ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Как упростить взаиморасчеты?
08.11.2014 / Газета: Одесский вестник / № 46(5346) / Тираж: 5481

Взвешенная государственная политика, учитывающая реальные возможности и населения, и предприятий системы теплоэнергетики, может обеспечить баланс интересов. К сожалению, так происходит не всегда, пример тому — сложности во взаиморасчетах КП «Теплоснабжение города Одессы» и ПАО «Одесская ТЭЦ». О причинах и сроках возникновения задолженности одного предприятия перед другим и кратчайших практических путях преодоления этой проблемы мы беседовали с первым заместителем директора коммунального предприятия «Теплоснабжение города Одессы» Михаилом Коваленко.

- Михаил Петрович, сегодня долг «Теплоснабжения города Одессы» перед Одесской теплоэлектроцентралью превышает 300 миллионов гривень. Каковы причины такого долга?

- Главное — это сверхнормативные потери тепла из-за износа сетей. До 2000 года КП «Теплоснабжение города Одессы» и ПАО «Одесская ТЭЦ» входили в состав Государственной акционерной энергосберегающей компании «Одессаоблэнерго». Это позволяло совместно решать все возникающие вопросы по содержанию сетей и потере тепла в результате транспортировки до конечного потребителя. Сегодня ПАО «Одесская ТЭЦ» осуществляет только производство тепловой энергии, а все расходы по содержанию сетей (при их износе до 80%) несет в конечном счете «Теплоснабжение города Одессы». Долги нашего предприятия начали накапливаться с 2000 года и росли как снежный ком. В результате на сегодня они достигли отметки 322 миллиона гривень.

Одесская ТЭЦ поставляет тепло в центральную часть Одессы. Там самые старые коммуникации и трубопроводы. Некоторые отслужили двойной, а то и тройной нормативный срок. Норма эксплуатации стальных труб — 20 лет, а в центре города есть такие трубы, которые эксплуатируются более 50 (!) лет — с того момента, как их проложили. Соответственно, и потери, возникающие вследствие эксплуатации таких труб, значительно превышают показатели по нормам. В прошлом году отпуск тепла с коллекторов Одесской ТЭЦ составил 447 229 Гкал (210,4 миллиона гривень), из них 145 413 Гкал (68,4 миллиона гривень) — потери в тепловых сетях (с учетом подогрева подпиточной воды). Это 32,5% при норме 9,95%, утвержденной в тарифе.

Задолженность бюджета на разницу в тарифах — это также проблема только нашего предприятия. Одесская ТЭЦ обеспечивает теплом предприятия центра города. Там находится порядка 90% от общего количества организаций, финансируемых из государственного бюджета. Механизма погашения этой разницы не существует, но правительство обещает ее компенсировать.

- Существенна ли сумма задолженности населения в общем долге вашего предприятия перед ПАО «Одесская ТЭЦ»?

- Долги абонентов зоны Одесской теплоэлектроцентрали на 1 октября 2014 года составили 32,8 миллиона гривень. Для сравнения: непогашенная бюджетом дотация выравнивания тарифа составляет 214,2 миллиона гривень. Есть еще одна, я бы сказал, серьезная проблема. Возникает временной разрыв между тем, когда нам предъявляют счета на оплату, в том числе и поставщик (ПАО «Одесская ТЭЦ»), и тем, когда мы предъявляем счета к оплате потребителям. Кроме того, некоторые потребители, например госбюджетные организации, перечисляют нам деньги, как правило, в конце года. В результате у нас образуется хроническая нехватка оборотных средств на своевременные расчеты с партнерами. За несвоевременную оплату нам предъявляют пеню, мы же не имеем права, согласно действующему законодательству, удерживать пеню ни у населения, ни у бюджетных организаций.

- Можно ли добиться рентабельной работы теплоснабжающих организаций?

- Прежде всего, нужно внести существенные коррективы в систему взаиморасчетов между предприятиями. Приведу конкретный пример. Сегодня действует постановление Кабинета министров Украины № 217 от 18 июня 2014 года. Оно регламентирует функционирование специальных счетов и нормативные перечисления денежных средств гарантированным поставщикам газа и тепла. Норматив перечисления денежных средств (в данном случае) и ПАО «Одесская ТЭЦ», и НАК «Нафтогаз Украины» должен соответствовать структуре тарифов. Нужно поменять расчет норматива исходя не из отпускаемой стоимости продукции этими предприятиями, а из тарифа, который установила Национальная комиссия регулирования электроэнергетики (НКРЭ). Реально перечислять поставщикам ресурсов больше денег мы сможем лишь тогда, когда наши затраты компенсирует новая формула взаиморасчетов. В противном случае непонятно, за счет чего теплоснабжающие предприятия смогут выживать, платить зарплаты, налоги, сборы и другие обязательные платежи в бюджет.

- Оформлены ли соответствующие инициативы?

- Одесский городской голова Геннадий Труханов провел расширенное совещание с представителями предприятий теплоэнергетики. Рассматривались вопросы улучшения обеспечения центра города тепловым ресурсом. Как известно, согласно распоряжению правительства № 667 от 17 июля 2014 года Одесская ТЭЦ включена в список объектов, подлежащих приватизации. Напомню, до 2006 года в Одессе существовали параллельно две теплоснабжающие организации: «Одесские тепловые сети» (входило в структуру Минэнерго) и «Облтеплосеть» (в дальнейшем «Одестеплокоммун-энерго», входившее в структуру Минжилкомхоза). По разным причинам оказалось так, что районные котельные, магистральные и внутриквартальные тепловые сети оказались в хозяйственном ведении различных предприятий. Статистика потерь в системах теплоснабжения тех лет показывает, что они превышали нормативные в два-четыре раза, и только после объединения предприятий и передачи всех котельных и тепловых сетей в «одни руки» потери в системах теплоснабжения нашего коммунального предприятия стали ниже нормативных. Совершенно очевидно, что для наведения порядка в системе теплоснабжения центральной части города Одесская теплоэлектроцентраль и тепловые сети должны принадлежать одной организации. Поэтому экономически целесообразными для Одессы представляются два варианта: передача ПАО «Одесская ТЭЦ» в коммунальную собственность или ее приватизация совместно с тепловыми сетями, подключенными к ней. На совещании были выработаны конкретные предложения, они будут направлены на рассмотрение в Кабинет министров Украины.

Автор: Игорь Стежко


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту