ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Польский опыт децентрализации
26.07.2014 / Газета: Одесские известия / № 79(4644) / Тираж: 18937

Одним из важнейших изменений, предлагаемых Президентом Украины Петром Порошенко для внесения в Конституцию Украины в контексте конституционной реформы, является децентрализация публичной власти, т.е. перераспределение властных полномочий «сверху вниз», с целью построения полноценной системы местного самоуправления в государстве.

Причиной такого подхода является, во-первых, настойчивое желание власти переломить жесткую тенденцию централизации полномочий, существующую в Украине на протяжении всего периода ее независимости. Во-вторых, – нивелировать эту тенденцию, усилившуюся в последние годы, в период построения так называемой вертикали исполнительной власти, в которую загнали и органы местного самоуправления. И это несмотря на то, что, по Конституции Украины 1996 года, они являются, в пределах своих полномочий, самостоятельными и независимыми органами публичной власти, формируемыми непосредственно территориальными громадами – жителями определенных территорий.

Образцом для децентрализации в Украине избрана польская модель. Чем же она характеризуется и к каким результатам приводит?

Думаю, общеизвестен факт, что реформы легко не даются, но опыт Польши, которая ценой тяжелых усилий построила европейскую страну, является наглядным примером для реформирования системы местного самоуправления у нас.

Следует сказать, что всерьез за децентрализацию в Польше взялись в далеком 1989 году. Именно тогда новое польское государство решительно ликвидировало в процессе своего становления пять ключевых государственных монополий, которые тормозили его поступательное развитие. Политическая монополия была разрушена проведением демократичных выборов в органы местного самоуправления в 1990 году. В этом же году был отменен советский принцип демократического централизма – и таким образом разрушена управленческая монополия, т.е. фактически была уничтожена иерархическая зависимость и вертикальное подчинение нижестоящих органов управления – вышестоящим. Третьей была отмена монополии собственности и установление множественности ее форм, при этом гминам (основная единица местного самоуправления в Польше, равнозначная предлагаемой у нас громаде) были переданы в собственность земля, здания и оборудование, что явилось залогом становления самостоятельного управления. Четвертой была ликвидирована финансовая монополия государства путем выделения местных бюджетов из государственного бюджета – и гмины получили возможность самостоятельно распоряжаться своими деньгами и нести за это ответственность. Последней, пятой монополией, которая была разрушена, стала административная. В полночь 27 мая 1990 года более 100 тысяч человек в Польше сменили место работы: из государственных служащих они стали муниципальными – работниками гмин.

Все эти перемены, коснувшиеся, по сути, всего государственного устройства, сопровождались существенными изменениями в национальном законодательстве – только в 1990 году было принято почти 90 новых законов.

Важную роль в процессе реформирования сыграли изменения в административно-территориальном устройстве Польши – 49 воеводств объединили в 16, т.е. фактически произошла оптимизация регионального уровня самоуправления путем укрупнения его субъектов. И все это сопровождалось мощными законодательными процессами передачи полномочий: местные общины (гмины) получили в свое распоряжение бюджеты и сегодня могут самостоятельно решать, куда направить финансы – на ремонт дорог, строительство больниц, школ или другие цели. Поляки считают, что появление реальных полномочий, ответственности и денег на местах стало безоговорочным плюсом реформы. Хотя и признают, что это путь нелегкий. Зато результативный.

По мнению одного из основных польских муниципальных реформаторов профессора Ежи Регульского, главными условиями успеха реформы являются четыре фактора. Во-первых, это наличие политической воли руководителей государства. Власть не может ограничиваться только разговорами. Она должна, прежде всего, понимать, что реформа вызовет большое сопротивление, которое ей придется преодолевать. Во-вторых – наличие знаний экспертов, которые должны глубоко разбираться в узловых вопросах реформирования и определять, что делать и как. В-третьих – важнейшим условием является поддержка реформ гражданским обществом, что придает им легитимности. Без такой поддержки реформа не может быть успешной. И здесь необходимы существенная помощь и профессионализм со стороны СМИ. В-четвертых – наличие квалифицированных кадров, которые, понимая смысл и необходимость реформы, смогут ее внедрить.

Таким образом, нам предстоит сформировать эти условия и запастись терпением, волей, знаниями и верой в успех. Ведь только они смогут привести Украину к подлинной локальной демократии.

Автор: Михаил Баймуратов


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту