ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Зерновой терминал у Сухого лимана
03.09.2014 / Газета: Одесская жизнь / № 36(415) / Тираж: 15200

Кто торгует украинским «золотом»?

Рекордные урожаи зерновых в Украине вывели ее в тройку мировых лидеров по экспорту зерна. Торговля зерном стала прибыльным бизнесом — только за последнее десятилетие в стране построено немало элеваторов, расположенных на стыке морского транспорта, автомобильных и железных дорог.

Одним из крупнейших предприятий такого профиля является Ильичевский зерновой терминал (ИЗТ), находящийся у Сухого лимана в районе села Малодолинское.

«Панамаксы»* у причала ИЗТ

Блок серебристых цилиндрических корпусов, или «сило-сов» (так называют зерновики массивные емкости для хранения зерна), виден с трассы, ведущей в Ильичевск, издалека. Они соединены транспортной галереей с морским причалом ИЗТ, расположенным в акватории Ильичевского порта и официально именуемым третьим пирсом Ильичевского судоремонтного завода. Погрузка зерна на панамское судно типа «панамакс» вместимостью 55 тыс. тонн завершена и скоро зерновоз выйдет в море.

С самых первых дней строительства, когда на месте элеватора еще был пустырь, предприятием руководит специалист, хорошо известный в зерноперерабатывающей отрасли — генеральный директор Александр Видоменко. Он выпускник Одесского технологического института пищевой промышленности им М.В. Ломоносова и около тридцати лет работал (в том числе и на высоких руководящих должностях) на крупных предприятиях пищепрома, связанных с производством хлеба, муки и торговлей зерном.

— Строительство терминала, одним из учредителей которого является голландская компания Glencore Grain BV, началось восемь лет назад, а в мае 2007 года к его причалу пришвартовалось первое судно, принявшее шесть тысяч тонн зерна, — вспоминает Александр Видоменко. — За эти годы мы переработали 18 млн. тонн зерна.

Зерно маслом не испортишь

Инвесторы уделяют серьезное внимание развитию инфраструктуры предприятия: наращиваются мощности для единовременного хранения зерна, осуществляется модернизация железной дороги — планируется строительство самостоятельной ветки, соединяющей терминал с ближайшей от него железнодорожной станцией Ксениево.

В ближайшее время планируется установка еще одной судопогрузочной машины, чтобы довести годовую мощность терминала до 4,5 — 5 млн. тонн зерна.

До недавнего времени жителей Малодолинского беспокоил шум большегрузных машин с зерном, проходивших через село, но сегодня эта проблема решена — автотранспорт двигается по новой схеме через промышленную зону, а с завершением строительства моста в районе понтонной переправы зерновозы и вовсе минуют Малодолинское.

Компания также строит на территории терминал по отгрузке подсолнечного масла с емкостями для хранения продукта. Предполагается завершить все работы до конца сентября, после чего масло в объеме 27 тыс. тонн начнет поступать на терминал и загружаться на наливные суда. Ну, а в конце года администрация терминала отпразднует новоселье в новом административном здании с комфортабельными бытовками, оно строится в Малодолинском и будет соответствовать сегодняшнему уровню компании.

Что тормозит развитие отрасли?

Приведенные факты могут создать впечатление, что у работников терминала нет никаких проблем. Конечно, это не так, и им, также как и другим украинским предприятиям, приходится преодолевать трудности.

— За предыдущие годы в Украине вышло столько непродуманных законов и подзаконных актов, что для того, чтобы их отменить, необходим новый парламент, его волевое решение, — говорит Александр Владимирович. — От законов, связанных с обязательной сертификацией зерна и зерновых складов, ряда необоснованых экологических требований нам уже удалось избавиться и сегодня стало немного легче работать. Но для того, чтобы предприниматель не бегал по кабинетам, а работал и зарабатывал деньги, необходимо привести ряд законов и подзаконных актов в соответствие с нормами ЕС.

Правда, сегодня часть чиновничьего аппарата сократили, однако законы и подзаконные акты остались, по-прежнему действует много различных разрешительных документов, — своеобразных «зацепок», позволяющих контролирующим органам держать предпринимателя «на крючке», создающих благоприятную среду для коррупционных действий.

На протяжении многих лет у нас говорят о необходимости гибкой тарифной политики, снижении себестоимости транспортных перевозок, но воз, как говорится, и ныне там.

По мнению Александра Видоменко, все это нужно делать не за счет повышения тарифов, а улучшения организации производства и поиска резервов в собственных структурах.

— Мы стараемся свести к минимуму свои расходы, — говорит гендиректор. — Управляют таким крупным и сложным производством всего 30 человек. Минимум затрат — это и есть основной принцип предпринимательства. Государство же, убежден, не является эффективным менеджером, поскольку не контролирует свои расходы, раздувая штат на своих предприятиях.

Как сэкономить на логистике?

— Сегодня затраты на логистику существенно снижаются за счет использования большегрузных машин, — поясняет Александр Владимирович. — Если раньше их грузоподъемность составляла от 20 до 24 тонн, то сейчас уже достигает 40 тонн. После отмены сертификата Инспекции сельского хозяйства снижены расходы и по этой статье.

Снижение затрат достигается также за счет того, что зерно непосредственно от производителя доставляется прямо в порт. На ИЗТ имеются возможности по очистке и сушке зерна — фермерам не нужно для этого искать т.н. «промежуточный» элеватор, что тоже существенно сокращает расходы на логистику.

— Когда государство не мешает, а только способствует развитию предпринимательства — результаты налицо. В прошлом году в составе делегации Одесской региональной торгово-промышленной палаты мне довелось побывать в Китае — в городе-спутнике Гонконга Шеньчжень. Эта «Мекка электроники» (здесь производится значительная часть «айфонов» и «айпадов») с небоскребами из стекла и бетона мало похожа на китайские города, за тридцать с лишним лет население города с нескольких тысяч возросло до 14 миллионов. Мы общались с руководителями Шеньчженя, которые рассказали, что на первом этапе «экономической революции» там разрешали все, а теперь, когда они развили экономику, приводят свое законодательство в соответствие с международными стандартами. Там принимают такие законы, чтобы у людей была материальная заинтересованность выполнять их простые, но эффективные нормы. Такой подход не может не импонировать.

Когда произойдет аграрный «прорыв»?

Конечно, с учетом высоких урожаев востребованность 'в элеваторах есть, но существует закономерность: чем их больше, тем короче срок их эффективной эксплуатации, потому что при этом зерно за границу вывозится быстрее.

— Сегодня эффективно мы ра ботаем только первую половину маркетингового года** (МГ), говорит Александр Видоменко. — Например, в 2013 — 2014 МГ мы переработали до 1 января 1,8 млн. тонн и всего 0,9 май тонн после нового года, примам пара валивали зерно по более низким ставкам, так как конкуоенмия

мы переработали до 1 января 1,8 млн. тонн и всего 0,9 млн. тонн после нового года, причем переваливали зерно по более низким ставкам, так как конкуренция возросла из-за того, что большая часть зерна уже была вывезена.

Конечно, радует тот факт, что Украина вышла в мировые лидеры, так как экспорт зерна обеспечивает значительную часть валютных поступлений страны. Но с другой стороны, аграрный сектор это не только производство зерна. Надо предпринимать меры для восстановления животноводства, молочной промышленности и кормопроизводства — всех тех отраслей, которые у нас раньше процветали.

— Надо поднимать сельское хозяйство, потому что оно не держится только на обработке земли, — говорит Александр Владимирович. — Там используется совсем мало людей, так как техника сегодня высокопроизводительная, а чем выше производительность, тем меньше нужно рабочих рук. Их необходимо задействовать в других отраслях сельского хозяйства, тогда мы будем потреблять свои продукты, а не ввозить их из-за рубежа.

260 ТЫСЯЧ ТОНН ЗЕРНА могут единовременно храниться на Ильичевском зерновом терминале.

2,7 — 2,8 МЛН. ТОНН ЗЕРНА переваливает Ильичевский зерновой терминал в год.

Ильичевский зерновой терминал в состоянии принимать ежесуточно зерно с 236 железнодорожных вагонов и свыше 300 автомобилей.

АЛЕКСАНДР ВИДОМЕНКО, генеральный директор Ильичевского зернового терминала:

«Закон «О зерне и рынке зерна в Украине» сегодня.не разрешает смешивать зерно на элеваторе, что создает проблемы при формировании грузовых партий. Мы не раз уже предлагали дать элеваторам право самостоятельно их формировать, а госконтроль осуществлять при погрузке судна и оформлении декларации перед выходом из порта».

* «Панамакс» — крупнотоннажные грузовые суда, которые могут проходить через шлюзы Панамского канала.

** маркетинговый год для основных видов зерновых длится с июля по июнь.

Публикуется на правах рекламы

Автор: Таквор Оганесян


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.022
Перейти на повну версію сайту