![]() |
|
![]() |
![]() |
Три дня в Одессе проходил традиционный Odessa JazzFest, который в этом году впервые за свою 14-летнюю историю могли отменить.
Президент фестиваля Юрий Кузнецов рассказал о том, что мероприятие оказалось под угрозой срыва буквально за три дня до открытия. Однако в последний момент фестивалю помогли меценаты и не равнодушные одесситы.
- В лихие времена музыка должна звучать еще громче и настойчивей! Ведь если замолкнет музыка, замолкнет жизнь, – считает Кузнецов. — В истории множество примеров, когда музыканты под бомбами пели свои марсельезы, одессит Утесов играл на рояле в окопах, а Шостакович создавал бессмертные произведения в трагических обстоятельствах.
На патриотической волне заслуженный деятель искусств обратил внимание зрителей, что афиша фестиваля выполнена в этом году в желто-голубых цветах.
- Знаете, во мне нет ни капли украинской крови, но я горжусь тем, что я украинец, отметил Юрий Кузнецов и взорвал зал аплодисментами.
«Останется Лузановка»
Как и обещали организаторы, публику удивило разноцветье многих музыкальных жанров.
- Я решил, что джазом можно назвать чуть ли не всю музыку, кроме откровенно плохой, — признался президент фестиваля. – Поэтому на одной сцене выступают одесские исполнители, клейзмерские ансамбли, а кроме мастеров и ветеранов, много молодых исполнителей, ведь в джазе нет ничего худшего, чем предсказуемость.
Открылся фестиваль в Горсаду, где сыграла «сборная» музыкальных коллективов. Несколько тысяч одесситов едва ли уместившись на дорожках и газонах, вдоволь аплодировали и пританцовывали под ритмичные мотивы. Уже на выходных действо разворачивалось в зале филармонии, где оба дня не оставалось ни одного свободного места. В начале вечера коллектив «Swing a la Turc Project» заворожил публику турецкими мотивами. Гости из Стамбула представили лирические свинговые композиции со вкраплениями джаза и фанка, а лидер группы Ондер Фочан придал исполнению восточного колорита, продемонстрировав виртуозное владение древней разновидностью флейты «нэй». Музыканты выложились на все сто: не замечая ничего вокруг, они путались в проводах и вытирали пот со лба, извлекая со своих инструментов звуки, приводящие в восторг слушателей. В свою очередь, зрители несколько раз прерывали выступление бурными аплодисментами, а заключительную тему ансамбля встретили овацией стоя.
Пожелав мира одесситам, ветераны турецкого джаза уступили сцену молодым исполнителям из Европы. Первыми на подмостки поднялся коллектив из Австрии «David Six’ Matador». Группу назвали в честь австрийской фабрики, которая выпускала детские деревянные игрушки. А организовал ее бывший одессит и ученик Юрия Кузнецова сопрано-саксофонист Андрей Прозоров.
- Андрей покинул Одессу 12 лет назад, — рассказала ведущая. – Он живет в Вене и выступает с разными составами, в том числе и академическим оркестром. По возможности он приезжает в родной город, общается со студентами и собирает аудитории слушателей в блюз-клубах.
На фестивале коллектив представил несколько композиций с нового диска «Порто-Франко», который музыканты посвятили Одессе. Щемяще-трепетная звуковая палитра заставила притихнуть слушателей, а свежести и спонтанности добавила солистка с очаровательным голосом Mira Lu Kovacs, которую не так давно открыла для себя современная джазовая Европа.
- Мы посвятили альбом Одессе и хотели сказать спасибо людям, которые создали этот прекрасный город, — обратился к публике Андрей Прозоров. – А что останется после нас? Таирова, Лузановка и другие развалины… Хотелось бы, что бы мы свой город любили и сохраняли, хотя бы не портили.
Андрей Прозоров покинул Одессу 12 лет назад. Фото: Олег Шапаренко
В завершение на подмостки поднялась молодая джазовая певица Тамара Лукашева с немецким бендом и тромбонисткой из Австралии Шеннон Барнетт, которая в 2007 году была названа лучшим австралийским джазовым музыкантом. Тамара, так же, как ее предшественник, в прошлом одесситка, но давно живет в Германии, обучаясь в Кельнской консерватории. А в родной город уроженка Одессы привезла авторские композиции на стыке джаза, фольклора, классики и world music.
Ладонями по контрабасу
На втором дне джаза гости слушали французские эксперименты, американскую классику и задорные украинские ритмы. После представление коллектива французским культурным центром, на сцену вышли участники Cosmicmaurel Trio. Их музыка непроста в восприятии, однако оригинальное исполнение не оставило ребят без аплодисментов. Гитарист коллектива, добавив роковых ноток в джаз, взялся за контрабас, причем он не только играл смычком, а еще и тарабанил ладонями по корпусу инструмента, извлекая глухие звуки. А в одной из композиций трио и вовсе устроило «броуновское движение» — музыканты ходили по сцене и менялись инструментами – то клавишник затронет струны, то гитарист ударит по клавишам…
Далее музыкальную эстафету перенял известный американский фри-джазовый гитарист и вокалист Джеймс Алмер. В свои 74 года музыкант, игравший вместе с легендарными джазменами Артом Блейки, Джо Хендерсоном и Фароа Сандерсом, продолжает активно концертировать. В Одессе он играл произведения, где блюз и джаз смешались в одних композициях. Закрывал фестиваль энергичный Олег Скрипка со своим проектом — кабаре «Забава», объединившего ретро-джаз, украинскую лирическую песню, французский шансон и классический рок-н-ролл. Все эти жанры лидер «ВВ» донес до одесситов. Музыкант рассказал зрителям про существование довоенного украинского джаза, исполнив несколько композиций, во время которых танцевал под крики «Румба!». Артист завел зал с первых песен, постоянно кидая шутки:
- Я понял, что лето закончилось, когда побывал на море в Одессе. Поэтому в продолжение летней жары наша песня про пляжи в Майями!
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |