ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Оборонно-промышленный комплекс Украины: реальный или теоретический потенциал?
04.10.2014 / Газета: Одесские известия / № 108(4673) / Тираж: 18937

Трагические события на востоке Украины, развернувшиеся с весны этого года, пожалуй, впервые с момента провозглашения независимости нашего государства вызвали в обществе далеко не философский вопрос о состоянии и возможностях отечественного оборонно-промышленного комплекса. Его актуальность подтверждается фактически каждым днем, поскольку в противостоянии с боевиками так называемых ДНР и ЛНР едва ли не каждый день гибнут представители элиты украинской нации – настоящие защитники Отечества. И, к сожалению, гибнут в том числе и из-за элементарного недостатка средств для ведения боевых действий.

ОПК Украины: от части общесоветского...

По состоянию на 1991 год доля промышленных и научных мощностей УССР в общесоветском военно-промышленном комплексе составляла 39%. На территории советской Украины работало по меньшей мере 700 предприятий, непосредственно выпускавших продукцию военного назначения. Кроме того, еще более 1000 заводов и фабрик выпускали не только военную, но и гражданскую продукцию. Однако это по официальным данным. Неофициальные же дают значительно большие цифры. Например, только в Одессе и только три известных целому городу якобы сугубо гражданских завода фактически работали на «оборонку». «Центролит» производил корпуса авиабомб, авторемонтный – специализированные прицепы для новейших и известных всему миру комплексов противовоздушной обороны С-300, а вот «Зонт» в трех своих цехах – алюминиевую посуду для армии и только в одном цехе – обычные зонтики. А сколько таких примеров было по другим городам Советской Украины?

Некоторые оборонные предприятия УССР были не только самыми большими в Союзе или даже в мире, но и уникальными. Кроме всемирно известного днепропетровского «Южмаша» – крупнейшего в мире завода по производству ракетной техники и Харьковского завода тяжелого машиностроения им. Малышева (фактически крупнейшего в Европе производителя и разработчика бронетанковой техники и дизельных двигателей к ней), к таким «уникумам» относились Киевский авиационный завод. Он производил самые большие в мире самолеты и параллельно мог собирать и серийные – 200 единиц каждый год – и экспериментальные самолеты. На киевском судостроительном заводе «Ленинская кузница» параллельно с транспортными и рыболовецкими судами разного тоннажа строились уникальные боевые корабли класса «корвет», которые сейчас становятся основой флотов почти всех морских стран мира. Николаевский завод «Заря» производил газотурбинные двигатели для боевых надводных кораблей. Запорожский и Крымский титано-магниевые комбинаты выпускали продукцию, которая была заявкой на технику ХХІ века. Аналогов последних даже сейчас ни в одной стране мира нет.

Кроме того, в Украине существовало значительное количество ремонтных заводов, которые административно подчинялись министерству обороны и могли обеспечить полный цикл ремонта и модернизации бронетанковой, авиационной и военно-морской техники. Определенным недостатком ОПК Украины было отсутствие мощностей по производству артиллерийско-стрелкового оружия, морского вооружения, реактивных двигателей для сверхзвуковой авиации и некоторых видов радио­электронной продукции. Однако в условиях уже независимой Украины это оказалось не принципиальным.

Отсутствие производства реактивных двигателей при наличии значительного количества авиационной техники и мощностей по их ремонту привела к сокращению боевого состава авиационных подразделений и передаче сотен самолетов на базы хранения. Для производства стрелкового оружия в 1994 году в Виннице было организовано государственное предприятие «Форт» (в дальнейшем появились акционерные «Маяк-Зброяр» и «ТАСКО»), которые по своим мощностям позволяли обеспечить нужды военных структур Украины. А вот некоторые виды артиллерийского оружия, прежде всего минометы, гранатометы и танковые пушки начали самостоятельно производиться в Украине с 1996 года. Причем последние – благодаря неуступчивой политике России, которая проявилась впервые через желание Москвы помешать знаковому украинскому военному контракту – поставке 320 танков Т-84 в Пакистан, и активной и успешной работе украинской разведки в странах НАТО.

Следует отметить, что среди первых украинских контрактов, кроме вышеупомянутого, значительно менее известным, однако довольно показательным, стала продажа в 1994 году истребителей Су-22М3 в Йемен – по цене легковых «мерседесов», что привело к превращению экспорта вооружений в чистый бизнес. Однако с учетом значительного излишка средств ведения войны на складах Вооруженных сил Украины экономически выгодными оказались поставки за границу не только нового вооружения, но и модернизированных образцов имеющейся в армии и в запасниках боевой техники.

Именно поэтому содержание мощного ОПК независимой Украиной на протяжении 1990-х годов казалось нерациональным. Как следствие, учитывая еще стратегию перестройки на переход государственных предприятий сначала к хозрасчету, а потом и к рыночным отношениям, а также произвол «красных директоров», почти все заводы ОПК попытались вести хозяйственную деятельность в условиях конверсии. Результат оказался далеко не однозначным, и значительное количество предприятий ОПК фактически прекратили свое существование. Те, что остались (162 на начало 2014 г.), после попыток наладить производство гражданской продукции постепенно возвращались к тому, что они умели лучше всего. Вспомним мытарства известного киевского предприятия «Завод имени Артема» (сейчас ГАХК «Артем»). Перейдя на выпуск пылесосов и кипятильников (последние, кстати, в 1996 году произвели фурор на рынке США) вместо авиационных ракет и комплектующих для боевой авиации, ныне предприятие делает ставку именно на продукцию военного назначения.

...до ориентированного на экспорт

Существование отечественного ОПК до весны этого года зависело от экспорта. А его цифры поражали. По оценкам экспертов ООН, Украина в среднем занимала 7-9 места среди мировых экспортеров оружия и военной техники. Причем ее география охватывала почти все страны мира – от условно богатейших США до беднейших Конго и Македонии. В цифровом техническом отношении это выглядело приблизительно так: лишь танков с 2005-го по 2013 год за границу было продано почти 1000 единиц, тогда как ВСУ получили 85 модернизованных Т-64БВ «Булат» (по неофициальными свидетельствам – только 19). Из более чем 240 истребителей МиГ-29, доставшихся Украине в 1991 году, к началу 2014 года ВСУ имели лишь 49. Большинство других пошли на экспорт.

Однако это лишь верхушка айс­берга. Подводная его составляющая заключалась в том, что значительное количество предприятий ОПК Украины было завязано на ОПК Российской Федерации (по разным оценкам – от 79 до 160 предприятий). Причем в некоторых случаях доля украинских заводов в производстве российского оружия и сейчас ключевая. Так, только запорожское предприятие «Мотор-Січ» обеспечивает двигателями производство по меньшей мере 90% российских вертолетов, включая все экспортные машины!

Такая ситуация привела и к тому, что в условиях свободного рынка ряд руководителей украинских предприятий ОПК (в том числе и государственной формы собственности), особенно ориентированных на РФ, в условиях российско-украинской войны на Донбассе заняли далеко не патриотическую позицию, даже несмотря на запрет сотрудничать с Москвой в военно-технической сфере. Можно дискутировать об этом, однако, как говорил в ХІХ веке К. Маркс, «обеспечьте капиталу 10% прибыли, и он согласен на любое применение». Крайне же запутанное, противоречивое и громоздкое украинское законодательство в сочетании с инертной, консервативной и не всегда патриотически настроенной бюрократической машиной нашего государства дает возможность руководству и владельцам заводов ОПК Украины даже в таких условиях маневрировать в выгодном для себя русле.

Стандартные и уникальные возможности украинской «оборонки»

Так существуют ли возможности ОПК Украины по оснащению ВСУ необходимыми средствами ведения войны? Ответ на этот вопрос однозначен – да, хотя и не в отношении всего необходимого.

Сразу отметим принципиальный момент: имеющихся мощностей предприятий украинского ОПК вполне хватает для оснащения ВСУ по меньшей мере тем, что необходимо для успешного завершения антитеррористической операции на Донбассе и обеспечения дальнейшей обороны страны от локальных (то есть от одного противника) угроз. Более того, научно-технический потенциал украинского ОПК вселяет оптимизм в отношении перспектив будущего перевооружения ВСУ, Нацгвардии и МВД.

Попробуем конспективно конкретизировать это.

В Украине существует полностью замкнутый цикл (за минимальным исключением) производства: стрелкового и легкого пехотного оружия, автомобильной и бронетанковой техники, ракетной техники почти всех видов, радиоэлектронных систем, транспортных самолетов. Украинские заводы способны построить надводные корабли и отремонтировать все «что плавает, летает, ездит, стреляет и излучает». Причем за время независимости предприятия Украины (не обязательно ОПК) освоили по меньшей мере производство стрелкового оружия, легких вертолетов и самолетов (собственной разработки), средств радионавигации и передачи информации по электронным сетям любого назначения. Учитывая это, можно сказать, что в Украине в принципе не существует проблем с серийным выпуском беспилотных летательных аппаратов и современных систем связи всех видов.

Критичным является производство современных боевых самолетов типа «истребитель-штурмовик» со скоростью звука и выше, а также морского вооружения, подводных лодок, артиллерии, систем современной радио­электронной войны и некоторых средств разведки (тепловизоров).

Украина и сейчас занимает едва ли не самые передовые позиции в мире в сфере пассивной радиолокации (известные станции «Кольчуга», например), средней и тяжелой транспортной авиации. Так, самолеты Ан-70 с винто-вентиляторными двигателями и Ан-225 «Мрія» по своей эффективности не имеют аналогов за границей, а их производство – дело денег и политической воли. Налажено производство оппозитных (то есть цилиндр в цилиндр) дизельных двигателей большой прочности и современной бронетехники для войн малой и средней интенсивности (то есть вроде миротворческих и антитеррористических операций либо войны локальной со стандартным противником).

О том, что украинские производители способны довольно быст­ро «работать над ошибками», свидетельствует история нашего БТР-4. Сначала он был создан как машина для войн низкой интенсивности и на скорую руку (из-за чего Ирак отказался от закупки очередной партии этих машин). Украинские конструкторы в 2013 году выпустили его модернизированный вариант БТР-4МВ, полностью переработанный по конструкции и лишенный недостатков предшественника. Именно по­этому военные эксперты считают его едва ли не лучшим колесным БТР-ом в мире. А разработанный николаевскими специалистами украинский корвет проекта 58250 типа «Владимир Великий», строящийся с 2010 года, является фактически первым в мире универсальным боевым кораблем, одинаково оптимизированным для монтажа оружия и оборудования как советского (российского), так и западного образцов.

Главная проблема украинского ОПК в условиях рыночной экономики – финансовые средства. Именно поэтому он будет работать на военные структуры нашего государства быстро и эффективно лишь в случае их наличия. Однако Украина, оказавшись в кризисной ситуации в политическом, военном, социальном и экономическом плане, соответствующих средств, даже вводя экстраординарные налоги и режим полнейшей экономии, собрать пока что не в состоянии. И хотя по словам Президента П. Порошенко, в 2014 году на украинскую армию выделены беспрецедентные 40 млрд гривень (вместо 14,334 млрд в 2013 г.), средств этих, к сожалению, мало. Поэтому в нашей ситуации крайне актуальным является производство и модернизация оружия и техники для сегодняшних нужд. Перефразируем выражение одного из персонажей Ильфа и Петрова, правда в отношении наших западных партнеров, которые предлагают Украине свое оружие: «не надо нам такой помощи, лучше помогите материально» – то есть финансово. Тем более, что и опыт истории это подтверждает. Украинским военным нужны техника и оружие, которые будут применяться в боевых действиях уже сейчас и которыми военные владеют и могут обслуживать, а предприятия ОПК – соответственно – производить, ремонтировать и модернизировать. Приобретение же западных образцов займет время украинских воинов на ее овладение, даст стимул владельцам и руководителям предприятий ОПК не разрывать связей с Россией и создаст многие проблемы для отечественных служб тыла, которые и без того элементарно не справляются с возложенными на них задачами.

Автор: Андрей Поспелов


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту