![]() |
|
![]() |
![]() |
Несколько дней назад из Китая вернулась группа преподавателей Одесского регионального института госуправления Национальной академии госуправления при Президенте Украины. Возглавлял ее директор вуза, доктор политических наук, профессор Николай Михайлович Ижа. В составе делегации были профессор Людмила Приходченко, доценты Наталья Колесниченко, Лариса Курносенко и Александр Остапенко, слушательница второго курса Екатерина Рогачевская – член ученого совета института. Они изучали опыт подготовки государственных управленцев в Пекинском и Шанхайском административных институтах. Что полезного они почерпнули у китайских коллег? Об этом ведет беседу с Николаем Ижей наш корреспондент.
– Насколько мне известно, у нашего института обширные связи с зарубежными партнерами. Мы обычно ориентируемся на Европу. И вот Китай... Николай Михайлович, как вам удалось наладить конструктивное сотрудничество с китайскими коллегами?
– Признаться, это было непросто и не так быстро, как хотелось бы. Наш вуз начал заниматься этим проектом с 2007 года. У нас побывал Генеральный консул Китая в Одессе, провели круглый стол. Мы неоднократно писали письма в облгосадминистрацию, в облсовет, департамент международных связей Одесского горсовета о необходимости налаживания партнерства с китайскими вузами. Но реально активизация проекта началась с конца 2011 года при Генеральном консуле У Сяо Инь, которая детально ознакомилась со всеми аспектами научно-педагогической деятельности нашего института. Благодаря ее помощи и поддержке, ее авторитету, которым она пользуется в Министерстве иностранных дел и, как я понимаю, в Пекинском и Шанхайском административных институтах, дело пошло быстрее. В результате свой первый визит в Китай мы осуществили в 2013 году. Кстати, Пекинский административный институт (как и Шанхайский) имеет еще и другое официальное название – высшая партийная школа. Пекинская ВПШ существует более 60 лет, а со статусом «административный институт» – 20.
– И как воспринимаются эти два названия?
– Совершенно спокойно, потому что это отвечает содержанию деятельности вуза. И тогда, и сейчас в процессе наших встреч вице-ректор Пекинского административного института Ван Мин Джу подчеркнул стратегический характер нашего партнерства. Кстати, это слово любят китайцы, и не только употребляют, но и реализуют его смысл по отношению к системе подготовки и переподготовки руководящих кадров.
– А готовят управленцев в основном в Пекине и Шанхае?
– Нет. В каждой провинции Китая имеется свой региональный административный институт. Провинции же состоят из уездов (это как наши районы). В каждом уезде есть подобие таких же институтов, которые занимаются кадрами своего уровня. Они финансируются из местного бюджета. Точно так же, как и Пекинский и Шанхайский институты. Де-юре Пекинским административным институтом руководит мэр города Пекина. То же самое и в Шанхае.
– И не сложно им руководить такими крупными городами и одновременно такими институтами?
– Думаю, нет, потому что в стране создана продуманная система подготовки и переподготовки кадров, то есть имеется школа, есть аппарат, который этим занимается. Уверен, что сегодняшний успех КНР обусловлен прежде всего пристальным вниманием к подбору кадров-управленцев.
Если говорить о городах… В Пекине проживает 21-22 миллиона человек. А вместе с Шанхаем это 45 миллионов (два города – как вся Украина…).
– Китайцы собираются посетить ваш вуз?
– Они четыре дня работали здесь, у нас в институте, ездили по Одесской области, знакомились с культурными, историческими достопримечательностями Одесщины. Но самое главное: 11 октября 2013 года у нас в институте, в присутствии Генерального консула Китая в Одессе госпожи У Сяо Инь, был подписан меморандум, в соответствии с которым мы продолжаем сотрудничество.
– То есть процесс от желания начать партнерство с китайскими коллегами и до его реализации занял больше шести лет…
– Да… Я очень рад, что мы много полезного для себя почерпнули. Эти два китайских вуза нас приятно удивили.
– Чем? Поделитесь своими личными впечатлениями.
– Прежде всего поражен учебно-материальной базой. Вы представляете, в Пекинском институте повышают ежегодно свою квалификацию 10 тысяч государственных управленцев, у них 100 классов.
В Шанхае – 50 тысяч. А учатся и учителя, и руководители учебных заведений, медицины, культуры, бизнеса. В Китае каждый руководитель раз в пять лет повышает свою квалификацию в течение двух месяцев.
– А у нас?
– А у нас максимум три-пять дней. Показательно, что у них разработан стратегический план государственной кадровой политики. У них нет кадровых экспериментов, как у нас бывает. Там невозможно назначить на должность руководителя, который не прошел двухмесячные курсы повышения знаний. И на это в бюджете закладывается достаточная сумма денег… Очень серьезное финансирование. В уже упомянутом мною стратегическом плане руководителя низшего и среднего звена как бы ведут, растят…
– Такой опыт, достаточно эффективный, существовал в бывшем СССР.
– Кстати, они так и говорят, что этот кадровый опыт позаимствовали у Советского Союза. Не пожалели финансирования. К примеру, на приобретение новой литературы для библиотеки в Пекинском админинституте выделяется 400 тысяч юаней. Если в гривнях, это 800 тысяч. У нас – в десятки раз меньше…
А какие у них уютные классы, общежития, я бы сказал, четырехзвездочная гостиница… Они даже проводят тренинги для руководителей провинций на случай непредвиденных ситуаций – пожара, наводнения, землетрясения… Их к этому готовят, они принимают решения по моделируемой ситуации. А эксперты оценивают. Мы увидели в этих вузах классы, где оценивают психологические качества госуправленца. На пальчик надевается колечко, подключенное к компьютеру. Программа определяет психологическое состояние. А затем, получив соответствующие рекомендации, работают по индивидуальным проектам, чтобы откорректировать психику чиновника. Я уже не говорю об инфраструктуре. Те, кто учится в этих вузах, рядом бесплатно посещают бассейн, играют в гольф, теннис, ходят в тир, танцевальный класс. И все это доступно на протяжении каждого дня до 9 вечера. А в выходные – до 19 часов…
– А сотрудники институтов могут пользоваться этими благами?
– Несомненно. И тоже бесплатно. Кстати, в Пекинском институте много сотрудников-пенсионеров, которые уже не работают, но живут рядом с вузом. Приходят в рабочее время в институтский ресторан и обедать, и завтракать. Обед там стоит 6 юаней, то есть 1 доллар. Кроме того, у преподавателей-пенсионеров есть специально отведенная комната, в которой оборудовано видеонаблюдение за аудиториями. Они в любое время могут прийти послушать лекции, посмотреть практические занятия, которые ведут молодые коллеги. И тут же дать методический, научный совет.
– Как я понял, китайские админинституты во многом напоминают наши бывшие высшие партийные школы. А как используется идеологическая составляющая в работе с кадрами? Ведь в стране коммунистическая система.
– Лейтмотив пропаганды: Китай – сильнейшее государство, Китай все производит, Китай может все, абсолютно все… Над этим повседневно работают. У нас же идеологическую воспитательную работу зачастую выполняют социальные сети. Хорошо, если они патриотично настроены, а если наоборот – что из этого выйдет? А у китайцев идеологический рычаг очень значителен. И средства массовой информации на это настроены. В Китае более 100 телеканалов. Там не увидишь телеведущего из другого государства, который вел бы свои политические, пропагандистские программы.
Кстати, в Пекине в админинституте, как и в Шанхае, оборудована телестудия, где слушатели учатся выступать по телевидению. Кроме того, с данных студий на эти большие города выходят профессиональные телепрограммы. Мы с моими коллегами пришли к выводу, что админинституты готовят элитарные кадры государственных управленцев, высокообразованных, настоящих менеджеров-патриотов. А что касается резерва кадров, то, как сказал руководитель Пекинского админинститута, в столице создано организационное бюро, занимающееся набором слушателей на учебу и их трудоустройством. У нас, к сожалению, несмотря на постановление Кабмина, иногда очень сложно трудоустроить выпускника Одесского института. Если бы хоть одного руководителя наказали за небрежное отношение к этому вопросу, то у нас в Украине (уверен) такой проблемы не было бы.
– Готовят ли в китайских вузах ученых?
– Конечно. Там существует магистратура (как у нас аспирантура).
– А защита?..
– Да, к сожалению, у нас процедурные моменты в аспирантуре преобладают над содержанием. У них – наоборот. Магистранты никаких экзаменов не сдают... Нет собеседований, тестирований… Они по конкретному плану готовят для защиты свою магистерскую работу по госуправлению.
– Ну и в завершение – все-таки, каковы прикладные, практические моменты вашего сотрудничества с китайскими коллегами.
– Следующий, второй, этап – это выйти на сотрудничество между преподавателями, аспирантами, слушателями. И третий этап – высший, реализуемый на основе первого и второго, – это уже сотрудничество в направлениях социальном, экономическом и политическом, при участии институтов, их выпускников, руководителей органов публичной власти.
Мы пока что на первом этапе. Но хотим ускорить этот процесс.
А что касается использования китайского опыта, то здесь каждый мой коллега будет говорить на своих лекциях только о том, что увидел собственными глазами и услышал от наших коллег.
Мне хотелось бы, чтобы о КНР судили не только как о поставщике товаров широкого потребления на украинский рынок. Это великое государство с великой культурой, в том числе и научной.
Мы – президентское учебное заведение, которое поддерживает политику Петра Порошенко. Но хотим, чтобы он обратил внимание на вопрос подготовки кадров. Согласитесь: без опытных кадров невозможно реализовать эту задачу – жить по-новому. Без профессиональных, ответственных, порядочных, патриотично настроенных управленцев невозможно двигаться вперед.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |