ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Коррупционные силки для паромов
19.11.2014 / Газета: Окна / № 21(446) / Тираж: 5002

Недавно судоходная компания «Укрферри» открыла регулярную железнодорожно-автомобильно-паромную линию Ильичевск – Констанца – Батуми. Первый же рейс показал, что наши взяточники и здесь умудряются вставлять палки в колеса.

Почему медлят контролеры

– Теплоход «Грейфсвальд» задержали при отходе из Ильичевска в Констанцу на три часа только потому, что пограничники должны были составить протоколы, связанные с режимом пересечения границы водителями ТИРов, – говорит коммерческий директор СК «Укрферри» Владимир Черниевский. – А ведь их можно было бы оформить на берегу и не задерживать судно, ведь в результате подобных действий оно теряет время и, соответственно, несет значительные убытки. При каждом отходе из Ильичевского порта мы сталкиваемся с подобным поведением таможенников и пограничников, которые, по нашей информации, рассчитывают на получение вознаграждения за то, чтобы судно вовремя уходило в рейс.

Представители «Укрферри» на «подсказки» мздоимцев не реагируют. Но и перевоспитать «саботажников» пока не удается. Моряки подчеркивают: таможенно-пограничные формальности в зарубежных портах обычно улаживают в два раза быстрее, чем в Ильичевске. У нас за год теряется 7-8 рейсов и более миллиона долларов дохода, нивелируется огромная работа отечественных транспортников по координации действий с коллегами из других стран…

Железнодорожно-паромные линии «Укрферри» уже около 18 лет связывают нашу страну с Болгарией, Грузией и Турцией. А два года назад, когда в порту Констанца начал действовать терминал РО-РО, способный принимать украинские паромы, появилась и возможность добавить в эту транспортную сеть румынское звено. Тогда специалисты «Укрферри» и начали со своими будущими партнерами из компании «Romcargo Maritim», являющейся оператором терминала в Констанце, разрабатывать проект по перевозке легковых машин из Германии транзитом через Констанцу на Кавказ. Сложность заключалась в стыковке специализированных железнодорожно-автомобильных составов из Германии с подходом в порт паромов из Украины. Но пробные рейсы показали, что и эту проблему можно решить.

На устранение технических неувязок ушло около двух лет. Поскольку открывшаяся линия сориентирована на перевозки грузовых машин вместе с водителями, для них нужен был специальный пункт пропуска. И сегодня такой пункт в Констанце оборудован в соответствии с европейскими нормами. Со своей стороны капитан «Грейфсвальда» Игорь Залетов продемонстрировал представителям контролирующих организаций из ЕС, что теплоход полностью подготовлен к выполнению условий Парижского меморандума, определяющего требования для захода судов в европейские порты.

А таможне не нравится компьютер…

ПРОЙДЯ процедуру всех нормативных согласований, «Укрферри» смогла открыть регулярную линию с жестким расписанием: каждую среду паром выходит из Ильичевска, на следующий день он в Констанце, и в воскресенье утром, если позволит погода, судно в Батуми. Естественно, что на первых порах линия для СК «Укрферри» будет убыточной. И только после того, как грузовладельцы убедятся в ее стабильности и точности сроков доставки, они переориентируют свои грузы на новый маршрут. Если это направление начнет приносить доход, то путь Констанца – Батуми станет отдельной линией.

– Не следует думать, что мы стали пионерами в создании паромной переправы между Европой и Кавказом, – отмечал президент СК «Укрферри» Александр Курлянд. – На этом направлении (между Бургасом и Поти, Варной и портом Кавказ) уже работают болгарские и российские паромы. Поэтому в условиях острой конкуренции мы особенно надеемся на сотрудничество с украинскими пограничниками и таможенниками, которые, так же, как моряки, портовики и железнодорожники, возьмут на себя ответственность за четкую работу линии Ильичевск – Констанца – Батуми. У нас не было проблем с налаживанием сотрудничества с европейскими коллегами. Осталось самое сложное – преодолеть косность мышления отечественных ведомств, от которых зависит международная деятельность украинского транспорта…

Сейчас создана экспертная группа из числа таможенников, которые должны дать рекомендации по борьбе с коррупцией на украинской таможне. Однако Александр Маркович сомневается, что такой подход мгновенно даст ожидаемый эффект. В Грузии, например, трижды меняли составы таможни. Ничего не помогало, пока полностью не устранили человеческий фактор из расчетов между клиентами и таможенниками, заменив его компьютерной системой.

И все же в «Укрферри» надеются, что линия на Констанцу даст возможности для развития экономического сотрудничества не только с Румынией, но и с другими странами южной Европы. В компании подсчитали, что сейчас выгоднее отправляться, к примеру, в Грецию паромом через Констанцу, чем ехать на машине по разбитым дорогам украинского Придунавья, Приднестровья и Молдовы. Румынские транспортные специалисты увеличивают число экспедиторов, отправляющих грузы, особенно контейнеры, по Дунаю до Констанцы, а далее паромом на Кавказ и в страны Центральной Азии. Поэтому вполне логично, чтобы к этой деятельности активно подключилось и Украинское Дунайское пароходство.

Автор: Денис Арбузов


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту