ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Удачного взлета с гладкой полосы!
19.07.2014 / Газета: Одесские известия / № 76(4641) / Тираж: 18937

Редкостная эта фамилия – Султан. По крайней мере в Арцизском, Тарутинском районах таковой не встретила ни разу. Зато в Татарбунарском – не одна семья носит ее. Мы уже писали об Александре Ивановиче Султане. Профессионал-водник. Много лет руководит сложным, переживающим сейчас не самые лучшие времена хозяйством межрайонного управления оросительных систем.

Живет Александр Иванович в Татарбунарах. И в этом же симпатичном, постоянно благоустраивающемся городе – его родной брат Валерий Иванович Султан. Человек с тонким юмором, широкой души, высокой порядочности и бесконечной влюбленности в небо, планеризм, свободный полет.

Мне повезло: я встретилась с Валерием как раз в тот замечательный день, когда строительство летательного аппарата с размахом крыла 11 метров было завершено. Красивая «птица», поддерживаемая растяжками, стояла в просторном боксе помещения, приобретенного в ныне существующем, но бездействующем Татарбунарском агрострое.

– Купил, – говорит, – потому что всегда думаю наперед: всякое бывает.

«Всякое» таки случилось. Некогда крепкая организация с сильной маттехбазой, коллективом в 400 человек осталась в воспоминаниях. Все растащено, вывезено на металлолом. И только пилораму удалось сохранить благодаря Валерию. Здесь он вел сборку мотосамолета и знойным летом, и студеной зимой.

– Холодно, – рассказывает Валерий, – руки стынут, а я все равно клепаю, клепаю. Шесть тысяч клепок сделал.

Откуда такая неистовая тяга к планеризму? Валерий считает, что дело, ставшее, может быть, главным в его жизни, – подарок судьбы, и он за это ей бесконечно благодарен. Есть еще у него два дельтаплана. Купил и планер. А я подумала: с его-то настойчивостью, знаниями, энергией наверняка мог бы и сам построить. Но дельтаплан – аппарат, оказывается, очень сложный. Легче, уверяет Валерий, самолет построить. Как бы там ни было, но дельтапланы, планер есть и ждут своего звездного часа, который обязательно наступит с появлением взлетной полосы. Будь она – уже бы испытал и построенный мотосамолет.

С этим зависшим в воздухе вопросом к кому только Валерий ни обращался. Не отказывают, но и позитивного движения нет. Между тем, Валерий вместе с Владимиром Хитренко – в прошлом генерал-майором авиации, летчиком-истребителем, ныне заместителем городского головы – создали и зарегистрировали общественную организацию – клуб сверхлегких воздушных летательных аппаратов «Сокол». Желающие войти в него есть – бывшие служивые десантники, парашютисты, готовые во всем поддержать инициаторов. Но пока все, как в той басне Крылова: близок локоток, да не укусишь. Валерию досадно, в особенности после увиденного на слетах малой авиации. Впрочем, свой слет Евгений Урсакий, Геннадий Флиураши и Валерий провели в селе Новоселица Саратского района. Волновались: соберутся ли? Но прилетели восемь бортов: из Одессы, Киева, Житомира. Некоторым пилотам было за 70, и это вызывало особое к ним уважение. А для посадки подготовили 700-метровой длины, шириной 20 метров, полосу вдоль дороги. Обкосили ее, выровняли. Так что обошлось без шероховатостей. Праздник удался. Во-первых, это общение, знакомства, море полезной информации, планы. Во-вторых – это замечательный отдых: экскурсия по селу, посещение оставившего наилучшие впечатления местного историко-краеведческого музея, веселое катание жителей села на планерах, концерт, мясное блюдо курбан на природе. А в-третьих, и это самое важное, удалось вызвать живой интерес к малой авиации у молодежи.

А ведь когда-то в Татарбунарах был свой аэродром, что сегодня кажется невероятным. Со временем его площадь засеяли. Но, в конце концов, решили использовать под кладбище. Так что вариант под взлетку отпал окончательно. На сегодня у «Сокола» нет ни помещения, ни взлетной полосы. А хочется, чтобы ее длина была не меньше 1000 метров, чтобы можно было и АН-2 принимать, рейсы в Одессу делать. Но найти такой участок непросто. Есть кое-что в низине, но подвержено подтоплению. Можно бы использовать и прогрейдировать часть пастбища, но после дождя та же корова оставит глубокий след, а взлетная полоса должна быть гладкой, без изъянов.

Городской голова Виктор Швец с этой проблемой хорошо знаком. Да он и сам заинтересован в развитии «Сокола», справедливо считая его создание престижным для города. А еще и потому, что в юношеские годы всегда был рядом с В. Султаном, поддерживал его идеи. На снимках тех давних лет я видела их счастливые лица на фоне возрожденного к жизни Валерием ДОСААФовского однокрылого планера.

– Среди моих сверстников, – убеждает Валерий, – я первый в 16 лет поднялся на планере с малых площадок. Сделал более 100 полетов – и ни одной травмы! Сесть было невозможно. Лечу, а впереди меня пацаны бегут – хоть на головы садись.

Удивительный это человек. Он и в свои теперешние 65 лет, которые «стукнули» 17 июля, – столь же увлеченный и молодой. Сейчас собирается писать книгу. А жизнь его бесконечно интересна, полна невероятных событий и происшествий. В 30 лет ушел «в моря»: нужно было семью материально поддержать. Жил какое-то время в Африке, бывал в Америке, Азии. Прошел на судне Гольфстрим. Изучил температурный режим всей Океании.

Но и на суше жизнь была не менее интересна. Волевому, ответственному, ему поручали поднимать самые отстающие производственные участки. Так он стал председателем сельпо, ничего не смысля в торговле. Но за несколько месяцев вывел организацию в передовые, доведя товарооборот до 15 млн рублей. Но еще до этого был секретарем многочисленной партийной организации отделения известного в стране колхоза им. Татарбунарского восстания, возглавляемого Василием Туром.

В новой, нынешней уже жизни Валерий не расплескал свою кипучую энергию, оптимизм, жажду жизни и деятельности. Сегодня он помогает сыну Александру, директору хорошо зарекомендовавшего себя частного предприятия по изготовлению мебели, в его бесконечных делах. Хлопочет о светлом будущем «Сокола» и первом взлете с гладкой полосы своего мотосамолета, который вместе с дельтапланами и планером передаст аэроклубу.

Автор: -


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту