![]() |
|
![]() |
![]() |
В качестве обоснования этих опасений приведу цитату из научной работы (автор Безручко Л.С., 2010) по исследованию рекреационного природопользования в Шацком НПП: «Рекреаційна діяльність у НПП коригується природоохоронною функцією цих об’єктів природнозаповідного фонду. Тому у межах НПП пріоритетними мають бути екологічно зорієнтовані види туристичної діяльності. У зв’язку з цим, на нашу думку, санаторно-курортне лікування не повинне бути основним типом рекреаційного природокористування у національних парках, адже воно потребує будівництва багатьох споруд, що зумовлює значні навантаження на довкілля. Відповідно цей тип повинен мати обмежене застосування з огляду на надмірні навантаження на довкілля».
И это не просто теоретические рассуждения – опыт функционирования НПП в Украине свидетельствует, что в них не создано ни одной курортной территории. В Шацком НПП работает одно санаторнокурортное учреждение. Лечение в нем осуществляется привозной моршинской водой, но не местными лечебными природными ресурсами. В то же время ни в Саках, ни в Хмельнике, ни в Миргороде для сохранения местных лечебных природных ресурсов не создавались НПП, а законами эти территории объявлялись курортами государственного значения!
Кроме того, в предлагаемом Фондом защиты и возрождения дикой природы проекте научного обоснования создания НПП «Куяльницкий» включаемые в него прибрежные территории составляют около 4% (!) от территории округа санитарной охраны Куяльницкого лимана, определенного постановлением Совета Министров УССР от 7.03.1985 года. Но и без науки понятно, что качество лечебных ресурсов лимана зависит от экологического состояния рек, пополняющих его пресной водой, т.е. от экологического состояния всего водного бассейна Куяльницкого лимана. 97% его в предлагаемых проектом границах парка, включающего сам лиман, будут выведены из режима особой охраны. И в этом случае уже никто не сможет повлиять или ограничить какуюлибо хозяйственную деятельность на территориях практически всего округа санитарной охраны лимана – это будет стартом их бурного «освоения», результаты которого непременно скажутся на состоянии лимана через 34 года. Так может быть именно в этом привлекательность данного проекта?!
Отметим еще один непроработанный момент проекта – предлагаемую схему зонирования территории НПП «Куяльницкий». Разработчики в качестве практически единственного аргумента сохранения и развития возможностей лечебнооздоровительной деятельности в НПП приводят заложенный в законодательстве гибкий механизм зонирования территории данного объекта ПЗФ. Это действительно так, никаких нормативных ограничений на соотношение площадей четырех зон НПП нет. Но что же предлагают проектанты для Куяльницкого лимана? Зона стационарной рекреации (в которой только и возможны строительство и функционирование санаторнокурортных учреждений) охватывает территорию санатория им. Пирогова, а она составляет менее 0,5% (!) территории предполагаемого НПП. То есть условий для развития курорта за счет появления новых санаториев на других территориях в проект просто не заложено! Не беда, – опять говорят проектанты, – все можно поправить. Но почему же это не сделано до сих пор?! Ведь потом изменение границ зон будет осуществляться из Киева чиновниками Минприроды, в функции и, следовательно, в ответственность которых, как я уже отмечал, не входит развитие курортной деятельности в НПП. Мнение и интересы областной громады в этом случае будут учитываться в последнюю очередь. Много ли найдется инвесторов (надежды на государство уже не осталось), готовых пройти все эти киевские круги для того, чтобы получить разрешение на строительство новых курортных учреждений на берегах Куяльника?! Но даже после этого их общение с Минприроды не закончится – ежегодно они должны будут получать разрешение на специальное использование природных ресурсов и их лимиты.
Да, в варианте создания НПП «Куяльницкий», включающего в себя территорию Куяльницкого лимана, есть одно неоспоримое преимущество – это наличие государственной структуры (администрация парка). Она будет подчиняться Минприроды и им финансироваться. В сферу ее ответственности законом вменяется охрана территорий НПП, мониторинг их состояния и много других функций. Однако, следует признать, что эффективность их реализации в украинском (в т.ч. одесском) варианте вызывает, мягко говоря, много вопросов. Но, опять же, повторюсь, теперь эти вопросы будут уже не к областным властям, а к Минприроды. Но Куяльнику от этого станет легче?
Есть еще много других моментов, например, об опасности исключения лимана из Государственного кадастра природных территорий курортов в случае его включения в НПП.
На все приведенные здесь и другие сомнения, предостережения и замечания необходимо получить исчерпывающие ответы до принятия решения о закреплении или изменении статуса Куяльницкого лимана. Эти ответы могут дать только квалифицированные научные эксперты и серьезная научная дискуссия, явно отличающаяся от принципа «кто громче кричит, тот и прав». Ведь слишком много от этого решения будет зависеть в дальнейшей судьбе Куяльника и в целом Одесской области.
В этой связи вызывает удивление позиция департамента экологии ОГА, который должен в первую очередь быть заинтересован в реализации именно такого подхода. Но реалии совсем другие: в региональной программе пункт, касающийся обсуждаемого вопроса, записан следующим образом: «Подготовка материалов по созданию объекта ПЗФ и оформлению правового статуса Куяльницкого лимана в соответствии с Законом Украины «О курортах», ответственные – департамент экологии ОГА, бассейновый совет (не работает с сентября 2011 года!) и т.д. Но департамент занимается и лоббирует выполнение только одной части задания (создание НПП), а по второй (оформление курорта) за два с половиной года нет ни одного документа, ни одного совещания, ни одного заключения, никаких движений, т.е. усилий департамента нет вообще! Вероятно, эта часть задания для департамента экологии ОГА просто не существует! И это, вообще говоря, можно понять – ведь в его функции не входит задача заниматься курортами, их развитием! Но тогда что же изменится в случае, когда лиман официально станет НПП?
Следует отметить, что в данном вопросе департамент экологии ОГА демонстрирует удивительную преемственность позиции в отношении прекратившего свое существование в мае 2013 года управления охраны окружающей природной среды Одесской области как структурного подразделения Минприроды Украины. Ведь еще 5 мая 2011 года (т.е. до принятия в октябре 2011 года региональной программы) управление по своей инициативе, без какоголибо обсуждения, направило ходатайство о создании НПП «Куяльницкий» площадью 9873,8 га (к июлю 2014 года эта территория возросла до 13596,3 га), включая территорию Куяльницкого лимана, в центральный офис Минприроды. При этом в управлении не было рассмотренного общественностью научного обоснования создания такого объекта ПЗФ (в завершенном виде его нет и сейчас). На руках тогда были лишь рекомендация Института ботаники НАН Украины от 25 июня 2007 года о создании регионального ландшафтного парка на территориях, прилегающих к лиману, в пределах, зарезервированных для заповедования решением сессии Одесского облсовета от 1 октября 1993 года (общей площадью 700 га – сравните с площадью, заявленной под НПП!).
Подчеркну, что являюсь сторонником создания НПП на территориях, прилегающих к лиману, которые действительно представляют природную ценность и нуждаются в особом режиме охраны, предусмотренном Законом Украины «О природнозаповедном фонде». Решающее слово – за специалистами заповедного дела. Но решение о включении в предлагаемый объект ПЗФ самого Куяльницкого лимана необходимо принимать на основе серьезной научной экспертизы с оценкой правовых, социальных, экономических и экологических последствий такого шага для развития курортного дела, да и для социальноэкономического развития области в целом.
Это я и пытаюсь донести на протяжении последнего года до сознания областных властей и энтузиастов заповедного дела.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |