Израиль и Италию. Грузовладелец готов для дальнейшей работы построить соответствующий комплекс, полная мощность которого позволит перегружать
10 тыс. тонн в месяц, а для ГП «РМТП» это дополнительно 3 млн грн доходов в год.
И все же не так все просто в Ренийском порту: невзирая на вроде бы оптимистичную динамику грузооборота, удержать достигнутые позиции не удается. Если в 2013 году все хозяйствующие субъекты, которые действуют на территории порта, переработали в общей сложности
2 млн 794 тыс. тонн, и в этом объеме доля ГП «РМТП» составила 1 млн 335 тысяч, то нынче порт сможет переработать не более 750 тыс. тонн. Дело в том, что еще в сентябре прошлого года были отменены скидки на транзитные грузы, и многие грузовладельцы ушли из Рени…
Подводя итог совещания, губернатор четко очертил принципы дальнейшей работы:
– Надо менять подход: кроме самих портовиков, никто ничего не сделает – они должны предлагать идеи и настаивать на их реализации. А задача – моя и народных депутатов Украины – помогать этому. Но «мотором» должно быть руководство порта и города Рени.
Чтобы путь в Европу стал короче
Проехав по Рени, И. Палица увидел застарелые проблемы города на Дунае. Это отсутствие объездной дороги для движения большегрузного транзитного транспорта, следующего к международному пункту пропуска Джурджулешты по узким улицам (отчего дома трещат по швам). Это насосная станция, подающая жителям воду. Расположенная в самой низкой точке города, она после ливней оказывается затопленной. Это поликлиника, строящаяся уже более 20 лет. И, конечно, дороги…
Однако, чтобы решать многочисленные социальные проблемы, надо поднимать экономику. Поэтому губернатор особое внимание уделил проекту строительства дунайской паромной переправы Орловка – Исакча. О ходе реализации проекта рассказал депутат облсовета, представитель инвестора Юрий Димчогло.
Главное достоинство будущей переправы – оптимизация автомобильного потока из Украины, России и других стран на Балканы и в Турцию. По словам Ю. Димчогло, лишь в прошлом году через южную Молдову на этом направлении прошло 176 тысяч единиц грузового и пассажирского автотранспорта. Столь внушительный транзит принес соседней республике около 20 млн долларов. Паромная переправа Орловка – Исакча позволит автомобилистам исключить из своего маршрута переход через Молдову. Поскольку ширина Дуная в этом месте не превышает километра, здесь с интервалом в 15 минут будут ходить два парома, каждый из которых способен взять на борт до 4 грузовых и более 30 легковых автомобилей. Такая интенсивность – главный плюс линии по сравнению с конкурирующим проектом Измаил – Тулча (во втором случае время движения парома – 2,5 часа).
Как сообщил депутат облсовета, рабочий проект паромного комплекса близок к завершению. Следующий этап – постановление Кабмина Украины о придании пограничному пункту пропуска через Орловку международного статуса. Единственным препятствием на пути осуществления проекта остается затянувшаяся процедура передачи в аренду земли под строительство.
– Как только вопрос с землей будет решен, мы начнем работы буквально через неделю и завершим их в течение полугода, – отметил Ю. Димчогло.
Комментируя для прессы впечатления от визита в Рени, губернатор Одесщины сказал:
– Я убежден, что будущее Украины – в реализации экономического потенциала страны. Мы должны сделать все, чтобы вернуть утерянные возможности и создать новые предпосылки для развития. Украина должна стать европейским лидером не по экспорту рабочей силы, как это происходит сейчас, а по созданию новых рабочих мест.
Часть, которая должна стать образцовой
Первым объектом, который увидел И. Палица в Болграде, стали разрушенные городки бывшей дивизии, некогда численностью до 7 тысяч человек. Сегодня здесь часть территории облагородили и занимают пограничная служба и в/ч 2613, о которой рассказал вр.и.о командира майор Леонид Уров.
– Я очень расстроен тем, что увидел, – сказал Игорь Петрович. – Но наряду с этим горд за тех ребят, которые приводят в порядок то, что разрушалось годами. Они своими силами пытаются поднять эту часть. Мы создадим комиссию, в которую войдут специалисты ОГА, и сделаем все возможное, чтобы эта часть стала образцовой. Привлечем строительные организации, я уверен, что поддержит и бизнес. Другого выхода у нас нет. Мы видим, что происходит на востоке Украины и, наконец-то, начинаем понимать: мы должны бороться за свою страну, заботиться о людях, которые ее защищают, ведь за нас этого никто не сделает.
Первая продукция – в сети супермаркетов
В Болграде губернатор побывал на восстанавливаемом из руин сырзаводе, где уже создано 30 рабочих мест. По словам заместителя директора предприятия Виктора Кацарского, ставка сделана на переработку козьего молока. Проектная мощность – 20 тонн молока в год, и это только на сыры. В перспективе планируется и пастеризация целебного козьего молока. Сырьевая база есть: по словам В. Кацарского, на сегодняшний день в Болградском районе производится ежедневно 10 тонн козьего, овечьего и коровьего молока. Сейчас сырзавод перерабатывает по 500 литров в сутки и уже поставляет первые образцы бессарабских сыров в сеть супермаркетов.
От Конституции – до клуба досуга
Ознакомившись с ходом восстановительных работ в Спасо-Преображенском соборе, председатель облгосадминистрации провел расширенное совещание с участием представителей органов государственной власти, местного самоуправления, государственных служб и ведомств, предприятий, общественности.
– Сегодня нет человека, которого не беспокоит то, что происходит в восточных областях Украины. Мы видим, что миллиарды, которые вкладывались в восточный регион, уже ничего не стоят, – сказал И. Палица. – Когда идет война, не играет роли, у кого какая квартира, машина, кто во что одет… Но сейчас у нас есть уникальный шанс начать строить нашу страну по-новому.
В частности для этого строительства и необходимы поправки к Основному Закону Украины. В процессе их подготовки принимает самое непосредственное участие депутат Сергей Гриневецкий, который и доложил жителям Бессарабии о работе Конституционной комиссии. Губернатор попросил общественность активно присоединиться к разработке новой Конституции, подавать свои предложения.
Особое беспокойство вызывает у людей предстоящая административная реформа, о чем очень эмоционально говорил народный депутат Украины Антон Киссе. Он напомнил, что Украинское Придунавье – край, где компактно проживают представители разных национальностей. Здесь расположены большие молдавские, болгарские, гагаузские и другие села. Этнические сообщества формировались веками. Складывались традиции употребления разных языков. Реформа обязательно должна учитывать эти факторы.
В ходе общения губернатор призвал общественность Ренийского и Болградского районов аккуратно обращаться со словами «федерализация» и «автономия», не нагнетать обстановку:
– Сейчас у нас есть реальный шанс выработать новые правила игры и стать сильными, – сказал Игорь Петрович. – Децентрализация даст возможность экономического развития регионов. Налоги, которые платят здесь предприятия, должны в первую очередь идти на потребности региона и людей.
Губернатор поделился своим видением решения вопросов о регулировании цен на товары первой необходимости, борьбе с коррупцией, урегулировании ситуации на востоке страны.
А. Киссе выразил мнение большинства участников общественного форума: в этой чрезвычайно сложной обстановке нельзя распылять силы и возможности, необходимо выработать комплексную программу развития Украинского Придунавья, и ее варианты народными депутатами Украины от Одесщины уже наработаны.
В ходе живого диалога жители Болградского района поднимали проблемы роста цен на энергоносители, повлекшего увеличение стоимости многих товаров, отсутствия питьевой воды в ряде сел, автотранспортных перевозок льготной категории населения. Ветераны интересовались, как будет отмечаться 70-летие освобождения края от немецко-фашистских захватчиков, а председатель местного клуба досуга «Кому за…» посетовал на то, что пожилые люди, собираясь в своем кругу, страдают из-за отсутствия кондиционера. Се ля ви…
О чем автобус говорил?
Естественно, после первого живого общения с губернатором участники, разъезжаясь по домам, активно делились своими впечатлениями.
Владимир Петрович, историк:
– Вот это да: двадцать с лишним лет независимости – и теперь все с нуля?! А жизнь-то наша проходит…
Алена, социальный работник:
– К сожалению, не успели поговорить о социальной сфере – о здравоохранении, образовании, помощи, которой ждут дети-инвалиды.
Мария Петровна, ветеран педагогического труда:
– Вот сегодня говорили, что надо бороться с коррупцией чиновников. А ведь коррупция у нас на каждом шагу! Недавно дочь меня положила на операцию. В Одессе сказали: хирургу надо дать 15 тысяч гривень, анестезиологу 5 тысяч до и столько же после – иначе они просто не выйдут на операцию. А чтобы устроить ребенка в приличную школу?! Первый взнос – тысяча гривень, потом ежемесячно – по 180 гривень, и это – не считая «взносов» на мебель, охрану и так далее.
Виктор, молодой специалист:
– Мой товарищ со своей девушкой в конце прошлого года ездил зарабатывать на Майдан. За день им платили по 250 гривень, за ночь – 300. Правда, они больше по музеям ходили, столицу хотели посмотреть. А что имеем сегодня? Мне жалко Украину. Посмотрите на Беларусь: крепкое сельское хозяйство, развитая отечественная промышленность, стабильные доходы у людей. А у нас что? Мой оклад – 1460 гривень, жилья нет. Спасибо, бывшие сокурсники подбрасывают чертежи, и я немного подрабатываю этим. Но готов какое-то время терпеть – были бы перспективы. Пока их не вижу.
Оптимистических настроений, прямо скажем, в автобусе не было…
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.023Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |