![]() |
|
![]() |
![]() |
1 сентября прозвучал школьный звонок, дети сели за парты и открыли старые учебники, а педагоги, в буквальном смысле этого слова, встали на старые рельсы не меняющихся годами методик преподавания предметов. Безусловно, такое замечание в адрес украинской педагогики можно считать достаточно резким, но неголословным, поскольку отечественная система пока не может похвастаться пластичностью и быстрым внедрением новейших, в том числе и зарубежных, систем образования. И все же многие новаторы надеются, что рано или поздно наши школьники будут легко общаться на нескольких иностранных языках, а другие страны будут для них не просто книжными и журнальными картинками.
Существуют ли методики, позволяющие претворить все это в жизнь? Я беседую с философом, педагогом, автором теории уровней абстрактного интеллекта и соавтором школы творческого развития личности через освоение стихий и культур, одесситом, а ныне гражданином США Яковом Фельдманом.
– Яков Адольфович, Вы уделяете особое внимание изучению иностранных языков. С какого возраста это необходимо делать?
– С рождения. Утрирую немного, но с двух лет точно. Что происходит сейчас: ребенка стараются научить тому же английскому, а не надо его учить! С ним нужно играть в иностранный язык! И не бояться, что это вредно для его психики. Я часто слышу: «Они на русском плохо говорят, а вы хотите, чтобы они еще на английском заговорили!» Такой старый подход я наблюдал даже в школах раннего развития! Знание нескольких языков должно стать для ребенка нормой, как дышать. Мы с женой в свое время разработали методику «сказка-театр», спектакли с элементарными предложениями на английском, французском...Такие конструкции ребенок запоминает легко и просто, главная задача развить его слух и желание говорить. Через несколько дней дети сами принимают участие в таких спектаклях, становятся стихиями природы: водой, воздухом, ощущениями. Благодаря сказкам узнают культуру разных стран.
– В одном из интервью Вы говорили, что воспитывать нужно не только детей, но и родителей, и даже бабушек…
– Да. Родители должны знать систему Монтессори. У нас же до сих пор ее не знают и не изучают в должной мере воспитатели и педагоги младших классов. Но без нее нельзя! Эта уникальная система способна сделать из маленького человечка личность, решать проблему выбора. Зная эту систему, родителям будет легче понять своего малыша. Пока что наши родители бросаются из крайности в крайность: или же полный запрет всего, или же полная вседозволенность.
Уверен, что система Монтессори ведет к развитию гениев. А насчет бабушек, тут другая проблема, они идут в воспитании по проторенной дорожке: «это нельзя», «тут не стой», «туда не ходи», «не трогай», итог: нынешние дети это просто терпят, поскольку им все это чуждо, но не воспринимают эти жесткие постулаты, отсюда и конфликты поколений.
– Вы разработали методику четырех китов, на которых должна стоять педагогика. Что это за «киты»?
– Здоровье, общение, творчество и культура. Ребенок должен получить информацию о них через символы, пространство, время и ролевые системы. Расшифровываю: с детского сада ребенок должен знать, что его окружает, чувствовать время, знать, что такое пространство и понимать суть ролевых игр – семья, государство. Каждый школьный предмет на самом деле несет в себе все эти «четыре кита».
– Но, по-моему, все это есть и сейчас?
– Да, но «как бы». Ребенок заканчивает школу, и у него напрочь вылетает из головы элементарное по физике, химии, математике. Вы хорошо помните теорему Пифагора? … То то же. Не надо «как бы», а нужно действительно реально давать знания. И сделать это гораздо проще, чем вы думаете. Есть так называемые «ОБЖ»– базовые понятия обеспечения безопасности жизни. И они есть в каждом предмете. В каждом отдельном возрасте нужно давать ребенку четкий набор знаний, которые потом пригодятся, и не раз. Тогда он не будет задавать постоянно вопрос: «А зачем мне это знать?»
– Вы писали о так называемом смешанном обучении в младших классах, где оно применятся и успешно ли?
– В Америке уже существуют школы, где младшие классы созданы по принципу «смешанного обучения». Это огромный класс, который мысленно, а иногда ширмами разделен на несколько зон: компьютерная, игровая и т.д. Как таковой программы школьной тут не существует, но есть этапы, которые должен пройти каждый ребенок, и сдать тест. Не сдаешь, возвращаешься на прежний уровень и так до тех пор, пока тест не будет пройден. Мне кажется, что это оптимальная форма обучения малышей, именно так они и познают мир.
– Давайте еще немного уточним методику преподавания языков…
– Когда я говорю о базовых понятиях обеспечения безопасности жизни, то они есть и в изучении иностранных языков. Детей учат всему, но они элементарно не могут поговорить на улице, сказать, что их волнует, озвучить просьбу и т.д. Да, те, кого родители отправляют на дополнительные курсы, к частным педагогам – говорят, говорят и те, кто имеет возможность жить за границей, но речь обо всех. И будущий официант, и будущая зеленщица, и будущий профессор – все должны знать и говорить на иностранном языке. Это не прерогатива отдельного класса общества. Поэтому сначала нужно дать детям «разговорку», не обращая внимания на неправильно выставленное время или же плохое произношение. А уже потом, когда язык будет усвоен ухом, давать грамматику, а не наоборот, как делается повсеместно. И потом запомните: фраза «если вы неправильно укажете время глагола или же неправильно произнесете слово, вас не поймут» – фраза бездарных учителей. Вас поймут, если захотят понять. Поэтому не стесняйтесь говорить неправильно, главное говорите.
– Что еще предполагает методика изучения языков?
– Общение. Дети должны общаться со своими сверстниками за рубежом. Это должна быть общенациональная программа обмена школьниками с государственным финансированием.
– То что вы предлагаете внедрить – это всеукраинская программа? В Киеве о ней уже знают?
– Да, я предложил свою программу на рассмотрение в наше (американец Фельдман остается одесситом – авт.) Министерство образования и науки. Думаю, что сейчас самое время создавать нечто новое, положительное, ведь общество к этому готово, а дети и подавно.
Когда верстался номер...
По информации департамента образования и науки облгосадминистрации, в Одесскую область поступили учебники для шестых классов, которые в ближайшее время будут в учебных заведениях.
До сих пор ученики пользовались электронной версией, размещенной на сайте Центра образовательных коммуникаций.
В этом году разработан соответствующий электронный репозитарий – http://ua.lokando.com/start.php
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |