![]() |
|
![]() |
![]() |
С каждым годом в Одессе все острее встает вопрос комфорта визуальной среды. Центр города, загроможденный рекламой, утратил былой архитектурный облик — это Дерибасовская, Канатная, Пушкинская. Концентрация вывесок, табличек, плакатов на фасадах исторической застройки на центральных улицах напоминает восточный базар.
«То, что оформление рекламы не соответствует архитектуре, — болезнь всех городов постсоветского пространства», — рассказал «Сегодня» президент ассоциации «Туризм Одессы», идеолог брендинга города Иван Липутга. Другим немаловажным фактором загрязнения визуальной среды является малограмотность дизайнеров и некомпетентность заказчиков, которые вмешиваются в работу дизайнера и дают ему указания. По словам Липтуги, именно поэтому вывески в городе ужасны с эстетической и практической точки зрения. В итоге этот информационный и визуальный шум никто не может прочитать, потому что каждый соревнуется своей вывеской в яркости и «красивости». «В исторической части Одессы в оформлении вывесок должны использоваться натуральные материалы: стекло, камень, дерево, металл. Буквы должны быть объемными и помещены на отреставрированный фасад. Но на практике в оформлении вывесок продолжают использовать пластик, лайтбоксы, короба с подсветкой и неуместные декоративные панели», — говорит наш собеседник.
БЕЗ ПРАВИЛ. Что касается самих рекламщиков, тут каждый «лепит» то, что ему хочется. Как пояснил наш собеседник-бизнесмен, в Одессе четких правил оформления вывесок нет, а, значит, у предпринимателя меньше ограничений в этом вопросе. Более того, отсутствие правил — инструмент коррупции. «Если предпринимателя уличают в том, что он нарушил архитектурный ансамбль, то ему просто предлагается заплатить штраф. После этого на само нарушение смотрят сквозь пальцы», — поясняет бизнесмен.
Эксперты сходятся в том, что городу необходима единая концепция развития визуальной среды. Для недавно возрожденного Совета по вопросам городского дизайна Одесского горсовета приоритетным проектом сейчас является создание собственного «дизайн-кода» города. Это простой свод правил, который должен доходчиво объяснить даже «чайнику», что на домах, которые представляют собой историческую ценность, он может сделать вывеску не больше определенных размеров, определенного типа и подходящего материала.
Загруженность города рекламой и вывесками с кричаще яркими цветами, которые не сочетаются с городской архитектурой, не могут не влиять и на психоэмоциональное состояние человека. Об этом нам рассказал заслуженный архитектор Украины Валерий Уренев. Ведь вывески — это один из факторов создания агрессивной визуальной среды. Если человек и не прочитал информацию в рекламе, на подсознательном уровне на него продолжает действовать цвет, ведь чтобы быть эффективной, реклама должна врываться в сознание потребителя. Человеку к тому же приходится перерабатывать массу ненужной рекламной информации, что увеличивает нагрузку на его психику. По словам Уренева, загрязненная визуальная среда влияет и на зрение, на настроение человека, его трудоспособность, воспитательный и образовательный процесс, культуру. «Элементы рекламы должны не нарушать, а дополнять городскую среду. Для того, чтобы в городе была благоприятная визуальная среда, нужно прислушиваться к профессионалам. Должна быть такая триада: архитектор, строитель и власть. Они вместе должны служить одной цели: достойно создавать и развивать город, застройку города, существующую систему застройки, сохранность культурного наследия нашего города. Вот почему итальянцы талантливая нация? Потому что их окружает прекрасная архитектура, прекрасная визуальная среда, живопись, — отметил Уренев.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |