![]() |
|
![]() |
![]() |
Жилищное хозяйство Измаила переживает значительные сложности: увеличивается численность домов старого жилищного фонда, коммуникации изношены, оборудование энергоемко, реновация зданий не проводилась десятилетиями. Как следствие – низкое качество жилищно-коммунальных услуг.
Для структурных реформ требуются огромные финансовые вливания. По объективным причинам тут не приходится рассчитывать ни на Государственный, ни на городской бюджеты. В свою очередь увеличение стоимости на энергоносители и материалы приводит к повышению тарифов на жилищно-коммунальные услуги и является постоянным катализатором социальной напряженности. Масла в огонь подливает низкая осведомленность потребителей в вопросах защиты своих прав при неполном и некачественном обеспечении коммунальными услугами, неумение использовать эффективные механизмы для осуществления контроля над распределением и использованием средств.
В свою очередь приватизация жилищного фонда привела к появлению значительной прослойки владельцев жилья с так называемым иждивенческим отношением.
– Следует признать, что обладателями жилья в большинстве своем стали лица, не готовые нести груз ответственности за его содержание, что является обязательным атрибутом любой собственности, – поясняет Валентина Стойкова, председатель правления Фонда поддержки предпринимательства г. Измаила. – Несмотря на то, что недвижимость получена безвозмездно, они по-прежнему продолжают рассчитывать на финансовую помощь со стороны государства на ее содержание, в том числе и на проведение капитального ремонта.
Валентина Филипповна говорит и еще об одном существенном штрихе в общей картине проблемы. В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона Украины «О приватизации государственного жилищного фонда», владельцы квартир в многоквартирном доме являются совладельцами всех вспомогательных помещений, технического оборудования, элементов внешнего благоустройства, и обязаны принимать участие в общих расходах, в том числе на проведение капитального ремонта своего дома. Следовательно, нужно разрешить парадокс, который образовался в жилищном хозяйстве: квартиры приватизированы, вспомогательные помещения являются совместной собственностью жителей, а дом, как целостный комплекс, вместе с земельным участком находится в коммунальной собственности. Функции по эксплуатации и содержанию этого жилья осуществляет городской совет через коммунальные предприятия. И в этом парадоксе изначально закладывается конфликт интересов между жильцами и КП.
– Ограниченность бюджетных средств, неудовлетворительное состояние жилищного фонда и недостатки в системе предоставления коммунальных услуг красноречиво свидетельствуют о том, что проблемы в сфере ЖКХ необходимо решать проведением структурных реформ, – убеждена Валентина Филипповна. – Они должны дать возможность создать новую экономическую модель эксплуатации и развития ЖКХ, обеспечить его надежное и высококачественное обслуживание с учетом интересов жителей города.
В первую очередь здесь не обойтись без создания объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). По мнению Валентины Стойковой, которая, кстати, с 1997 года также возглавляет и один из первых в городе ОСМД – «Портовик» (куда входят дома № 27 по ул. Горького и № 87 по проспекту Суворова), только они позволяют кардинальным образом изменить отношение жильцов к своей собственности. Это приводит к повышению качества обслуживания дома и придомовой территории, позволяет самостоятельно распоряжаться средствами от квартирной платы, аренды, эксплуатационных сборов, а также планировать проведение текущего ремонта, осуществлять контроль над расходованием средств и т.д.
На сегодняшний день в Измаиле уже действуют 21 ОСМД (31 дом). Общая обслуживаемая ими площадь составляет 73 тыс. кв. метров. Конечно же, этих объемов пока явно недостаточно, так как в столице украинского Придунавья всего числится 285 многоквартирных домов коммунальной собственности (от двух до девяти этажей) общей площадью 632,5 тыс. кв. метров. Однако, несмотря на безусловные плюсы создания объединений, регистрация новых происходит не такими быстрыми темпами, как того бы хотелось. К субъективным причинам следует отнести проблему подготовки управленческих кадров. Ведь понятно, что руководитель такого объединения должен иметь хотя бы минимальный объем знаний в сфере управления жилым домом. К сожалению, у большинства жителей, которые хотят создать ОСМД, таких знаний мало. Следует признать, что и руководители действующих объединений также недостаточно сведущи в менеджменте, бухгалтерском учете, финансировании и бюджетировании, обслуживании внутридомовых сетей. Основной же объективной причиной можно считать отсутствие утвержденной на уровне городского совета программы развития и поддержки ОСМД. К слову, вопрос о необходимости ее разработки стоял на повестке дня на очередном летнем заседании городского Общественного совета.
Выступая с докладом, Валентина Стойкова подчеркнула, что программа не только позволит обеспечить комплексную информационно-консультационную поддержку инициативных групп по созданию объединений, но и будет способствовать углублению демонополизации рынка ЖКХ-услуг путем создания управляющих компаний, о чем уже давно было заявлено на уровне центральных властей. Также принятие программы позволит рассчитывать на средства из областного бюджета для проведения первого капитального ремонта домостроения при передаче его ОСМД. Ведь денег на эти законные требования в местной казне пока нет и в ближайшем будущем не предвидится.
Как отметила Валентина Филипповна, с городским головой Андреем Абрамченко понимание по данному вопросу уже достигнуто. Теперь дело за очередными слушаниями на заседании Общественного совета уже с участием представителей УЖКХ, созданием рабочей группы и вынесением соответствующего проекта на повестку дня одного из очередных пленарных заседаний городского депутатского корпуса.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |