![]() |
|
![]() |
![]() |
«Коррупционеры и непрофессионалы, пригретые и «революционной» властью, продолжают «выталкивать» контейнеры из украинских портов, сокращая поступления в государственный бюджет», – заявляют одесские портовики.
Где обещанные профессионалы?
СРАЗУ скажем, контейнеры всегда находятся на «особом прицеле». Ведь в них перевозят высокотарифные, высокотехнологичные грузы, ширпотреб, продукты питания. И от такого «внимания», по прогнозам экспертов, объем перевалки в пяти украинских портах, работающих с контейнерами, должен упасть с достигнутых в минувшем году 780 тысяч TEU (TEU – эквивалент стандартного 20-футового контейнера) до 700 тысяч TEU. При этом надо вспомнить, что в 2008-м докризисном году он достигал 1253,9 тысячи TEU. Почему же порты других стран Черноморского региона не только восстановили докризисные объемы перевалки контейнеров и продолжают их рост, а украинские портовики продолжают падение?
Отвечая на этот вопрос, авторы обращений в «Рабочую газету» прежде всего отмечают непрофессионализм руководителей морской отрасли. Так, в марте нынешнего года представители транспортных ассоциаций дважды встречались с министром инфраструктуры Максимом Бурбаком по поводу искоренения коррупции в портах. Затем трижды напоминали ему о смысле мартовской встречи в письмах. Но желанных перемен так и не дождались. Транспортники удивлены тем, что и сам министр, и его заместители не имеют никакого опыта работы в морехозяйственном комплексе. Ведь выходит, что их «дебюты» на высоких постах – это только… освоение морских терминов.
На проходившем недавно в Одессе восьмом международном «Черноморском контейнерном саммите-2014» отмечалось, что слишком медленно чиновники ведут разработку экономически обоснованных и конкурентоспособных портовых тарифов. Портовые сборы Одессы и Ильичевска сегодня в два раза выше турецких и румынских портов, и в три раза выше средиземноморских портов Италии и Греции. А это значит, что экспедиторы выбирают для перевалки контейнеров те порты, где услуги дешевле, а оформление грузов занимает меньше времени.
Перед началом саммита в Администрации морских портов Украины (АМПУ) прошло совещание, на котором решались вопросы по упрощению процедур оформления грузов в портах. По согласованию с руководством Южной таможни было решено отключить от программного обеспечения локальных систем контейнерных терминалов оперативное управление по борьбе с контрабандой и таможенными нарушениями Южной таможни (ОУБК), поскольку его представители, согласно технологическому процессу, не участвуют в оформлении грузов.
– И через несколько часов после этого, – рассказывает экспедитор из Тирасполя Николай Мещеряков, – ОУБК разослало таможенным постам «Одесса-порт» и «Ильичевск» срочные письма с требованием остановить отправку грузов в адрес приднестровских фирм. А впереди были выходные. Чтобы не парализовать весь транзит в Приднестровье, нам пришлось крепко побегать по инстанциям. После введения в портах электронного документооборота экспедиторов заставили визировать в ОУБК бумажные наряды. А через несколько дней и.о. начальника Южной таможни В. Алексеев разослал в адрес руководителей контейнерных терминалов письма с просьбой не отключать ОУБК от своих локальных электронных систем. Таков здесь нынче уровень профессионализма…
Надо ли договариваться с таможней?
УЧАСТНИКИ саммита отмечали, что бесцеремонное отношение проверяющих служб к транзиту привело к тому, что от нас начали уходить грузы российских, белорусских, молдавских фирм. Большой скандал разгорелся нынешним летом вокруг мяса, следовавшего транзитом в Беларусь. Украинские таможенники вскрыли четыре контейнера для проверки, во время которой не обнаружили ничего подозрительного. Но на белорусской границе ветеринарный надзор отказался впускать в страну вскрытые контейнеры. Их вернули в Одессу…
Экспедиторы считают, что пора уже запретить взимать с них плату за оказание услуг по любым формам контроля, проводимого по инициативе таможни, не выявившим нарушений. Ведь согласно Таможенному кодексу, таможня должна платить за необоснованные проверки. А чтобы это положение стало действовать, необходимо выработать и принять закон о компенсации этих расходов.
– Контейнерные перевозки являются важным сегментом морского бизнеса, – говорит второй помощник капитана Анатолий Стеценко. – Однако в украинских портах им мешают разные бюрократические преграды и законодательные нестыковки. Пора реально внедрить у нас для судов под иностранными флагами задекларированную процедуру «свободной практики». То есть они должны иметь разрешение заходить в украинские порты без участия комиссии, которая обычно поднимается на борт. В наших же портах представители различных ведомств, прежде всего санитарная служба, требуют, прибыв на контейнеровозы, предъявления различных документов да еще настаивают на переводе международных документов на украинский язык…
Стеценко подчеркивает, что английский является официальным языком мирового морского делопроизводства. При переводе может исказиться смысл терминов и положений того или иного документа. Поэтому он советует всем, кто связал свою работу с морским бизнесом, улучшать знания английского.
Присутствовавшие на контейнерном саммите представители Грузии подчеркнули, что нельзя молчать, когда вас грабят, требуя взятки. И рассказали, что у них в порту судно посещает только пограничная полиция (бывшие пограничники). Однако нам, похоже, такого положения еще долго не видать. Ведь даже экспедиторы, ставшие нынешней весной участниками общественного движения «Нет коррупции на транспорте», заявляют: «Только тот экспедитор чего-то стоит, который умеет с таможней договариваться»…
Одесса.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |