![]() |
|
![]() |
![]() |
В соответствии с соглашением об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом наша страна получила широкий доступ на европейские рынки. В частности, товары, произведенные в Украине, временно освобождены от импортных пошлин в страны ЕС. Чтобы беспрепятственно попасть на европейский рынок со своей продукцией, украинским производителям достаточно получить сертификат EUR. 1.
Казалось бы, чего проще: получай сертификат и радуй Европу своим товаром.
На деле же все гораздо сложнее. И не из-за засилья бюрократизма, а потому, что большинство наших предприятий просто не выдерживают конкуренции на развитом и насыщенном отличной продукцией европейском рынке. И прежде всего, из-за отсутствия надлежащей сертификации производства и готовой продукции на предмет соответствия системе стандартов качества и безопасности.
ООО «Укркофе» ТМ «Lacomba» — это единственное в Украине предприятие, полностью спроектированное и построенное как кофейный завод с участием иностранного капитала и получившее сертификат международных организаций на предмет соответствия требованиям пищевой безопасности ISO и HACCР. На днях директор этого предприятия П. Д. ДИКИЙ встретился с журналистами и ответил на их вопросы.
- Павел Дмитриевич, ООО «Укркофе» вышло на отечественный рынок в конце 2011 года. Что удалось достичь предприятию за неполных три года работы?
- Да, действительно, наша компания начала производить кофейную продукцию в начале 2011 года.
За это время мы освоили производство, выпустили на рынок весь спектр кофейной продукции, а это кофе растворимый порошковый и агломерированный, жареный в зернах, жареный молотый,
кофейные напитки «3 в 1» классический и с различными вкусами. Традиционно украинский рынок кофе, впрочем, как и стран СНГ, тяготеет к потреблению кофе растворимого, что связано с простотой и быстротой приготовления последнего.
Однако последние несколько лет украинские потребители начинают все больше готовить и пить классический и молотый кофе. Скажем, если еще пять лет назад соотношение растворимого кофе к молотому составляло 70 на 30 процентов, то ныне — 60 на 40, и разрыв с каждым годом сокращается. Это связано, в первую очередь, с активизацией рынка кофе в Украине в целом, все большей популяризацией доступного для украинского потребителя кофе молотого.
Также нельзя не отметить, что традиционно популярными у молодежи являются напитки «3 в 1». Они появились на рынке лет 15 назад, приобрели известную популярность, и сегодня уверенно занимают свою долю в структуре продаж кофейных продуктов.
Касательно наших планов развития, мы в течение 2014 года будем расширять ассортимент продукции и предлагать нашим потребителям новинки в сегменте натурального кофе жаренного в зернах и молотого. С начала года мы уже выпустили кофе жареный «По-венски» в зернах и молотый. Это кофе традиционно более слабой обжарки, имеющий более мягкий изысканный вкус. Так же в течение ближайшего месяца на рынке от ТМ «Lacomba» появятся еще две новинки — кофе жареный молотый «Арабика» и «Робуста» в низком ценовом сегменте в «бюджетной», доступной для потребителя упаковке. На наш взгляд, в нынешнее сложное время необходимо предложить потребителю достойный, но при этом доступный продукт, который позволит каждому человеку выпить чашечку любимого напитка при любых внешних обстоятельствах.
Кроме того, мы обещаем нашим потребителям много новых идей и еще много кофейных новинок.
- Насколько интересен для ООО «Укркофе» европейский рынок?
- Для нас очень интересен европейский рынок, впрочем, как и другие экспортные направления.
Ведь кофе не растет в Украине, и все сырье — зеленый (сырой) кофе нам приходится импортировать из стран его произрастания. А это оплата контрактов в иностранной валюте и, соответственно, при этом все валютные колебания и риски ложатся на наши плечи.
Поэтому в зону наших приоритетов мы включили развитие экспорта нашей кофейной продукции, в том числе и на европейские рынки. Сегодня мы ведем переговоры с некоторыми европейскими сетями, ищем партнеров в восточном направлении, также приоритетными остаются рынки стран СНГ.
Что же касается европейцев, то они традиционно предпочитают классический молотый кофе. В среднем европеец выпивает от 5 (Польша, Чехия) до 15 (Финляндия, Норвегия) килограммов кофе за год. У нас же, в Украине, этот показатель в зависимости от региона составляет от 1,5 до 2,5 килограмма. Так что украинскому кофейному рынку есть куда продвигаться!
- Имеются ли сложности с получением в Украине всех необходимых документов для экспорта кофейной продукции на европейские рынки? Если да, то какие?
- Мы сейчас изучаем этот вопрос, но, думаю, что сложностей с этим у наших производителей быть не должно. В любом случае, предприятие должно иметь соответствие требованиям пищевой безопасности ISO и НАССР. У нас оно имеется. Так что с получением сертификатов EUR 1 ситуация также упрощается.
Более сложным, на наш взгляд, является не оформление экспорта, а поиск потенциальных европейских партнеров, необходимость заинтересовать европейские торговые сети продавать кофейную продукцию из Украины. Ведь в Европе находится много кофейных предприятий — как небольших обжарщиков кофе, так и международных корпораций, владеющих значительными долями кофейного рынка. Мы в наших переговорах с европейскими сетями стараемся делать упор на гибкость нашего производства, нацеленность в первую очередь на интересы и потребности партнера.
Надеемся в скором времени обрадовать европейских потребителей нашими кофейными продуктами и открыть для них Украину еще и с этой, кофейной, стороны.
- Павел Дмитриевич, имеются ли у вашего пред -приятия предварительные договоренности на поставку продукции на экспорт?
- Мы ведем переговоры с некоторыми европейскими сетями. Проведены встречи, дегустация образцов нашей продукции, однако одним из сдерживающих факторов является политическая и военная нестабильность в Украине. Надо сказать, что европейцы очень настороженно реагируют на такие факторы. Мы надеемся, что ситуация уже в ближайшее время изменится, и мы продолжим наши переговоры.
В финальной стадии, на уровне согласования ассортимента продукции и подписания контракта, у нас проходят переговоры с торговой компанией из ОАЭ.
Возник интерес к нашей кофейной продукции и у некоторых компаний из Израиля. Переданные нами образцы сейчас находятся на этапе тестирования.
- Как обстоят дела у предприятия с расширением ассортимента продукции и увеличением объемов продаж?
- Сегодня мы стараемся оправдать ожидания наших потребителей и партнеров. Несмотря на снижение курса гривни к иностранным валютам, мы стараемся сдерживать цены на нашу продукцию. В основном за счет пересмотра и оптимизации расходов предприятия, сокращения сроков и объемов дебиторской задолженности. При этом анализируем позиционно ассортимент в торговых сетях и, в случае необходимости, проводим ротацию, снимаем продукцию, которая меньше продается, и предлагаем сетям другую. Внедряем системы стимулирования дистрибьютеров. Проводим активные локальные мероприятия по стимулированию продаж в торговых точках.
- Какие шаги на государственном уровне способствовали бы поддержке предприятия в сегодняшних условиях, развитию современного украинского кофейного производства?
- Прежде всего, государственная политика должна быть направлена на поддержку украинских товаропроизводителей.
Как известно, в Украине кофе не произрастает. Если мы проанализируем кофейный рынок Украины, то увидим, что 95% продаваемой в Украине кофейной продукции является импортом. Большая часть ее поставляется в Украину из России, Польши, Болгарии — стран, где кофе не растет, но где построены кофейные заводы.
Как же может государство поддержать своих, отечественных производителей?
Прежде всего, следует ввести контроль со стороны государства ввозных пошлин на импортирумую готовую кофейную продукцию.
Ведь с чем нам приходиться сталкиваться в результате своей деятельности? С тем, что иностранные производители ввозят свою продукцию по заниженным ценам, в результате чего задекларированная на таможне инвойсная стоимость продукции зачастую ниже или равна стоимости зеленого кофе на бирже. А это, в свою очередь, приводит к недобору платежей в бюджет. Цена ввозимой готовой продукции должна быть не ниже полной производственной себестоимости данной продукции в стране-производителе. Тем самым мы уравняем, сделаем рыночными условия ведения бизнеса для украинских и иностранных товаропроизводителей и снизим отток иностранной валюты из страны. Это во-первых.
Во-вторых, государственным санитарным органам необходимо жестче реагировать на качество ввозимой кофейной продукции. Ведь не секрет, что в Украину иногда ввозится кофе сомнительного качества и происхождения.
В погоне торговых сетей за дешевым продуктом наша страна стала рынком сбыта продукции с истекшим сроком годности, низкокачественной и при этом исключительно дешевой. Причем этому способствует и наша беспринципность. Ведь контроль производства кофе в Украине регулярно осуществляется многими государственными организациями, а импорт продукции никем. Вот и доходит до того, что ввозимая к нам продукция даже не сертифицирована на предмет соответствия требованиям ISO и НАССР.
В-третьих, уже давно назрел вопрос о маркетинговой поддержке и защите украинских производителей от доминирующего положения импортного товара на прилавках наших магазинов. Необходима комплексная поддержка украинских производителей со стороны торговых сетей. К сожалению, политика последних не позволяет нам присутствовать на торговых полках, несмотря на неоднократные обещания собственников и менеджмента сетей о поддержке соотечественников.
В результате такого отношения к украинским производителям кофе нам ничего не остается другого, как искать возможности поставки нашей продукции на экспорт. Печально осознавать, но, стимулируя продажи импортных товаров, мы стимулируем экономику других стран, но не Украины.
В-четвертых, на украинском рынке соотношение отечественной и импортной кофейной продукции доходит до 70 процентов, хотя нормы украинского антимонопольного законодательства предписывают ограничение до 30%. Вывод однозначен — необходимо действовать по закону. Введение ограничений приведет к конкурентоспособности украинских производителей, смягчению монопольного положения отдельных торговых марок на рынке кофейных продуктов.
Нами инициирован ряд законопроектов, направленных на поддержку украинского товаропроизводителя. Надеемся, что все наши инициативы будут поддержаны государством. Тем более, что Кабинетом министров Украины в нынешнем году планируется усилить работу по замещению ряда товаров импортного происхождения на продукцию отечественного производства.
- И последний вопрос. Каковы производственные возможности ООО «Укркофе»?
- У нас современное универсальное кофейное предприятие. Мы можем делать весь спектр кофейных продуктов для удовлетворения любых вкусов потребителей. У нас молодой, но достаточно опытный коллектив специалистов. Мы ставим перед собой смелые, амбициозные и одновременно реальные задачи и планы.
Хотя пока мы загружены лишь на 30% производственной мощности в категории «растворимый кофе», но наше предприятие может производить от 4 до 10,7 тысячи тонн кофейной продукции. Уверен, что в течение нескольких лет мы выведем предприятие на 100% загрузки, и займем достойное место на торговых полках и в сердцах потребителей!
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |