![]() |
|
![]() |
![]() |
Мы уже рассказывали нашим читателям о совместном заседании двух депутатских комиссий областного совета, на котором было принято решение поддержать идею создания в нашей области оптового рынка сельскохозяйственной продукции (ОРСП). Сегодня мы продолжаем разговор на эту тему с руководителем авторского коллектива по разработке проекта, заместителем заведующего отделом рыночных механизмов и структур Института проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины, доктором экономических наук В.М. Лысюком. Он один из ведущих европейских специалистов в области разработки теории рынков. О чем, в частности, свидетельствует вышедшая летом этого года в Германии (по инициативе немецкой стороны) его монография «Организация товарного рынка: теория и практика».
Вместе с Владимиром Митрофановичем над проектом работал коллектив отдела и председатель правления ОАО «Южноукраинский региональный оптовый продовольственный рынок» Олег Борисович Ярмоленко.
– Владимир Митрофанович, чем вызвано Ваше столь пристальное внимание к проблеме развития именно товарных рынков?
– На них, в отличие от финансовых рынков, создается реальная добавленная стоимость, которая и служит источником развития экономики страны. Для Украины в этом плане стратегическими являются рынки сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров.
Проанализировав ситуацию за рубежом, мы увидели: там формируются крупные логистические центры, занимающиеся поиском путей эффективного распределения сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, – специализированные оптовые товарные рынки.
Анализ нашей ситуации показал следующее: при мощном сельском хозяйстве мы с каждым годом все больший сегмент рынка продовольственных товаров отдаем импорту. Что, мы не можем выращивать свои яблоки, морковь, лук, картофель? Оказалось, что причина происходящего кроется в отсутствии в логистической цепочке рынка важного звена – организованной оптовой торговли и распределения продукции, выращенной и произведенной нашими фермерами и сельхозфирмами. На отечественном рынке сельхозпродукции доминируют неорганизованные посреднические структуры. Они стихийно устанавливают цены, перепродают продукцию, чем еще больше завышают конечную розничную цену. По нашим данным, это приводит к значительным потерям выращенного урожая, времени и финансовых ресурсов – 25-30 процентов. Поэтому с 2006 года мы начали работу над проектом создания ОРСП. Его основная цель – наращивание объемов производства и переработки сельскохозяйственной продукции на основе механизмов ускорения товарооборота, согласования интересов производителя, посредника и потребителя с учетом спроса на основные группы продуктов питания, что должно способствовать стабилизации цен и, в конечном счете, – снижению уровня потребительской инфляции.
– Причем, Вы работали над проектом не только для Одесской области…
– Для начала мы предложили создать в стране девять оптовых рынков, чтобы замкнуть на них производителей всей отечественной плодоовощной продукции. Она, кстати, приносит больше дохода с каждого гектара, чем зерновые культуры. Об этом не говорят, но факт остается фактом.
– Владимир Митрофанович, многие считают, что оптовый рынок – это тот же базар, только большой. Такой себе супер – или гипербазар…
– К сожалению, это заблуждение вредит развитию ОРСП в стране. В ряде областей построены рынки, которые пытаются представить как логистические центры, но функционируют они в обычном режиме купли-продажи. Наиболее наглядный пример – рынок «Столичный» под Киевом, который – при немалых затратах на его строительство – логистических и маркетинговых функций не выполняет.
В нашем проекте ОРСП – это логистический и маркетинговый центр. Он не занимается торговлей, а предоставляет услуги различным субъектам, работающим на рынке сельхозпродукции, и способствует ее движению на всех этапах от поля (производителя) до прилавка. Такой центр мы и начали проектировать для Одесской области, в Овидиопольском районе, на 20 гектарах территории Прилиманского сельского совета. Проект предполагает возведение мощных современных овощехранилищ, холодильников, торговых павильонов, создание информационного распределительного центра и элементов его инфраструктуры.
Прежде всего оптовый рынок сельскохозяйственной продукции должен избавить фермера от забот о торговле своей продукцией. Сегодня на это у него уходит треть и более времени. Фермеру приходится либо бегать по супермаркетам, либо ездить по рынкам в надежде сдать товар на реализацию. Но и в первом, и во втором случае договор чаще всего заключается на невыгодных для товаропроизводителя условиях либо не заключается вообще. Как следствие, овощи и фрукты пропадают на полях и в садах, в кузовах автомобилей, так и не оказавшись на столе потребителя.
Приезжая на ОРСП, фермер должен сдать свою продукцию по приемлемой оптовой цене и не задумываться, где и как ее будут продавать. Поиск торговых предприятий под реализацию товара – забота не его, а оптовых операторов.
Кроме того, создание ОРСП позволит значительно ускорить движение продукции от производителя к потребителю.
– Появление такого рынка предполагает наличие больших объемов предлагаемой к реализации плодоовощной продукции. Вы уже говорили, что ориентировались не только на аграриев Одесщины…
– Именно. Думаю, что на таком рынке с удовольствием реализовали бы свой товар фермеры и агрофирмы из Николаевской, Херсонской, Кировоградской, Винницкой областей и соседней Молдовы. А покупали бы ее представители всех регионов Украины.
– А как создание ОРСП повлияет на формирование цены на продукцию?
– У нас, согласно либеральной модели экономики, цены на сельхозпродукцию формируются на свободном рынке. Механизмы рыночной конкуренции должны уравновешивать спрос и предложение. Однако в условиях инфляции и открытой экономики эти механизмы не работают, поскольку ориентируются на курсы валют и цены импорта. Вот и сформировался перекос: в наших супермаркетах в большинстве представлены импортные овощи и фрукты. Создание ОРСП поможет постепенно исправить положение дел и защитить интересы отечественных товаропроизводителей, так как формируемая на ОРСП оптовая цена на товар позволит нашим фермерам успешно конкурировать с импортом, что, соответственно, будет сдерживать рост розничной цены.
– В начале беседы Вы подчеркнули, что ОРСП – это не базар, а логистический центр. Какой должна быть его инфраструктура?
– Оптовый рынок сельскохозяйственной продукции – это не только специально оборудованные, с необходимым температурным режимом помещения для хранения овощей и фруктов. Он располагает также подразделениями для сортировки и пакетирования товара. То, к чему в этом плане следует прийти, мы видим по импортной продукции в супермаркетах – вся она вымыта и расфасована. На ОРСП будут работать автоматизированные системы погрузки-выгрузки, а также лаборатория по сертификации, – без этого путь на зарубежный рынок останется закрытым.
Здесь же можно формировать большие оптовые партии товара на экспорт. Так работают поляки. У них шесть оптовых рынков, откуда активно ведется торговля, ориентированная, кроме нас, на Россию и Беларусь. Как следствие, еще в 2010 году на рынках этих стран польская продукция составляла примерно 18 процентов, а наша – меньше двух. Поэтому мы в проекте ОРСП предусмотрели даже таможенный терминал, откуда товар может уходить прямо на внешние, в том числе европейские рынки. Всего в такой многопрофильной структуре могут получить работу 400-500 человек.
– Владимир Митрофанович, а ведь наши овощи и фрукты хоть и проигрывают по внешнему виду, но по вкусу фору импортным дадут немалую!
– К нам приезжал представитель ФАО – продовольственно-сельскохозяйственной организации при ООН. Он сразу сказал: нам очень нравятся ваши помидоры и другая плодоовощная продукция. Но вы не умеете свою продукцию правильно упаковать, сертифицировать и доставить. Если соответствующие требования будут выполнены, мы с удовольствием будем ее покупать. Собственно, выполнение таких функций и предусмотрено на проектируемом нами ОРСП.
– При правильной организации, какая доля выращиваемых в области овощей и фруктов могла бы уходить на экспорт?
– Примерно половина. Изначально мы проектировали рынок с оборотом в 400 – 500 тысяч тонн в год.
– То есть он будет ориентирован прежде всего на внешний рынок?
– Нет, ОРСП нужен для обеспечения сначала внутреннего, а затем уже внешнего рынка. В Германии, например, 80 процентов продукции с оптовых продовольственных рынков поступает в магазины страны, остальные 20 – на экспорт. Это позволяет успешно вытеснять так называемый необязательный импорт, то есть ту продукцию, которая может быть произведена внутри страны. Кроме того, импорт вымывает деньги из национальной экономики, в том числе и из бюджета, поддерживая финансовую и производственную системы страны-экспортера. Поэтому все стараются больше вывезти своей и поменьше ввезти чужой продукции.
– Регламенты работы оптового сельхозпродуктового и обычного рынков отличаются?
– ОРСП должен работать круглосуточно. Ночью будет приезжать транспорт супермаркетов со своими, предварительно заказанными списками товаров на три дня реализации. Его оперативно загружают (основные операции предполагается осуществлять до 6-7 часов утра), и к моменту открытия магазинов свежая продукция уже будет ожидать покупателей на прилавках. Такой механизм работы снимает с торговых сетей весьма серьезную проблему содержания складских помещений. Вся продукция хранится на современных складах и в овощехранилищах ОРСП. И супермаркеты просто заказывают те объемы товара, которые им необходимы, исходя из времени года, спроса, цены.
Кроме того, работа ОРСП ночью приведет к тому, что в дневное время значительно разгрузятся автомагистрали. Для больших городов это очень важно.
– Идея создания в Украине ОРСП родилась в среде бизнеса и науки. Но чтобы она успешно развивалась, помочь должны центральная и местная власть…
– Да, разные формы эффективного сотрудничества нашли в Испании, Италии, Франции, Германии, Корее, Китае. Несколько мощных оптовых рынков работают недалеко от Сеула. Три таких построили в окрестностях Милана. В первую очередь они обеспечивают потребности мегаполисов, а излишки продают на внутренний и внешний рынки.
В 1999 году в рамках правительственной программы по строительству оптовых рынков в Польше был открыт Поморский оптовый аграрно-продовольственный центр под Гданьском. Это акционерное общество. Его акционерами стали коммерческий банк «Миллениум», государственное агентство по реструктуризации и модернизации сельского хозяйства, Госказначейство, гмина (местный орган власти) города Гданьска, Агентство по развитию Поморья, а также фирмы и частные лица.
На строительство был взят кредит Всемирного банка. Неденежный капитал в виде земли предоставило Агентство по сельскохозяйственной собственности. То есть для реализации значимого проекта вполне можно, и даже необходимо, объединить усилия государственной и местной власти, а также бизнеса. Это пример успешного государственно-частного партнерства.
– Владимир Митрофанович, при реализации такого серьезного бизнес-проекта, как строительство оптового рынка сельхозпродукции, просчитывают всевозможные риски. Насколько они велики в данном случае?
– Без серьезной предварительной проработки этого вопроса, изучения товарных потоков, спроса, транспортных развязок ничего не получится. Не удастся правильно разместить так называемый логистический перекресток, спроектировать сам рынок и разработать регламент его работы. Так произошло под Миланом: два рынка работают успешно, один – не работает вообще. В Польше из шести рынков эффективной признана деятельность всего трех.
Неправильно размещенный рынок может появиться и у нас, в районе «Двух столбов». Там были опытные участки института сельскохозяйственного производства. Одна структура решила построить там оптовый рынок. Участок (более 60 гектаров) при молчаливом бездействии властей у института забрали, срезали верхний плодородный слой чернозема. Представители фирмы сказали, что проекта у них нет, но что-то они построят. Теперь там торчат металлические фермы и возвышаются горы глины… Так подходить к делу нельзя.
Мы много консультировались с европейскими экспертами, учитывали действующие сегодня международные нормы и стандарты. Не случайно готовый проект получил высокую оценку зарубежных коллег.
Следует сказать, что в нашем институте осуществлены значительные разработки: проекты, механизмы, инструменты, предложения, направленные на совершенствование работы товарных рынков, в том числе и сельхозпродуктовых. Нам хотелось бы, чтобы на них обратили внимание бизнес и органы власти, чтобы они были востребованы.
Неужели, вступая в европейскую зону свободной торговли, мы не осознаем, что для того, чтобы нас уважали, мы должны быть цивилизованной, экономически сильной страной – равноправным партнером, а не просителем?! А для этого необходимо использовать все наши сильные стороны – управленческий интеллект и отраслевые рыночные, а также природные ресурсы.
Сегодня важным ресурсом является аграрный комплекс, а его неэффективное использование, как это мы показали на примере организации рынков плодоовощной продукции, лишает регионы и страну перспектив развития.
А между тем расчеты свидетельствуют, что Украина может прокормить порядка миллиарда человек – вот это и есть наш потенциал развития.
Мне хочется предостеречь некоторых депутатов и чиновников. Создание такого ОРСП – это не просто бизнес, а региональный и даже национальный проект, который призван решать важнейшие социально-экономические проблемы.
В завершение беседы стоит подчеркнуть: в условиях нынешнего экономического кризиса и обострения общественно-политической ситуации в стране особенно актуальным становится поиск резервов, дополнительных путей пополнения бюджетов, прежде всего местных, на которые государство постепенно перекладывает все больше функций. Эффективная работа на рынке сельскохозяйственной продукции, пожалуй, – один из самых значительных резервов для нашей области. Потому очень хочется верить, что депутаты областного совета поддержат идею создания у нас ОРСП. А затем не останется в стороне и Министерство аграрной политики и продовольствия Украины. Ведь именно оно по закону имеет право присвоить предприятию статус оптового рынка.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |