![]() |
|
![]() |
![]() |
Думаю, что одесситы, которые давно не бывали на Карантинном спуске, теперь его не узнают. Преобразили эту старинную магистраль города художники стрит-арта, а проще говоря, уличного изобразительного искусства. Всю подпорную стену спуска протяженностью 150 метров они украсили изображениями сцен из жизни старой Одессы, создав, по сути, целую картинную галерею. Свою лепту внесли и городские коммунальные службы, взявшие на себя проведение работ по благоустройству территории.
Радует, что Карантинному спуску возвращена вторая молодость. Ведь он — один из одиннадцати одесских спусков, считавшихся важнейшими городскими магистралями, с которыми связано немало интересных страниц в истории нашей Южной Пальмиры. И, в первую очередь, интересно само их появление.
Дело в том, что Одесса стоит на плато, возвышающемся над морем. Еще до ее основания оно было изрезано огромными балками и оврагами, по которым во время дождей и таяния снега к морю сбегали потоки воды. Но предприимчивые предки сумели использовать их с пользой для дела. Опасаясь завоза коммерческими судами из ближневосточных портов чумы вместе с товарами, они в районе нынешнего парка имени Т.Г. Шевченко организовали карантин, где «люди и товары выдерживались сорок дней и только затем допускались в город». И балка, отделявшая карантин от города, стала именоваться Карантинной. В свое время эта одна из знаменитых одесских балок начиналась от улицы Успенской.
Вывозить же товары из карантина через улицы, минуя балку, было, как говорится, не с руки. И вскоре склон балки, обращенный к городу, благоустроили и сделали удобным для съезда и выезда из порта. Эту часть балки стали именовать Польским спуском. Его «дно» замостили камнем, который суда привозили в качестве балласта со средиземноморских островов. Подобным образом благоустроили и Карантинный спуск, который, как и Польский, был оборудован в самой глубокой части Карантинной балки для спуска в порт.
Невзирая на неблагоприятный ландшафт, на краю балки строились хлебные магазины, склады, жилые дома, заводы, в частности, и канатный завод известного купца Новикова, от которого пошло название улицы Канатная. Владельцу канатного завода принадлежала и идея постройки моста, он же выступил в качестве подрядчика сооружения. Этот арочный однопролетный мост, кстати, первый каменный мост в Одессе, ныне носящий имя своего создателя, был возведен над Карантинной балкой за два года и открыт в 1824 году.
Первым же крупным мостом в городе считается деревянный мост через Карантинную балку. В сборнике «Одесса 1794-1894» о нем кратко упоминается: «Через Карантинную балку издавна существовал деревянный мост для сообщения города с крепостью». А вообще-то в разное время по улицам, пересекавшим балку, соорудили семь мостов — от Базарной до Греческой. Первые четыре были позже засыпаны, а три последних — Новиков, Коцебу и Строгановский мосты — сохранились.
За все годы Карантинная балка сменила несколько названий. Именовалась она и Новиковой балкой, с 1888 года — Левашовским спуском, в годы Советской власти — спуском Вакуленчука, спуском Лазо, а с 1995-го — Деволановским спуском.
Всего же в Одессе, как уже упоминалось, одиннадцать спусков, из которых Польский, Херсонский, Карантинный и поныне служат городскими магистралями. Кроме того, они еще и часть истории нашего города, которая всегда привлекала творческих людей. Не зря, видимо, и художники стрит-арта свои произведения на подпорной стене Карантинного спуска посвятили изображениям сцен из жизни старой Одессы.
Глядя на них, невольно вспоминаешь строки из Декрета № 1 1918 года «О демократизации искусств» за подписью Владимира Маяковского, Давида Бурлюка и других тогдашних футуристов. В этом Декрете они призывают художников и писателей «взять горшки с красками и кистями» и «разрисовывать все бока, лбы и груди городов, вокзалов и вечно бегущих железнодорожных вагонов». Улицы, по мнению авторов Декрета, должны стать праздником искусства для всех. «Пусть самоцветами радуги перекинутся картины на улицах и площадях от дома к дому, радуя, облагораживая глаз и вкус каждого».
Сейчас время для этого, судя по всему, настало. Новый эстетический язык получил «права гражданства», а в стрит-арте появилось множество разнообразных направлений. Стрит-арт постепенно утверждается и в Одессе. На многих наших зданиях и улицах появляются разные живописные сюжеты, служащие украшением городского ландшафта и привлекающие внимание прохожих.
Отрадно, что городские власти намерены и в дальнейшем инициировать разработку и реализацию новых проектов стрит-арта. Это позволит оживить городской ландшафт, сохранить страницы истории старой Одессы и повысить ее туристическую привлекательность.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |