![]() |
|
![]() |
![]() |
Несмотря на победу «революции Гидности», в Украине практически ничего не изменилось. В стране по-прежнему процветает чиновничий произвол, цель которого – «срубить бабло» везде, где это возможно. Очередной жертвой такой «политики» стал Ренийский порт, где на этой неделе была полностью парализована перевалка зерна.
- Совершенно неожиданно, без всяких законных оснований таможня и фитосанитарная служба Украины изменили порядок оформления транзитных вагонов с зерном в порту Рени, — говорит директор ООО «Агро-Рени» Николай Кулиш. – В частности, это касается молдавского зерна, хотя зерновые грузы, которые поступают из Молдовы в Украину, уже имеют молдавский фитосанитарный сертификат. Насколько мне известно, между Украиной и Молдовой существует соглашение о признании фитосанитарных сертификатов друг друга.
Как было раньше? Мы получали груз и накапливали его на складе, а при отгрузке производился контрольный отбор зерна уже с судна. Эти пробы мы отправляли в лабораторию в Измаил, после чего получали украинский фитосанитарный сертификат. А теперь украинские чиновники хотят, чтобы фитосанитарный контроль осуществлялся более интенсивно. Соответственно, платить за эту услугу мы тоже будем намного больше. Но главная проблема даже не в этом. Лишняя бюрократия тормозит весь технологический процесс, что приводит к простою вагонов и флота. На сегодняшний момент (беседа состоялась 2 сентября – Прим. авт.) наши вагоны с зерном в порту Рени стоят уже четыре дня! Порт буквально забит вагонами! Мы считаем, что некий «промежуточный» фитосанитарный контроль – между въездом и выездом зерна из Украины – это нарушение закона Украины о транзите.
В настоящее время «Агро-Рени» перерабатывает через Ренийский порт 20 тысяч тонн зерна в месяц, и объёмы растут. Для увеличения грузооборота мы работаем по прямому варианту: вагон – судно. Однако при новых условиях фитосанитарного контроля рост объёмов перевалки становится невозможным. Хуже того – под угрозой работа как таковая. А ведь необходимо учитывать, что зерно в порту перегружают несколько компаний, а это – сотни тысяч тонн.
- Всё началось с какого-то письма из украинской таможни, — продолжает экспедитор «Агро-Рени» Максим Кокош. – Якобы автор письма – заместитель главы Государственной фискальной службы Украины Анатолий Макаренко, курирующий таможенное направление. Однако с этой бумагой даже не ознакомили экспедиторов! А между тем письмо противоречит 319-й статье Таможенного кодекса.
Возникшая ситуация касается только одного украинского порта – Рени. Почему? Дело в том, что железнодорожные грузы на ренийском направлении пересекают украинско-молдавскую границу через Этулию и Фрикацей, где нет ни таможни, ни фитокарантина. Вагоны там даже не останавливаются – они прямиком идут в порт Рени. И получается, что груз, который приходит в порт для клиента, одновременно приходит в таможенный пункт назначения. То есть, груз надо декларировать прямо в порту. И вот украинские чиновники нашли лазейку, чтобы ужесточить контроль.
Самое возмутительное заключается в том, что украинская фитосанитарная служба – исполнитель новых требований – просто физически не может их выполнить. В Рени для этого нет ни сотрудников, ни технических средств: в штате местной фитосанитарной службы – начальник и две пожилые женщины.
Объясню разницу между старой и новой практикой фитокарантина. Раньше вагоны приходили на станцию Рени-Наливная, и экспедиторы сразу декларировали груз, оформляли поручение на выгрузку и т.д. Затем в 2-3 часа ночи вагоны подавались в порт, и тут же перерабатывались, потому что у нас все документы к тому моменту уже были готовы. А как сейчас? Вагоны, опять же, приходят в порт глубокой ночью. Однако фитосанитарный инспектор не может взять пробы груза, поскольку ему необходимо получить в Измаиле, в таможне, разрешение на вскрытие вагонов. Соответствующее письмо инспектор направляет на следующий день, в 9 часов утра. Допустим, через 30-40 минут (берём по минимуму) приходит разрешение, и фитосанитары отбирают пробы. Затем мы должны отправить образцы в измаильскую лабораторию, причём за свой счёт. У инспекции, оказывается, нет таких возможностей. Начальник ренийской фитосанитарной службы даже кричал на меня: мол, если вам надо – открывайте лабораторию в Рени, выделяйте людей для отбора проб! А я слушаю всё это и думаю: если этим должны заниматься экспедиторы, то за что тогда мы платим деньги государственным ведомствам?
Как уже сказал наш директор, если раньше мы подавали заявку на фитосанитарную проверку после загрузки судна (к примеру, на 5 тыс. тонн) и платили за это 90 грн 8 копеек с одного трюма, то теперь чиновники хотят брать пробы с каждого вагона и по той же цене – 90,08 грн. Опять же, за каждый вагон. Плюс 24 грн с копейками за осмотр каждого вагона. И плюс 85 копеек с каждой тонны ещё за что-то – уже не помню, за что (в зерновом вагоне – 65 тонн). Мы должны успеть отправить образцы в Измаил в тот же день до обеда. Порт обрабатывает в сутки 80 вагонов, то есть, лаборатория должна изучить 80 образцов. А в штате лаборатории – 3-4 человека, и все – пожилые женщины.
Специалисты подсчитали, что в итоге стоимость перевалки одной тонны зерна увеличивается с 24 до 71 грн, а время оформления груза – с 15 до 42 часов! И это – только для одной ставки из 15-ти вагонов. Для полной загрузки судна необходимо от 60-90 вагонов, что потребует от 5 до 10 суток. Вполне естественно, что зерновые компании не хотят работать в Рени на таких условиях, и грузопотоки могут просто уйти в другие порты…
КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР, начальник отдела таможенного оформления №2 таможенного поста “Измаил” Александр Данилов сообщил в беседе со мной, что Киев «принял во внимание специфику порта Рени» и отменил скандальное решение по поводу зерновых грузов. Таким образом, проблема благополучно решилась.
В свою очередь отметим: положительный итог стал возможен только потому, что ситуация в Ренийском порту спровоцировала громкий скандал, докатившийся до высших органов власти.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |