ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Кризис заставил отельеров креативить и снижать цены
06.10.2014 / Газета: Вести / № 179(341) / Тираж: 350000

Из-за кризиса в стране одесские отели не повышали цены, но загрузка все равно снизилась. Бизнесмены перестраиваются на внутреннего туриста, а специалисты советуют строить отели на много номеров

СПРОС НА ХОСТЕЛЫ

На вопрос о том, каким выдался сезон-2014, одесские отельеры отвечают сдержанно, давая понять, что были близки к катастрофе, однако сумели выйти из ситуации более-менее достойно и даже с прибылью. «Этот сезон был фатальным для большинства работников туризма. Особенностью именно этого сезона является то, что отельерам необходимо было мгновенно реагировать на изменения рынка. Все новинки туриндустрии принимались и осваивались в невероятном темпе. Количество туристов сократилось в разы, поэтому отели, которые не хотели или не были готовы меняться – понесли существенные убытки», — рассказала «Вестям» директор по продажам и маркетингу Марика Кудинова.

В этом году из-за кризиса в стране и закономерного уменьшения количества туристов ситуация на рынке отелей в Одессе существенно изменилась по сравнению с предыдущими годами, а некоторые тенденции, намечавшиеся в последнее время, оформились четче. Согласно данным одесских отельеров, количество отелей за год почти не изменилось – в прошлом году их было 200, а в 2014-м стало 210. При этом выросла доля хостелов и недорогих гостиниц: если в 2012 году в городе насчитывалось всего 6-7 хостелов, то в этом году их стало уже больше 30.

«Это вызвано тем, что в город в основном ехали внутренние туристы, жители других областей Украины. А внутренний турист интересуется событиями, различными фестивалями, акциями, то есть приезжает на выходные. И на эти пару дней молодежь — а это очень часто именно молодые люди — предпочитает дешевое жилье», — поясняет директор городского департамента культуры и туризма Татьяна Маркова.

Кстати, в этом году отельеры предпочитали не повышать цены, опять-таки, из-за того, что дорогие номера были просто не по карману гостям Южной Пальмиры: цены на место в хостеле варьировались в пределах 50-100 грн, за номер в отеле без звезд просили 100-150 грн в сутки, с двумя звездами — 250-300 грн.

«Выиграли в этом году те отели, которые перестроились в своей ценовой политике и сервисе на внутренних туристов: указывали цены в гривне и не поднимали их. Я считаю, что в следующем году в Одессе тоже успех ждет тех, кто будет ориентироваться на внутренних туристов», — говорит директор центра туризма «Южная лига» Фазиль Аскеров.

Специалисты также советуют перестраивать свое отношение к отельному бизнесу: «Менять придется отношение к бизнесу в целом. К сезону надо готовиться, и готовиться заранее. Отельеры по своей натуре народ ленивый, который рассуждает так: в Одессе всегда есть туристы, жить они в отелях будут всегда – доход будет всегда. Сейчас для привлечения туристов надо очень интенсивно работать», — уверена Кудинова.

ДОХОДЫ СНИЗИЛИСЬ

Несмотря на то, что в этом году Одесса не досчиталась около полумиллиона туристов, бизнесмены продолжали строить гостиницы: «Инвестиции в туристическую отрасль составили 73 млн грн, из низ 53 млн пришлось на гостиницы», — сообщила «Вестям» начальник отдела организации туризма и рекреации управления культуры и туризма Одесской ОГА Инна Беженар.

В то же время отельеры говорят о существенном снижении доходов: «По сравнению с прошлыми годами, загрузка снизилась примерно на 30%. Цены на сезон были снижены в 1,5 раза по сравнению с прошлым сезоном, и тем не менее дохода нашего отеля хватило только на покрытие нужд самого отеля, о прибыли речь не идет», — говорит управляющая отеля «Айвазовский» Юлия Лабунская.

Нелегко пришлось и крупным отелям с дорогими номерами: «Весь высокий сезон я занимался продажами отелей с огромным номерным фондом – тех отелей, для загрузки которых недостаточно поселить небольшую группу или провести конференцию. Обычно отели в курортных городах с таким фондом используются как места для бизнес-мероприятий в сезон деловой активности (осень-весна) и как командировочно-бюджетные летом. В этом году сезон бизнес-активности фактически не наступил. Поэтому по доходам мы лето, конечно, вытянули – и в последние месяцы лета доходы даже выше запланированных, но далось это сложнее, чем когда-либо», — рассказал нам один из менеджеров отельного бизнеса.

А вот владельцы хостелов оказались в более выигрышной ситуации: «В этом году я открыл небольшой хостел в центре Одессы с детективной концепцией в оформлении. Считаю, что будущее этого бизнеса — за необычными идеями и услугами. Туристы устали от безликих гостиничных комнат. И новый бизнес не только вышел на самоокупаемость, но по результатам июля и августа даже дал прибыль», — рассказал «Вестям» основатель заведения «Элементарно, хостел» Арсен Малиновский.

КАКИЕ ОТЕЛИ НУЖНЫ ОДЕССЕ

Специалисты отельного бизнеса отмечают, что несмотря на довольно большое количество различных гостиниц в городе (всего в Одессе насчитывается порядка 7000 отельных номеров), их загрузка оставляет желать лучшего, и виной этому отнюдь не только напряженная ситуация в стране. «Среднегодовая загрузка номеров в Одессе – 55%, в то время как в Европе 62-65%, в США 63-68%. Это объясняется тем, что в нашем городе короткий высокий сезон. Основной поток туристов приходится на два летних месяца – июль и август, тогда как даже июнь и сентябрь относятся уже к среднему сезону. Интенсивность высокого сезона ограничена низкой пропускной способностью одесского аэропорта и нехваткой железнодорожных билетов, а также отсутствие хорошо разработанной, четкой программы привлечения туристов на городском и областном уровнях», — считает Аскеров.

Кроме того, Одесса остро нуждается в крупных отелях: «в городе нет отелей, которые могли бы принять 500-1000 делегатов бизнес-конференций, нет конгресс-холлов, негде принять форум даже украинского масштаба, потому Одесса теряет бизнес-туристов. Доля отелей, в которых свыше ста номеров, составляет всего-навсего 5%, тогда как доля тех гостиниц, где насчитывается до 10 номеров, то есть очень маленьких — 46%», — делится подсчетами Аскеров. Еще одно упущение бизнесменов — отсутствие по-настоящему дорогих отелей так называемого Luxury класса, где суточная цена номера стартует от 300-500 евро и достигает $10-15 тыс. в сутки.

«Это нам кажется, что такие отели не нужны, мол, кто в них будет останавливаться. Неправда, будут. Есть немалое количество туристов, которые просто не приедут в город, если не смогут жить в президентском номере за несколько тысяч долларов в сутки. И мы их безнадежно теряем. Кроме того, нужны resort отели (в которых есть все необходимое для отдыха, так что клиент может отдыхать, не выходя за пределы комплекса. — Авт.)», — уверен Аскеров.

ТУРИСТОВ ЗАВЛЕКАЮТ СКИДКАМИ

В этом году, по подсчетам чиновников и бизнесменов туристической отрасли, Одесса не досчиталась порядка полумиллиона отдыхающих. «Это вызвано объективными причинами — в Украине туристический сезон вообще прошел тяжело из-за ситуации на востоке страны. Наши предприниматели рады тому, что сезон вообще состоялся, это уже большое достижение. А выиграли мы в основном благодаря тому, что в Одессу приехали внутренние туристы: жители Днепропетровска, Запорожья, Харькова, Западной Украины», — подытоживает директор гордепартамента культуры и туризма Татьяна Маркова.

Ощутимые потери понесла круизная отрасль города, поскольку западные страны отказались от посещения города из-за войны в Украине, вместо запланированных 150 судозаходов за сезон состоялось лишь 17. Правда, несмотря на то что в городе курортный сезон закрыли 30 сентября, туристов в Одессе по-прежнему ждут, приглашая на бархатный сезон. 26–29 сентября в городе впервые прошла акция «Одесса за полцены»: туристам предлагали забронировать номера на 2 и более суток за 50%, в акции также участвовали рестораны, музеи, ночные клубы и экскурсионные бюро. По результатам к ней присоединились более 20 отелей, получив в итоге, по словам владельцев, плюс 20–23% дополнительной загрузки.

Кроме того, не унывают и в Одесском порту, где буквально в субботу пришвартовались 2 лайнера с почти 500 туристами на борту, а на следующий сезон иностранные операторы уже подали около 90 заявок.

Автор: Евгения Генова


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту