ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Европейские таможенники дали добро реформам в Одесском порту
15.10.2014 / Газета: Моряк Украины / № 40(867) / Тираж: 10025

В ноябре исполняется три года, как в Одесском порту заработал Евротерминал по обслуживанию импортных грузов. Оборудованный но европейских! стандартам комплекс работает по принципу «Единого окна», без очередей, с более прозрачными таможенными процедурами. Помощь оказывают сотрудники миссии Евросоюза по приграничной помощи Украине и Молдове, которые делятся своими знаниями и опытом с украинскими коллегами. В этом убедились корреспонденты «Моряка Украины», побывав в пресс-туре, организованном миссией ЕУБАМ и Южной таможней

Обработка автоконтейнера сократилась до двух часов

В операционном зале Евротерминала, где оформляются импортные грузы, 14 окон. Одновременно инспекторы могут принять 28 деклараций. Здесь проходит регистрация, контроль тарифных методов регулирования, проверка наличия лицензий, квот, кода товара, таможенной стоимости, начисление таможенных платежей и списание их в госбюджет.

- Мы выстаивали огромные очереди, чтобы подать декларацию, — говорит Николай Яковцев. — Сегодня все упростилось. Процесспроисходитбыстро, оперативно. На мониторе в зале можно отслеживать в режиме он-лайн движение декларации по этапам таможенного оформления с момента регистрации до момента выпуска.

- Раньше приходилось подавать декларации в бумажном варианте, — признается Елена Корнева, — Сейчас подаю декларации в электронном виде. Это очень удобно. Не нужно часами находиться в душном помещении.

- Процедура электронного декларирования оценена нашими клиентами и уже достаточно широко распространена.

знается Елена Корнева, — Сейчас подаю декларации в электронном виде. Это очень удобно. Не нужно часами находиться в душном помещении.

- Процедура электронного декларирования оценена нашими клиентами и уже достаточно широко распространена, — отмечает Виктор Ткаченко, заместитель начальника таможенного поста Одесса — порт Южной таможни, начальник отдела таможенного оформления № 1. — На сегодня ее используют 60% наших декларантов. Таким образом, практически полностью исключается контакт инспектора и декларанта. Мы используем передовые и самые перспективные методы. Таможенное оформление осуществляется в режиме импорта не более двух часов при нормативе, установленном Таможенным кодексом Украины 4 часа. В экспортном -не более 1,5 часа.

«Молодец, хорошо работаешь, учишься.

Продолжай в том же духе!»

Колин Гэйзли, специалист по таможенным вопросам из Великобритании, уже год в Одессе.

- То, что я вижу, в Одессе, оцениваю положительно, — прокомментировал эксперт. — Сегодня я наблюдаю прогресс в реформе портовых служб. Я вижу, что законодательство приведено в соответствие с лучшими европейскими стандартами. Декларации обрабатываются автоматически. Система анализа рисками и управления применяется корректно. И все это показатель того, что таможня начинает работать в соответствии с европейскими стандартами. Но в любой организации есть факторы и зоны, требующие улучшения. И таможня не исключение. Сегодня я так оцениваю ситуацию:

- Молодец, хорошо работаешь, учишься. Продолжай в том же духе.

Сейчас Колин Гейзли готовит отчет о работе в Одесском порту.

- Мы изучили карту процедур очистки, провели анализ существующих пробелов и потребностей, детально изучили, сколько времен уходит на каждую из процедур, — объясняет специалист. — Введение ИСПС (информационной системы портового сообщества) в порту значительно уменьшило время таможенной очистки. Основной фактор в философии таможенного дела — быстрое прохождение через таможню грузов честных экономических операторов. В то же время, должна быть соблюдена безопасность границы. Задача таможенных служб в порту — создание единого окна, где таможенные декларации подаются один раз, и все это интегрировано в единую систему, что должно создать условия для помощи торговли, упрощения процедур таможенной очистки, чтобы экономическим операторам жилось легче.

- Мы со своей стороны помогаем партнерским службам привести их стандарты к европейским практикам, — отмечает таможенник. — Эксперты полевого офиса миссии работают плечом к плечу со своими партнерами с Украины. Они дают рекомендации, как украинским партнерам улучшить процедуры контроля, а также проводят тренинги на темы, которые касаются работы в портах. Например, как отличить фальшивый паспорт и документы, методы оценки риска товаров, которые еще не прибыли в порт, но документы на которые уже получены. Атакже методы досмотра контейнеров и судов для того, чтобы обнаружить места возможной контрабанды. Сегодня Миссия EUBAM совместно с Таможенной службой Украины работает над комплексным документом процедур таможенной очистки, которые действуют в портах.

Миссия считает одной из важных своих задач подготовить украинские ведомства к соглашениям по Европейской ассоциации и всеобъемлющей зоне свободной торговли, старается помочь, оказать помощь в воплощении данных соглашений.

«Опасные контейнеры» выявляются по системе риска

Дпя досмотра внешнеэкономических грузов обустроена рампа, где одновременно могут находиться 15 тягачей с товарами. Сегодня досматривается 10% груза, тогда как раньше было все 100%.

- Благодаря использованию системы рисков стало возможным определять «опасные» контейнеры, где могут быть нарушения, еще до того, как груз придет в порт, — говорит нам инспектор. — Безусловно, учитывается маршрут следования контейнера, особое внимание грузам, которые следуют из неблагонадежных стран, где могут производиться наркотические вещества. Для проверки приглашаются сотрудники кинологической службы с участием служебных собак.

Инспектор досматривает контейнер с шурупами.

- При взвешивании по приходе на Евротерминал контейнер оказался на 360 кг тяжелее заявленного товаросопроводителем веса, — объясняет таможенник. — И это явилось основанием для досмотра. Наша задача — путем минимальной выгрузки проверить причины превышения веса, наличие в контейнере посторонних предметов.

Таможенники осмотрели груз, сопоставив маркировку, заявленную торговую марку. Шурупы прибыли из Тайваня, как изделия из черных металлов. Сторонних предметов в контейнере не оказалось. Специалист объяснил, что вес может варьироваться до 1 %. Здесь немного больше. Возможно, контейнер был неправильно взвешен при отправке. Во всяком случае, нарушение устранено. И в госбюджет в полном объеме перечислены платежи — 146 тысяч гривен с контейнера — таможенная пошлина и НДС.

А мы переезжаем на транзитно-грузовой терминал (ТГТ), где оформляется импорт, экспорт и транзит. Чтобы оформление происходило оперативно и эффективно, таможенники используют систему рисков, которую разрабатывают совместно с европейскими коллегами.

Представитель миссии EUBAM таможенный эксперт Андрей Парву 10 месяцев работает в Одесском порту. Он -таможенный офицер Румынии, приехал поделиться опытом с украинскими коллегами.

- С вступлением в Евросоюз таможенные ведомства Румынии также провели ряд реформ, как сейчас осуществляет Украина, — отмечает специалист. — Мы привели наши службы к европейским стандартам. Та система, которая сейчас внедрена в Одесском порту, аналогична нашей. Но имеет свои особенности и отличия. В Румынии контейнер оформляется быстрее, потому что система рисков работает эффективнее, лучше разработаны профили риска, которые позволяют определить опасные контейнеры. И главное преимущество то, что таможенный офицер Румынии имеет доступ к большему количеству информации, которая приходит из правоохранительных органов, других государственных ведомств. У нас есть своя база данных. В таких условиях таможенный офицер может очень быстро найти нужную информацию. В рамках мандата мы пытаемся помочь привести украинские таможенные ведомства к европейским стандартам, улучшить систему рисков. Мы основываемся на базах данных, используем открытые источники информации. Составляем профили риски и внедряем в систему. Очень важно, чтобы они были составлены в правильной манере и четко сфокусированы. Не нужно собирать много информации. Следует четко понимать, что именно важно в данном случае.

- Это также вопрос предотвращения криминальной деятельности, — подчеркивает Андрей Парву. — Нами выработаны рекомендации, как улучшить процедуры, профили риска, правильно посылать запросы и обрабатывать результаты и работать с другими государственными ведомствами.

Международное сотрудничество, общение всегда идет на пользу службам. И как признался Колин Гейзли, в Одессе тоже есть своя специфика, которой стоит поучиться. Но главное в таможне, по его словам, чтобы она была как можно незаметнее для клиента. И в то же время выявляла «опасные грузы» и эффективно защищала границу.

Справка

Евромиссия ЕУБАМ была открыта в ноябре 2005-го года по просьбе президентов Украины и Молдовы с целью урегулирования конфликтных процессов. Из -за неле -гальной деятельности на границе бюджеты Украины и Молдовы теряли достаточно большое количество поступлений. И задача еврослужбы — предотвращать подобные ситуации, в том числе торговлю людьми и контрабанду. Миссия финансируется Европейским союзом в контексте европейского инструмента добрососедства. Мандатом миссии является помощь партнерским службам в их работе, ведомствам Молдовы и Украины, а также правоохранительным органам и другим госслужбам. Миссия имеет штаб-квартиру в Одессе, а также 6 полевых офисов вдоль границы и офис в одесском морском порту. В ней трудится около 100 представителей ЕС, а также более 120 сотрудников из Молдовы и Украины.

Автор: Инна ИЩУК


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту