![]() |
|
![]() |
![]() |
Успешный украинский оператор: Что это такое в свете дня сегодняшнего? И как сопоставить это понятие с девизом, ставшим основополагающим в его жизни и профессии — «посвятить себя съемке, всего, без остатка»? Может, и правда, только красивое словосочетание? Нет! В этом мы убедились, разговорившись с Игорем Косенко, для которого старое-старое слово «синематограф» стало истинной сутью и профессии, и судьбы.
«Самому стать частью мира кино»
Для начала — что-то вроде биографически-профессиональной справки. Уроженец маленькой Новоукраинки Кировоградской области Игорь Косенко с 2006 по 2010 год учился в ESCAC (Escuela de Cine y Audiovisuales de Catalunya), одном из лучших институтов кинематографa Испании и Европы, по специальности Director de Fotografia (главный оператор). По окончании вуза сразу приступил к работе над несколькими проектами. Это и музыкальные видеоклипы, и реклама, и короткометражные фильмы. Один из институтских проектов, а это полнометражный фильм «Пазл любви», в котором Игорь принимал участие, представили на кинофестиваль в городе Сан-Себастьян. В 2011 году Игорь Косенко принял участие в качестве оператора в фильме «Секрет Зоар» режиссера Владека Занковского, закрытая премьера которого состоялась на Приморском бульваре в октябре 2014 года.
Как же все сложилось дальше?
— В 2012 году меня приняли на Мастер-программу лучшей школы кинематографа в мире (по данным журнала Hollywood Reporter — Институт Кинематографа номер 1 в мире) — American Film Institute. В связи с чем я и переехал в Лос Анджелес. Параллельно с учебой я начал вести подготовку к своему первому документальному фильму «Разбитый Щит», — рассказывает Игорь. — Это фильм совместного производства Украины, Испании и Франции о периоде холодной войны и ядерного оружия в СССР. Этим проектом заинтересовался Луис Серверо, один из лучших режиссеров и продюсеров музыкальных видеоклипов в мире. Сейчас проект находится в стадии съемок.
Были (и есть!) и другие проекты. Один из них — полнометражный художественный фильм «Боги», где режиссером и исполнителем главной роли является Майкл Шенон Дженкинс, и где принимает участие еще один очень известный голливудский актер, звезда телевизионного шоу Эрнест Томас.
Что ж, все складывается более чем удачно. Перед нами — человек не просто талантливый, но и успешный, один из лучших молодых украинских операторов. А как же все начиналось?
— Впервые кинематограф привлек мое внимание еще во времена перестройки в конце
80-х годов, — вспоминает Игорь. — Я тогда жил в небольшом городке Новоукраинка Кировоградской области. В те времена открывались так называемые «домашние видеоклубы». Помните? Два телевизора с видеопроигрывателями и 20-30 стульев в помещениях Домов культуры. В памяти осталось, что вход стоил всего один советский рубль. Мне было всего 6-7 лет, и мое детское воображение было тогда пленено кадрами из фильмов, где дети на уроках в школе сидели с бутылками Coca-Cola в руках и были одеты очень ярко. Все это так отличалось от наших школ, где от нас требовали сидеть прямо, сложив руки на парте. А тут — фильмы о совсем другой жизни: Чуть позже, я переехал с родителями и старшей сестрой в Одессу. И все свободное время я проводил в видеопрокате, просматривая все мне доступные фильмы. Появилось большое желание самому стать частью мира кино. Но мой путь к этому был довольно долгим — с «отступлениями» на учебу и работу в финансовой сфере. Моя судьба сложилась так, что я стал жить в Испании, в Барселоне. И вот во время работы на одну из крупных мировых компаний, я задался вопросом: «А какой будет моя жизнь через 30 лет?». Я вдруг понял: это не для меня. Летом того же года я подал документы для поступления в ESCAC.
— Это было очень сложно? Какие испытания вам пришлось пройти?
— ESCAC — это одна из лучших школ кинематографа в Европе. Судите сами. Конкурс при поступлении на то время составлял приблизительно 8 человек на одно место. С моим поступлением связана одна история или даже счастливый случай. Так получилось, что билеты я взял задолго до своего решения поступать учиться. И когда пришло время подачи документов, узнал, что даты вступительных экзаменов припадают на время моей поездки. Менять билеты, равно как и планы, было уже поздно, и я решился написать в приемную комиссию, объясняя свою ситуацию. Мне повезло: Juanjo Caballero, председатель приемной комиссии, ответил мне тем, что предложил сдать все экзамены по приезду. По возвращении в Барселону я успешно сдал экзамены и был приглашен на собеседование, которое обычно проходит через неделю. У абитуриентов есть время на подготовку задания, которое состоит из презентации автопортрета, то есть ставилась задача креативно подойти к представлению самого себя. У меня же на это был всего один день, времени на подготовку почти не оставалось. И я не придумал ничего лучшего, чем распечатать из Интернета фото кокона бабочки и принести ее с собой на собеседование. Мой замысел заключался в том, что на испанском языке слово <кокон> переводится как . У этого слова есть два значения, одно из них — <бездарь>. Во время собеседования я достал фотографию кокона и сказал, что это я — кокон/бездарь, и могу так и остаться capullo, либо же с помощью ESCAC я превращусь в бабочку. Меня приняли.
«Холод пройдет, а кадры останутся на многие десятилетия»
— Что ж, это, вероятно, и есть истинно креативный подход. А чем был обусловлен выбор темы вашего первого документального фильма? И почему именно документального?
— Несколько лет назад у меня появилось желание посетить Белоруссию. Как я слышал, современная жизнь Белоруссии больше всего напоминает жизнь в СССР. Мой отец — человек очень активный, и он предложил совместить поездку в Белоруссию с Прибалтикой, где он когда-то нес срочную армейскую службу в ракетных войсках стратегического назначения. Отец мечтал проведать своего бывшего командира — майора Сергея Ермолина. Меня заинтересовала судьба этого человека, по рассказам моего отца. Майор Ермолин оказался за границей, не выходя из собственной квартиры. Так возникла идея снять документальный фильм о бывшем советском военном, который сейчас проживает на территории Литвы в Европейском Союзе. Рассказав об этом проекте своим нескольким друзьям из Испании и Франции, мы превратили идею семейной поездки в документальный проект. Позже мы приняли решение поменять формат проекта и рассказать о событиях того периода с помощью непосредственных участников — майора Ермолина и еще двоих советских офицеров из Украины и Белоруссии.
Во время съемок художественного фильма есть конкретная задача, поставленная режиссером, и список кадров (углов), которые нужны для той или иной сцены. Есть заранее выбранные места съемок, есть сценарий, есть план для освещения. В документальном же фильме у тебя есть конечная цель и приблизительное направление, в котором ты начинаешь двигаться, но в любой момент и то, и другое может измениться. Ты не знаешь, где ты будешь снимать, в каких условиях, и какими дальше будут твои действия. Например, события, происходившие почти год назад на Евромайдане, вызвали разную реакцию у наших героев, что изменило направление нашего проекта. В связи с последними событиями в нашей стране возник больший интерес к данному документальному фильму у известных продюсерских компаний Испании, Франции и Англии.
— Если можно, расскажите о нескольких особо запомнившихся случаях со съемочных площадок, участником или очевидцем которых вы были.
— Очень запомнились первые студенческие съемки. Проекты обычно были достаточно амбициозными, и времени на все не хватало. У меня были моменты, когда казалось, что силы уже на исходе, хотелось все бросить и уйти. Но со временем ты привыкаешь и понимаешь, что человек может выдержать очень многое и даже больше. Этот опыт мне очень помог при переезде в США, где люди каждый день выкладываются на площадках на 200%. В одну из таких студенческих съемочных ночей мы снимали возле моря на большом холоде. И тогда мой однокурсник Даниель сказал фразу, которую я запомнил на всю жизнь: <Холод пройдет, а эти кадры останутся на многие десятилетия>.
«Прислушиваться к своему внутреннему «я»
— У вас есть профессиональная мечта? К примеру, у кого из Голливудских режиссеров вы хотели бы быть оператором, в каких проектах или фильмах участвовать?
— Возвращаясь к тому времени, когда я только узнавал мир кино, Квэнтин Тарантино или братья Коэны и операторы, с которыми они работали, стали моим ориентиром. За время моего обучения, а потом и работы, я открыл для себя таких режиссеров как Спайк Джонс («Она», «Как быть Джоном Малковичем»), Кристофер Нолан («Начало», «Темный рыцарь») и Дэвид Финчер («Потерянная»). Также мне бы очень хотелось поработать с украинскими режиссерами — такими как Олесь Санин и Мирослав Слабошпицкий, последний фильм которого — «Племя» — меня поразил. А вообще, я просто хочу иметь возможность снимать фильмы об интересных людях, работать над историями, которые по-настоящему вдохновляют и мотивируют.
— Хотите ли вы в дальнейшем быть режиссером в Голливуде или иначе, все же, развиваться в профессии оператора?
— Скажу так: я хочу стать одним из лучших мировых операторов, прежде чем всерьез задумываться о режиссуре.
— Тогда попрошу вас дать несколько советов «от Игоря Косенко» начинающим операторам и выпускникам соответствующих вузов. И еще один вопрос: с какими проблемами сталкивается «наш человек» в США, на что необходимо, прежде всего, обращать внимание и расставлять акценты?
— Начинающим операторам я хочу посоветовать снимать как можно больше, внимательно прислушиваться к своему внутреннему «я». Ну и, конечно же, не зацикливаться на критике.
Мы, к сожалению, долгое время были закрыты от всего мира и именно поэтому сталкиваемся с трудностями, находясь за границей. Дайте себе время, чтобы понять другую культуру и людей вокруг вас. Лично я стараюсь абстрагироваться от понятия «наш человек», поскольку оно заведомо накладывает на саму личность какие-то рамки. Мир сегодня настолько глобален, что не стоит себя отделять от кого бы то ни было.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |