![]() |
|
![]() |
![]() |
Губернатор Одесской области в 1998-2005 годах, народный депутат Украины в течение нескольких парламентских созывов, меценат, поддерживающий многие инициативы своих земляков, Сергей Гриневецкий имеет устойчивый имидж одного из самых авторитетных и интеллектуальных украинских политиков.
В лице Сергея Гриневецкого Одесса представлена в Верховной Раде не просто человеком, для которого политика стала профессией, а государственным деятелем. Еще одним подтверждением этому стал данный разговор.
- Сергей Рафаилович, давайте начнем с темы предстоящих выборов.
- Знаете, на сегодняшний день вопрос нужно ставить куда более серьезно: не о выборах как таковых, а о существовании нашего государства. К сожалению, прослеживается неутешительная тенденция: партии заражаются неким неизлечимым политическим вирусом, который называется централизацией власти. Это сопряжено с квотным принципом распределения властных полномочий, что приводит к депрофессионализации и к злоупотреблениям. Когда власть формируется по квотно-партийному принципу или олигархическому, она безответственна. И сегодняшняя ситуация — результат такой безответственности.
Сейчас все говорят о желании видеть в парламенте и во властных структурах новые лица. А что поменялось от того, что в 2012 году в парламент пришло более 260 новых лиц? Ничего! Потому что пришли они через детские площадки и гречку, потому что, к сожалению, мы воспитали потребительское общество. Между тем избиратель должен понимать: одно дело детские площадки ставить и совсем другое — государство беречь!
- Как же избежать этоб опасности на предстоящих выборах?
- Чтобы в Верховную Раду, во власть пришли люди, которые будут не свои личные вопросы решать, а государство строить, общество должно выдвинуть таких лидеров и поддержать их на выборах. Политические деятели, исполнительная власть только личным примером должны показать и реальную борьбу с коррупцией, и соблюдение Конституции. Только личным примером! И я убежден, что если бы политики думали «раньше о родине, а потом — о себе», то через полгода мы бы уже строили новую страну.
В этом смысле мне не стыдно любому гражданину Украины посмотреть в глаза, независимо от того, где он живет. Как народный депутат Украины, который работает в Комитете по безопасности и обороне и понимает свою ответственность перед избирателями, перед государством и обществом, я делал все, что в моих силах, для предотвращения сегодняшней ситуации.
- Знаю, что вы ие раз оыступали с различными инициативами, направленными на укрепление национальной безопасности. О чем именно шла речь?
- В июле 2010 года я выступил инициатором принятия Постановления Верховной Рады Украины «Про Заяву Верховної Ради України «Про надання Україні реальних гарантій безпеки». Речь шла о том, что мы поручаем Кабинету Министров обеспечить подготовку международного правового документа, направленного на развитие положений Будапештского меморандума и создание реальных международно-правовых гарантий национальной безопасности безъядерной Украины.
Через год, 5 июля 2011 года, видя, что ничего не было сделано, я делаю депутатский запрос на имя премьер-министра. Получаю ответ за подписью Азарова. Цитирую: «...держави «ядерної п’ятірки» на даному етапі стримано ставляться до перспектив надання Україні юридично зобов’язуючих гарантій безпеки на двусторонньому рівні у зв’язку з відсутністю відповідної національної практики та існуючими законодавчими обмеженнями...».
Что же это за ответ?! Вполне понятно, что нет такой практики, потому что до нас никто в мире не отказывался от ядерного оружия. По этой же причине нет законодательных решений. Именно мы должны все эти положения разрабатывать и предлагать ядерным странам — участницам меморандума подписать договор, дающий Украине определенные гарантии!
Стало ясно, что никто в правительстве этим заниматься не будет. И это заставило меня в июле 2012 года выступить инициатором проведения парламентских слушаний «О состоянии и перспективах развития военных организаций и сектора безопасности Украины». Вопрос в таком контексте Верховной Радой был поставлен впервые. Речь шла о выработке принципиальной позиции по вопросам стратегического плана: какой должна быть численность Вооруженных сил и других составляющих военной организации государства; как решить в сложившихся условиях проблему финансирования оборонного сектора безопасности;
0 стратегической линии перевооружения армии современной боевой техникой и вооружением с выходом на проблему завершения формирования отечественного оборонно-промышленного комплекса; о подготовке современных военных кадров; о решении острых социальных проблем и ряда других.
Слушания получились очень солидными. По итогам был принят документ, к которому я тоже приложил руку. Мы констатировали, что «Воєнна організація та сектор безпеки України не пов-ною мірою відповідають вимогам сучасності. Вони в цілому і складові внаслідок невиважених, а іноді і помилкових рішень, критично ослаблені і на сьогодні досягли критичної межі можливості щодо вирішення завдань захисту національних інтересів України. Стан Збройних сил України, як оборонно-промислового комплексу, характеризуються глибокою депресією. Небезпечних масштабів набула багаторічна тенденція зниженням військово-технічного потенціалу Збройних сил України та інших військових формувань...». И дальше расписали все, что надо делать для изменения ситуации.
Но прошел еще год и стало очевидным, что те рекомендации, которые мы давали, остались лишь на бумаге. Оборонный сектор был полностью дискредитирован. Плоды такой, с позволения сказать, политики мы увидели сначала в Крыму, а затем на восточной границе с Россией.
- Когда началась аннексия Крыма, многие говорили: вот если бы мы не отказались от ядерного оружия, то сейчас и Россия, о весь мир осталось бы с нами по-другому. Ваше предложение присудить Украине Нобелевскую премию мира за добровольное ядерное разоружение — это еще одна попытка привлечь внимание я мировой общественности к теме гарантий безопасности для нашей страны?
- Практические шаги Украины в сфере ядерной безопасности имеют, без преувеличения, общемировое значение. Вот ключевые моменты: мы отказались от ядерного оружия, мы закрыли Чернобыльскую атомную станцию, мы полностью отказались от использования на своей территории высокообогащенного урана. Еще одним принципиальным шагом стал полный вывоз с нашей территории свежего и отработанного ядерного топлива. Таким образом, мы полностью выполнили взятые на себя обязательства в плане упреждения ядерного терроризма и в вопросе ядерной безопасности, показав пример всему миру. Впервые о возможности присуждения Украине Нобелевской премии мира я сказал осенью прошлого года на конференции по ядерной безопасности в Санкт-Петербурге. Потом вместе с сотрудниками Министерства иностранных дел, с СНБО мы отработали всю процедуру, подготовили соответствующий документ. И как член парламента, наделенный правом подавать такие предложения, я в январе уже этого года направил письмо в Нобелевский комитет. И получил ответ, что моя заявка принята к рассмотрению.
- Будем надеяться, что ваша инициатива будет плодотворной. А теперь хочется поговорить о другой угрозе миру. Вы давно и не раз говорили о том, что в Украине существует опасность экстремизма, обращали внимание на сепаратистские настроения.
В чем, на ваш взгляд, может заключаться сегодня объединяющая нацию идея?
- На мой взгляд, национальная идея проста и универсальна: мир и благополучие! Если мы не можем найти общий национальный интерес по культурно-историческому принципу, то давайте находить его по экономическому. Я думаю, выход в кардинальном изменении основ региональной политики. Надо перейти к здоровой конкуренции между регионами, к партнерству.
Надо думать, как объединить потенциалы регионов и тем самым преодолеть разделение нашего общества. Мы сейчас отстаиваем унитарную модель государственного устройства. Но ведь унитарная модель пока демонстрирует свою неэффективность. А почему? Да потому, что была жесткая централизация власти. Забирая полномочия наверх, выкладывают прямой путь к коррупции на местах. Кроме того, это порождает пассивность, безынициативность, иждивенчество.
Вот нынче постоянно говорят, что Киев не слышал Донбасс, поэтому там и произошли известные всем события. Извините меня, да ведь Донбасс четыре года был у власти в Киеве, все бразды правления были у «донецких»! Кто же кого не слышал? А безнаказанность «верхов» криминализует «низы». Последствия этого мы сейчас наблюдаем в самой трагической форме. То есть жесткая централизация власти в условиях унитарной модели государства привела к тому, что создала угрозу территориальной целостности страны. Это же факт!
- Вы всегда были ярым сторонником полноценного регионального управления, укрепления прав регионов. Оправдаются ли ваши чаяния вследствие так называемой децентрализации?
- Да, я ратую за сильную государственную региональную политику. О проблемах, порожденных отсутствием таковой, о необходимости учитывать особенности и преимущества отдельных регионов, в частности — Черноморского и Придунайского, я в разные годы писал в книгах «Геополитическое казино», «Черноморский узел», «Черноморская энциклопедия», «Дунайская энциклопедия».
А вот когда речь идет о децентрализации, то тут нужно рассматривать целый комплекс вопросов. Для этого мы, прежде всего, должны понимать, какая у нас должна быть форма государственного устройства, государственного правления, политического режима. Сейчас никто этого не понимает. Вот когда это будет вписано как базовые принципы в Конституцию, и эта Конституция не будет меняться в зависимости от политической конъюнктуры, тогда децентрализация произойдет сама по себе.
Основа децентрализации — это соблюдение законов, и, прежде всего, — в центре! Надо прекратить разворовывать страну! Уникальность нашей экономики в том, что больше 60 процентов находится в «тени», и жизнь продолжается. А в цивилизованном мире, если уйдет в «тень» 20% экономики, то все — экономическая катастрофа, коллапс! У нас коррупция уже стала способом государственного управления. И это, пожалуй, самая большая угроза национальной безопасности.
В ноябре 2013 года я выступил инициатором проведения комитетских слушаний на тему «Экономическая безопасность Украины. Угрозы, риски и их упреждение». Мы расписали все риски, показали все цифры и вынесли их на обсуждение. В рекомендациях, принятых по итогам слушаний, было написано, какие неотложные шаги надо срочно предпринять в макроэкономической, инвестиционной, инновационной, энергетической, демографической, производственной, социальной, продовольственной сферах. Документ принят Верховной Радой — казалось бы, выполняй! Но ничего в этом направлении, увы, сделано не было...
Вся беда в том, что метастазы коррупции в стране так глубоко проникли, что химиотерапия уже не поможет. Обновление требуется серьезное. Нужно найти эталон процветания, силы, уверенности для Украины. И это возможно только через эталон личности, только личность должна быть таким эталоном. Тогда все будет нормально!
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.016Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |