ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Административная реформа позволит усилить самоуправление в районах Одессы
27.09.2014 / Газета: Одесский вестник / № 40(5340) / Тираж: 5481

Руслан Чернолуцкий,

член исполнительного комитета Одесского городского совета, кандидат юридических наук, адвокат,специально для «Одесского вестника».

У районных администраций сегодня достаточно полномочий для решения большинства жизненно важных вопросов громады

во всех сферах жизнедеятельности. Вместе с тем эффективность их работы не всегда устраивает. Выполняют ли они те функции, которые на них возложены? Обеспечивают ли нормальную жизнедеятельность на закрепленных под их ответственность территориях? Создают ли комфортные и благоприятные условия проживания для горожан? Для того чтобы одесситы смогли дать положительные ответы на эти

и другие вопросы, нужна кардинальная реформа данного института местного самоуправления. Предлагаемый путь реформ — моя личная точка зрения на ситуацию, которую я презентую и городской громаде, и руководству города.

Практически во всех сферах жизнедеятельности города районные администрации полномочны принимать решения. Если же положительного результата нет или он минимальный, то, очевидно, следует задаться вопросом: почему, имея достаточно полномочий, районные администрации Одессы не выполняют в полной мере те задачи, которые на них возложены?

На основании решения сессии Одесского городского совета № 95 от 19.09.96 г. и решения исполкома Одесского городского совета № 437 от 23.10.96 г. были ликвидированы районные советы народных депутатов, созданы райадминистрации Одесского городского совета и утверждена первая редакция положения, регламентирующего их работу. Вместе с тем главный законодательный акт, на котором базируются все принципы местного самоуправления — Закон Украины «О местном самоуправлении», — был принят в 1997 году. Вот и получилось, что районные администрации, по сути, так и не были адаптированы под действующее законодательство и на сегодняшний день представляют собой пережиток советской управленческой системы, то есть фактически по управленческой модели райадминистрации остались аналогом районных советов. Их правовая основа лишь дублирует отдельные нормы Закона Украины «О местном самоуправлении».

По моему мнению, районные администрации в том виде, в котором они функционируют на данный момент, представляют собой бюрократическую машину, не способную к практическому применению и фактическому выполнению тех функций, которые на них возложены. Как институт местной власти они недостаточно эффективны, формально осуществляют свои функции, находятся на низком уровне аналитической и информационной работы с законодательством, претензионной и судебной работы и взаимодействия между исполнительными органами Одесского городского совета.

Обратимся лишь к весьма чувствительной сфере для горожан — учету и распределению жилья. В соответствии с Положением, районная администрация ведет квартирный учет граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, служебных жилых помещений, выдает ордера на заселение лицам, находящимся на квартирном учете. Тем самым в полном ведении районных администраций находится все неприватизированное жилье на территориях соответствующих районов и контроль его распределения. На примере Киевского района рассмотрим, как ведутся квартирные очереди, какое количество семей они охватывают. По состоянию на 1 января 2014 года общая очередь на получение жилья в Киевском районе включала 1349 семей. Общая очередь с правом первоочередного получения жилья насчитывала 382 семьи, с правом внеочередного получения жилья — 125 семей. Если распределить очередников по категориям, то получилась такая картина: инвалиды войны — 29 семей, семьи погибших и приравненные к ним — восемь семей, участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС первой категории — 18 семей, участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС второй категории — девять семей, дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, — 30 семей. С каждым годом количество семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, увеличивается, а очередь уже десятки лет не продвигается в связи с отсутствием квартир. Между тем в ведении все той же Киевской райадминистрации Одессы по состоянию на 01.01.14 г. находилось 6477 квартир коммунальной собственности города, из них на подведомственном участке КП «ЖКС «Черноморский» — 2505, КП «ЖКС «Вузовский» — 3972. Ежегодно десятки неприватизированных квартир коммунальной собственности города освобождаются и поступают в непосредственное распоряжение районных администраций. Но почему-то вопреки требованию законодательства далеко не всегда распределяют их с учетом нужд социально незащищенных граждан.

Дублирование полномочий исполнительных органов — еще одна проблема как в системе местного самоуправления, так и непосредственно в деятельности райадминистраций. Так, например, в сфере благоустройства одни и те же функции дублируют райадминистрации и Инспекция по благоустройству города; в сфере ЖКХ — райадминистрации и департамент городского хозяйства; в сфере строительства — райадминистрации и департамент капитального строительства. Так — практически по каждому профильному подразделению городского совета. Такое дублирование полномочий приводит к практическому отсутствию единого контролирующего органа, который может взять на себя всю ответственность за исполнение тех или иных функций. Это также отражается на эффективности кадровой политики, создает условия для возможных нарушений.

Местное самоуправление призвано решать проблемы громады на местах. Жители районов для решения насущных вопросов в первую очередь обращаются, как правило, в районные администрации. Обладая всем спектром наделенных полномочий, руководители районов должны принимать меры и решать эти вопросы. Так ли происходит в действительности? Практика показывает, что райадминистрации далеко не всегда в состоянии разрешить проблемную ситуацию. Иногда решение — просто отписка, люди сразу едут на Думскую и зачастую находят там решение своей проблемы. Как правило, на личном приеме у мэра. Все тот же замкнутый круг и дублирование полномочий. Люди пишут жалобы, в том числе в городской совет, органы государственной власти, что приводит к повышению социальной напряженности среди населения и негативному отношению населения к власти.

Если коснуться претензионной и судебной работы, то полномочия районных администраций в этой сфере также значительные, а вот результаты не столь высоки. В соответствии со своим Положением, райадминистрация на подведомственной территории осуществляет мероприятия, направленные на выявление фактов самовольного строительства или реконструкции, обращается в суд с соответствующими исками о сносе незаконных объектов. Кроме того, в производстве юридических отделов, помимо дел, связанных с осуществлением физическими и юридическими лицами самовольного строительства (реконструкции) объектов недвижимости, находятся дела, связанные с жилищными правоотношениями, по реализации права собственности и права пользования имуществом, взысканию материального и морального вреда, другие. Отсутствие контроля, должного реагирования руководителей райадминистраций на судебную работу юридических отделов приводят к целой цепочке недоработок и нарушений. Этим вызван высокий уровень самовольной застройки территорий. Меньше становится свободных земельных участков. В судебных инстанциях территориальная громада теряет имущество жилого и нежилого фондов, которое находится в коммунальной собственности. Бюджет города недополучает денежные средства — штрафы за нарушения административного законодательства. Ежегодно в пользу районных администраций выносятся десятки решений районных судов о сносе (приведении в первоначальное состояние) самовольно построенных (реконструированных) объектов. Как правило, такие решения судов фактически не исполняются. Такое возможно только в результате отсутствия четкой системы контроля деятельности райадминистраций.

Для возобновления нормальной и эффективной работы в районах нужно осуществить кардинальные реформы как административного, производственного характера, так и кадрового обеспечения. Хочу предложить перечень последовательных действий, который поможет на практике значительно усилить роль самоуправления в районах нашего города. Для этого следует инициировать и принять изменения в нормативно-правовой базе. Районные администрации в их нынешнем варианте должны уступить место префектурам или департаментам. Следует провести полный правовой анализ Положения о районных администрациях и других актов местного самоуправления, которые регулируют их деятельность на соответствие законам Украины, добиться исключения дублирующих функций в работе всех исполнительных органов Одесского городского совета. Важно также в ближайшей перспективе принять отдельные акты местного самоуправления, которые бы позволили конкретизировать сферы деятельности районных органов исполнительной власти и исключили двойное толкование при получении согласовательных и разрешительных документов. В контексте предлагаемых реформ также проведение структурных, организационных и кадровых изменений, создание эффективной системы взаимодействия, подконтрольности и подотчетности органов исполнительной власти в районах, баз данных судебных дел, неприватизированного и служебного жилья, принятие практических мер по обеспечению фактического выполнения решений судов.

Автор: -


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.011
Перейти на повну версію сайту