![]() |
|
![]() |
![]() |
- Если замолкнет музыка — замолкнет жизнь, — убежден президент и идеолог любимейшего одесского фестиваля Odessa Jazz Fest заслуженный деятель искусств Украины Юрий Кузнецов.
Потому, несмотря на непростое время и катастрофическое отсутствие денежных средств, решил — фестивалю быть! А так как Odessa Jazz Fest — это праздник для всех, 14-й международный фестиваль джаза открылся опен-эйром в городском саду. Девиз традиционного концерта в этом году — «Джаз и не только». И действительно, на этот раз вместо лихо свингующего джаз-бэнда фестиваль открыл колоритный одесский шансон с криминальным оттенком в исполнении неподражаемого Феликса Шиндера и его музыкального кооператива «Деньги вперед!» Что весьма демократично, но, согласитесь, достаточно местечково. Впрочем, бесшабашностью своей одесский фольклор, возможно, чем-то и сродни джазовому драйву.
Затем — яркое разноцветье музыки разнообразнейших стилей и на любой вкус. Разве что симфоний не прозвучало. Но, слава богу, и о джазе не забыли. Его достойно представили Тарас Кузнецов и Игорь Улицкий. А опен-эйр, собравший теплым сентябрьским вечером несметное количество одесситов разных возрастов и музыкальных пристрастий, то и дело взрывался шквалами аплодисментов. Значит, фестиваль открылся правильной музыкой, решили его устроители. Но далее экспериментировать не стали. Первый день Odessa Jazz Fest был посвящен настоящему джазу, правда, на мой взгляд, с легким уклоном в попсу в исполнении Тамары Лукашевой — молодой джазовой певицы родом из Одессы, приехавшей на фестиваль со своим бэндом из Германии. Еще одна джазовая леди ансамбля — австралийская тромбонистка Шеннон Барнетт, признанная в 2007 году лучшим джаз-музыкантом своей страны. Тамара представила свои авторские джазовые аранжировки украинского музыкального фольклора. Украинский фолк в сопровождении тромбона — уже необычно. А уж за границей Украины и подавно — экзотика. Незаангажированный украинский слушатель оценил красоту аранжировок и мастерство исполнения, отметив, возможно, излишнюю красивость, как по мне, противопоказанную изысканной стройности джазовых построений. Впрочем, девушка явно талантлива, амбициозна и бешено работоспособна. Завершилось же выступление надежды одесского джаза, предпочитающей жить, учиться и работать в Кельне, трепетной нотой — совместным исполнением с Юрием Кузнецовым одной из прославленных композиций Татьяны Боевой.
Думается, для многих открытием стало выступление турецких джазменов, приехавших из Стамбула. Вполне традиционный, вполне профессиональный и даже виртуозный лаунж-джаз в их исполнении приобрел пряный колорит экзотической Турции. Секрет — в уникальном тембре турецкой деревянной флейты ней. Ее звучание превратило босанову в меланхоличный восточный напев. В дуэте же с контрабасом и ударными турецкая флейта слышалась заправским джазовым инструментом. Собственно, мэтры турецкого джаза под руководством Ондера Фочана (труба) объединились в проект Swing a la Turc именно для того, чтобы поэкспериментировать с традиционной турецкой музыкой, соединив ее со свингом, фанком и джазом.
Если джаз из Стамбула был меланхоличен и умиротворяющ — в общем, для поклонников турецкой музыки — то мощный месседж, взрывная энергия, безукоризненная стройность композиций и тонкость музыкальных аллюзий австрийской группы David Six'Matador при участии виртуозного одесского саксофониста Андрея Прозорова (увы, уже 12 лет живущего и работающего за границей) стали, на мой взгляд, главным событием, главным подарком Odessa Jazz Fest-2014 одесским ценителям джаза.
Вместе музыканты играют всего два года. При этом поражает их удивительная ансамблевость, музыкальная чуткость, уверенная легкость, с которой они подхватывают тональность, настроение партнеров. Заданная фортепиано (великолепный Давид Сикс), она улавливается, повторяется в вокале удивительной Миры Лу Ковачс (недавнее открытие джазовой музыки Европы), подхватывается порой страстным, порой щемяще трепетным сопрано-саксофоном Андрея Прозорова. Вместе с ударными и контрабасом они создают великолепную полифонию, насыщенное экспрессией импровизаций причудливое звуковое полотно. В финале выступления группа исполнила «Порто-Франко» — гимн неукротимой, неизбывной солнечной энергии нашего города, аранжированный Андреем Прозоровым в таком стремительном темпе, что, казалось, Давид Сикс сейчас взлетит вместе со своим инструментом. Надеемся, вскоре этот диск появится в Одессе.
К сожалению, французским джазменам не удалось подняться до уровня австрийских музыкантов. Хоть и усиленно старались. Но композиции порой «провисали», а стилистическую неуклюжесть, хаотичность не мог заменить аффектированный артистизм исполнителей. В итоге выступление музыкантов из Марселя походило на такое себе музыкальное шоу с интеллектуальным акцентом — гибрид медитативного джаза и джаз-рока. Впрочем, музыка Cosmicmaurel Trio (фортепиано, контрабас-гитара, ударные) — прозрачна, неутомительна и неагрессивна. Импровизации — вдохновенны. Ударник же — просто супер!
Хедлайнером же фестиваля по праву стал легендарный американский джазмен Джеймс «Блад» Алмер, огромный колоритный чернокожий музыкант с поистине золотой гитарой и уникальным голосом — с хрипотцой и некоторым перерывом звучания, характерным для тенорового саксофона в стиле соул. Хотя музыканту за 70, его музыка исполнена страсти и темперамента. Фри-джазовые импровизации Алмера возвращали джаз к его этническим, духовным корням. В них слышались пронзительные интонации спиричуэлс, дерзость джаз-рока, магия блюза...
Завершающим восклицательным знаком фестиваля стало выступление харизматичного Олега Скрипки — бывшего вроде бы рокера, сегодня же лидера джаз-кабаре «Забава». Для многих переориентация любимца публики стала настоящим сюрпризом. Однако его кабаре, объединившее французский шансон и украинскую народную песню, классический рок-н-ролл, ретро-джаз и фьюжн, впервые было презентовано в 2009 году. Хиты довоенного джаза «галицько-вiденсько-краківського» автора Богдана Веселовского, гремевшие на танцполах Львова, и легендарных «Воплей Видоплясова», пламенная румба, душераздирающий «Падает снег», знойный «Fever»... И все это — в оригинальных джазовых обработках исполнено с таким юмором и задором, что чувствуется — исполнитель сам отрывается по полной. Правда, культовые «Серце, чому не відаєш спокою» и «Кондуктор, натисніть на гальма» (догадайтесь, как это будет по-русски?) прекрасно владеющий и французским, и английским, и, думается, русским Олег Скрипка исполнил в украинском переводе. В результате — зал при всем желании не смог подпевать бессмертным хитам.
Пьянящая свобода импровизации настолько заразительна, что в финале выступления к Скрипке присоединились и маленькая звездочка одесского джаза Аня Ткач, и зубр и отец-основатель Юрий Кузнецов. А зрители бешено аплодировали, долго не расходились и требовали «продолжения банкета» — роскошного музыкального пиршества на празднике джаза. И не только.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |