ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Одесщина началась с Рени
16.07.2014 / Газета: Кур'єр тиждня (Ізмаїл) / № 33(912) / Тираж: 10800

Как уже сообщалось, Игорь Палица, назначенный губернатором Одесской области в мае т.г., совершил рабочий визит в Ре-нийский и Болградский районы. Для Игоря Петровича это была первая поездка по области в качестве председателя облгосадминистрации. Губернатора сопровождали народные депутаты Украины Юрий Крук, Антон Кисее, Сергей Гриневецкий, другие официальные лица.

В первую очередь И. Палица посетил Ренийский морской порт. Своё знакомство с предприятием он начал с паромного комплекса для судов типа Ро-Ро. Интерес главы ОГА к этому объекту был не случайным. Необходимо напомнить, что не так давно, в середине 90-х годов прошлого века, паромная пиния Рени -Русе (Болгария) была одним из самых успешных транспортных проектов на нижнем Дунае. Услугами паромного комплекса пользовались в основном болгарские фуры, которые таким образом значительно сокращали себе маршрут, минуя часть сухопутного пути.

Транспортный поток на паромной линии Рени — Русе был очень значительным. Рекордным для паромного комплекса стал 1995 год, когда было перевезено 17 тыс. 467 автомобилей TIR. Но затем, как это часто бывает в нашей стране, к доходному делу «присосались’ государственные органы, обложив его всевозможными сборами и поборами. В итоге эта логистическая схема стала невыгодной для транзитного большегрузного автотранспорта, и фуры перестали пользоваться возможностями порта Рени. Если в 2002 году, например, на паромном комплексе было зарегистрировано 136 судозаходов, то в 2007 году — лишь 5. Сегодня Ренийский паромный комплекс Ро-Ро (где, кстати, есть возможность ввести в эксплуатацию морской причал) практически бездействует.

Можно ли вернуть его к жизни? Отвечая на этот вопрос, специалисты заявили, что порт может возобновить паромные перевозки по Дунаю в любой момент. Осталось решить самую «малость» — найти соответствующий грузопоток...

В порядке реплики глава ОГА отметил, что подобные проблемы в Украине зачастую связаны не столько с дефицитом грузов, сколько с логистикой. И. Палица привёл следующий пример: сегодня контейнеры из Турции идут окольным путём — через западноукраинскую границу, а всё потому, что там таможня работает лучше и быстрее, чем, скажем, в Одессе. Разве это нормально?

Заинтересовал губернатора и такой вопрос, как перспективы возобновления в Украине специальных (свободных) экономических зон, в том числе в портах. В частности, речь идёт о том, что могут дать СЭЗ в плане увеличения портового грузооборота? Данный вопрос тем более актуален, что, как напомнил С. Гриневецкий, в Верховной Раде уже зарегистрирован законопроект, предполагающий возвращение льгот, ранее отнятых государством у СЭЗ «Рени» и «Порто-Франко» (Одесса).

Директор ГП «РМТП» Андрей Фи-щенко вкратце проинформировал председателя ОГА о тех субъектах СЭЗ, которые действуют в порту на сегодняшний день, а также о новых инвестиционных проектах. К сожалению, сказал А. Фищенко, Министерство инфраструктуры пока приостановило рассмотрение и утверждение Планов развития морских портов Украины, хотя каждый порт уже подал эти документы в Киев. Поэтому директор порта Рени довольно осторожно оценил инвестиционную привлекательность предприятия. И, тем не менее, она очевидна.

Наиболее «зрелый» проект — строительство в Ренийском порту зернового терминала молдавской компании «Rusagro-Prim». Несмотря на то, что Молдова развивает собственный порт Джурджулешты, также располагающий мощностями для перевалки зерна, названная молдавская фирма готова перегружать через Рени до 500 тыс. тонн зерновых грузов в год. Даже сейчас, когда этот проект ещё находится в стадии подготовки, Ренийский порт перерабатывает в среднем 40 тыс. тонн молдавского зерна в месяц. «Молдаване увидели в нас партнёров», — отметил А. Фищенко.

Ещё один новый перспективный грузопоток, упомянутый директором порта, — перевалка экспортных украинских отрубей на Турцию, Израиль и Италию. Грузовладелец для дальнейшей работы готов построить в порту Рени соответствующий комплекс, полная мощность которого позволит перегружать 10 тыс. тонн в месяц. По словам А. Фищенко, это дополнительно принесёт ГП «РМТП» 3 млн грн доходов в год.

И всё же не так всё просто в Ренийском порту: невзирая на вроде бы оптимистичную динамику грузооборота, удержать достигнутые позиции не удаётся. Напомним, что в 2013 году все хозяйствующие субъекты, действующие на территории порта, переработали в общей сложности 2 млн 794 тыс. тонн (в 2012 году -чуть более 1 млн тонн); в этом объёме доля ГП «РМТП» составила 1 млн 335 тыс. тонн. На 2014 год план гру-зоперевалки для госпредприятия утверждён на уровне 1 млн 100 тыс. тонн, но, как признался директор ГП, в лучшем случае порт сможет переработать не более 750 тыс. тонн. Дело в том, что ещё в сентябре прошлого года были отменены скидки на транзитные грузы, и многие грузовладельцы ушли из порта Рени...

Следующим этапом визита И. Палицы в Ренийский район стало ознакомление с процессом реализации проекта дунайской паромной переправы Орловка — Исакча. Депутат облсове-та Юрий Димчогло, представляющий интересы инвестора с украинской стороны (румынская сторона уже давно готова к работе) рассказал о преимуществах этой паромной линии. По его словам, главное достоинство проекта — оптимизация автомобильного потока из Украины, России и других стран на Балканы и в Турцию.

Ю. Димчогло сказал, что лишь в прошлом году через южную Молдову на этом направлении прошло 176 тысяч единиц грузового и пассажирского автотранспорта. Столь внушительный транзит принёс соседней республике более 20 млн долларов. Паромная переправа Орловка — Исакча позволит автомобилистам исключить из своего маршрута переход через Молдову, а также «перетянет» сюда тот транзитный грузопоток, который сегодня идет через Черновцы.

Поскольку ширина Дуная в этом месте не превышает 1 км, здесь с интервалом в 15 минут будут ходить два парома, каждый из которых способен взять на борт до 4 грузовых и более 30 легковых автомобилей. Такая интенсивность — главный плюс линии Орловка — Исакча по сравнению с конкурирующим проектом паромной переправы Измаил — Тулча (во втором случае время движения парома — 2,5 часа).

Как сообщил депутат облсовета рабочий проект паромного комплекса близок к завершению. Следующий этап — постановление Кабмина Украины о придании пограничному пункту пропуска через Орловку международного статуса. Единственным препятствием на пути осуществления проекта остаётся затянувшаяся процедура передачи в аренду земли под строительство. «Но как только вопрос с землёй будет решён, мы начнём строительные работы буквально через неделю. А закончить их можно будет через попгода, — отметил Ю. Димчогло. — Уверен, что для Ренийского района наш паромный комплекс станет вторым по значению градообразующим предприятием после порта'.

Комментируя для прессы впечатления от визита в Рени, губернатор Одесщины сказал:

- Я убеждён, что будущее Украины в одном — в реализации экономического потенциала страны. Мы должны сделать всё возможное, чтобы вернуть утерянные возможности и создать новые предпосылки для развития. Вот почему я хочу изучить ситуацию в области не по статистике, а по факту. Что касается Ренийского порта, то могу сказать так: исходя из того, что я увидел и услышал, у этого предприятия есть перспективы. А в целом хочу подчеркнуть: Украина должна стать европейским лидером не по экспорту рабочей силы, как это происходит сейчас, а по созданию новых рабочих мест.

Автор: АНДРЕЙ ПОТЫЛИКО


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту