ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Каким будет статус Куяльницкого лимана?
29.07.2014 / Газета: Одесские известия / № 80(4645) / Тираж: 18937

В СМИ продолжается дискуссия по поводу того, быть территории Куяльницкого лимана частью природно-заповедного парка или все-таки курорта. Сегодня свою точку зрения предлагает руководитель депутатской группы «Куяльник» в областном совете Сергей СТЕПАНЕНКО.

Из истории вопроса

По мере реализации первоочередных мер по спасению лимана (напомню, к ним относятся подача в водоем морской воды и меры по увеличению притока пресной из реки Большой Куяльник) жаркие споры, – строить или не строить трубопровод, соединяющий лиман с Черным морем, – практически прекратились. И на первый план выходит вопрос о том, с каким правовым статусом лиман будет жить дальше. К сожалению, в этом вопросе нет единодушия, и полемика захватывает все более высокие властные кабинеты. Свою позицию по статусу Куяльницкого лимана я изложил почти год назад в брошюре «Причины обмеления Куяльницкого лимана и пути его спасения». Не изменилась она и сегодня. Однако, в связи с тем, что после десятимесячного замалчивания эта позиция сейчас – вместо научной дискуссии по ней – подвергается нападкам, грубым искажениям и чуть ли не стала «красной тряпкой» для некоторых экологов и СМИ, приходится изложить ее еще раз публично.

О статусе лимана власть стала во всеуслышание говорить на выездном заседании по реализации Региональной программы восстановления водных ресурсов Куяльницкого лимана 19 июня 2014 года. В протокол заседания департамент экологии и природных ресурсов облгосадминистрации (далее – департамент экологии ОГА) включил «с голоса» три пункта по созданию национального природного парка «Куяльницкий» (далее – НПП). Но на первом расширенном заседании вновь созданной рабочей группы по реализации региональной программы 16 июля все же удалось привлечь внимание руководства ОГА к необходимости взвешенного подхода к решению данного вопроса. На основе тезисов моего выступления на том заседании и построена эта статья.

Мне понятна позиция общественной организации «Фонд защиты и возрождения дикой природы им. проф. Пузанова «Природное наследие», который много сделал для создания природно-заповедных объектов в Одесской области. Сейчас ее руководство стремится продолжить это направление на Куяльницком лимане, используя при этом, к сожалению, не методы научной дискуссии, а излишне эмоциональные высказывания.

Напомню, именно этим фондом был подготовлен проект научного обоснования создания НПП «Куяльницкий», который, по поручению областного совета, в марте 2013 года уже рассматривался на расширенном научном семинаре с участием ученых вузов, НИИ Одессы, общественных активистов, представителей областных властей. Тогда авторам было высказано очень много замечаний и предложено существенно доработать проект, чего, к сожалению, до сих пор не сделано.

Но помимо природоохранных и научных аспектов создания НПП, в случае включения в него территории самого Куяльницкого лимана возникает много правовых и социально-экономических вопросов (вообще не проработанных в проекте). Ведь в последние 80 лет основной и главной функцией Куяльницкого лимана является лечебно-оздоровительная деятельность, т.к. он обладает уникальными лечебными природными ресурсами! Потому лиман по своему правовому статусу, как это прописано в украинском законодательстве, является лечебным водным объектом общегосударственного значения. Этот правовой статус был закреплен постановлениями правительства в 1985 и в 1996 годах. И логично было бы направить усилия на законодательное закрепление именно этого статуса, а не предлагать изменять его на статус объекта природно-заповедного фонда (далее – ПЗФ).

Лечебные природные ресурсы Куяльницкого лимана как территории оздоровительного назначения охраняются Законом Украины «О курортах» 2000 года, где прописана процедура объявления лимана курортом, создание округа его санитарной охраны. Ответственность за соблюдение норм закона (не менее жестких, чем для природно-заповедных объек­тов!) на территориях округа санитарной охраны возлагается на областные и районные власти. Этим же законом прописан правовой механизм социально-экономического развития лимана как курорта – ведь здравый смысл подсказывает, что Куяльницкий лиман, имеющий, прежде всего, уникальные лечебные природные ресурсы, можно и нужно развивать как курорт. Такой механизм в виде общегосударственной целевой комплексной программы развития курорта «Куяльницкий лиман» действительно может существенно улучшить социально-экономическую ситуацию во всей Одесской области. Это предложение было сделано мною еще год назад в упомянутой выше брошюре, но, как в известной басне Крылова, – «воз и ныне там». У каждого вновь приходящего областного чиновника, ученого, общественного активиста свое видение, своя позиция…

Между парком и курортом

Что же нужно сейчас сделать областным властям, чтобы закон заработал на сохранение и развитие лимана как курорта? Во-первых – направить ходатайство в Кабинет Министров об объявлении Куяльницкого лимана курортом государственного значения. Народные депутаты, депутаты областного совета, ученые в 2013 году по своей инициативе подготовили и внесли в Верховную Раду соответствующий проект закона об объявлении Куяльницкого лимана курортом. Необходимые научные обоснования можно подготовить в течение месяца. Но для этого нужны желание и воля областных властей!

Во-вторых, необходимо инициировать разработку Кабинетом Министров проекта общегосударственной целевой комплексной программы развития курорта «Куяльницкий лиман». Можно и нужно уже сейчас, не дожидаясь решения Кабмина, начинать в области такую подготовительную работу при непосредственном участии одесских ученых разных профилей. За нас все равно такой проект никто не сделает.

В-третьих, необходимо проанализировать на уровне области правовые возможности по принуждению к соблюдению на охраняемых законом «О курортах» территориях требований Водного кодекса, Земельного кодекса, законов «Об охране окружающей природной среды», «Об охране земель». Для этого есть Уголовный кодекс, Кодекс об административных нарушениях, Гражданский кодекс. Если нужно – создать организационные механизмы контроля соблюдения режима округа санитарной охраны лимана.

При таком комплексном подходе Куяльницкий лиман сможет успешно выполнять и лечебно-оздоровительные, и природоохранные функции – ведь согласно ст. 5 Закона «Об экологической сети Украины», курорты являются ее структурным элементом, где необходимо соблюдать условия для сохранения и охраны уникальных природных систем, к которым, без сомнения, относится лиман.

Заманчивой, на первый взгляд, выглядит перспектива альтернативного решения проблем охраны Куяльницкого лимана с помощью включения его территории в создаваемый НПП «Куяльницкий». Но в этом случае статус лимана как курорта меняется на статус объекта ПЗФ, предназначенного не для предоставления лечебных услуг, а для сохранения естественного природного состояния территорий, входящих в парк. И как некий «довесок» к этой основной функции в НПП можно предоставлять рекреационные (в т.ч. лечебные) услуги. Следует подчеркнуть, что заботу о Куяльницком лимане в этом случае полностью берет на себя Министерство экологии и природных ресурсов (далее – Минприроды). Однако в его обязанности не входит оказание лечебных услуг, поэтому лечебно-оздоровительная функция лимана будет со временем рассматриваться в лучшем случае как второстепенная. Условия развития лимана как курорта уже будет определять Минприроды, а не областная власть.

Автор: -


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.008
Перейти на повну версію сайту