![]() |
|
![]() |
![]() |
Избирательная кампания осени 2014 года наверняка станет самой странной за всю историю Украины. До выборов осталось менее полутора месяцев, а кандидаты только-только начинают суетиться. Где палатки? Где концерты? Все это обязательно будет и обрушится на наши головы очень быстро и внезапно — уверяют эксперты. Как и прежде, политики готовы ублажать избирателя всеми способами, но пока заняты прежде всего переговорами.
Битвы чиновников
Политконсультант Валерий Песецкий полагает, что на этот раз решающим аргументом будет административный ресурс.
— Очевидно, что Одесса находится в сфере влияния Игоря Коломойского. Губернатор Игорь Палица — в его орбите интересов, мэр Геннадий Труханов — союзник. Они и будут давать «зеленый свет» тем, кто с ними договорился. Такие покровители, как правило, гарантируют необходимый результат, чтобы затем создать в Верховной Раде некую фракцию, — прогнозирует Песецкий.
По его мнению, в нее могут войти не только сторонники силового решения конфликта на Донбассе, но и бывшие регионалы. Решающую роль сыграют бизнес-интересы. Эксперт допускает, что на сильных соперников вроде Сергея Кивалова могут давить с помощью неформальных движений.
Глава Комитета избирателей Украины в Одесской области Анатолий Бойко говорит, что ситуация с поддержкой властей куда сложнее и интереснее.
Кандидатский минимум
Сколько тратит кандидат в последний месяц перед выборами?
— Конечно, влияние облгосадминистрации в лице Игоря Палицы очень велико. Но сильные позиции есть у Президента, и у Партии регионов в лице вице-губернатора Натальи Чегодарь и экс-председателя ОГА Эдуарда Матвийчука. В некоторых районах значительным админ-ресурсом обладают Сильная Украина и Партия развития Украины. Каждая партия будет пристально следить за нарушениями оппонентов. Кроме того, в регион прибудет десант международных наблюдателей, — отмечает эксперт.
По словам Бойко, на подтасовки в комиссиях будет влиять не столько количество людей от кандидата, сколько их подготовка и опыт.
— Если комиссии собраны так, что в тонкостях процесса разбираются только представители админресурса, то остальные пойдут у них на поводу и фальсифицировать результаты волеизъявления будет несложно. Другое дело, если подкованные люди окажутся и у оппонентов — говорит политолог. — Тогда нарушить что-либо будет крайне сложно. Но бывают случаи, когда членов комиссий попросту подкупают.
В Раду — на танке?
Сроки поджимают, а денег у кандидатов гораздо меньше, чем в прошлый раз. Поэтому основной упор будет сделан на пропаганду и патриотические поступки.
— Общество очень милитаризовано. Люди больше думают о ситуации на Востоке, чем о ценах и отоплении зимой. Политики этим воспользуются, — говорит Валерий Песецкий.
— Благотворительность и военная риторика будут очень сильным аргументом на этих выборах. Очень вероятно, что сейчас многие кандидаты будут оказывать благотворительную помощь армии и неформальным военным подразделениям в зоне ATO. Для других достаточно помочь местной военной части — и об этом вскоре узнает вся округа. С другой стороны, мы видим, как экс-губернатор Николай Скорик и другие представители Партии развития Украины пытаются сыграть на аккуратных, но настойчивых призывах к миру. Они как бы ничего не предлагают, никого не обвиняют, но говорят о том, что нужен диалог, — отмечает Анатолий Бойко.
Слова экспертов находят подтверждение уже сейчас. Фаворит среди кандидатов от Приморского района Сергей Кивалов решил перечислить миллион гривен из фондов Юракадемии на счет военного госпиталя, где лечатся оаменые солдаты. Сделано это было сразу после того, как губернатор Игорь Палица потребовал от прокуратуры дать оценку сепаратистским, по его мнению, действиям и высказываниям Кивапова.
Денежный мешок
Связи, договоренности и военная риторика будут важными составляющими успеха на парламентских выборах. Но без денег все равно никуда.
По данным политолога Василия Зырянского, серьезные участики гонки в мажоритарных округах планируют потратить максимум от полумиллиона «зеленых» в Одессе до 150 — 200 тьс. долларов в сельских округах. Правда, ситуация может отличаться в зависимости от известности кандидата и наличия у него сильных конкурентов. Но «заваливать» округ деньгами и подарками, как это было на выборах-2012, скорее всего, никто не будет.
Эксперты отмечают, что привычные агитационные мероприятия вроде палаток на каждом перекрестке, концертов, афиш и листовок будут, но в меньшем количестве. То же касается «подарков» и продуктовых наборов, которые, впрочем, уже начали разносить.
Также Василий Зырянский обращает внимание на то, что раздачи и устройство «праздников жизни» — отнюдь не главные расходы кандидата.
— Облагодетельствовать пенсионеров округа можно за 50 — 70 тыс. долл., палатки с агитацией по всему округу стоят 30 — 40 тыс. долларов в месяц. На благоустройство двора выделяется максимум 1 — 2 тыс. долларов, а зрелищный концерт в провинции может стоить до 10 тыс. долларов. В Одессе, конечно, дороже — публика более взыскательна. Все эти расходы сопоставимы с гонораром какого-нибудь столичного политтехнолога, который получит за свой «креатив» 30 — 50 тыс. долларов. Значительные суммы идут и на то, чтобы расставить своих людей в комиссиях, — утверждает Зырянский.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |