ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Местное самоуправление: польский опыт
29.11.2014 / Газета: Одесский вестник / № 49(5349) / Тираж: 5481

Согласно определению Европейской хартии, местное самоуправление — это право и способность местного сообщества решать свои вопросы в пользу собственных интересов. Это означает, что система должна давать возможность принимать решения на местах, а сообщество, в свою очередь, должно быть готово нести за них ответственность. Реформа местного самоуправления, по сути, и есть та самая децентрализация, о которой так много говорят в последнее время.

Эффективность местного самоуправления в условиях рынка напрямую зависит от степени делегирования полномочий из центра в регионы. Уровень принятия решений местных проблем должен находиться там, где эти проблемы возникают.

Как свидетельствует опыт Польши, большинство инфраструктурных проектов и социальных инициатив возникли именно тогда, когда в этой стране политические лидеры проявили политическую волю и ликвидировали пять монополий государства. В Польше исчезли: политическая монополия (партия не назначает кандидатов в мэры), вертикаль центральной власти (правительство отделили от единиц самоуправления, премьер-министр больше не может командовать мэрами), монополия собственности, финансовая (бюджет исключительно местный, а не часть государственного) и монополия государственной администрации.

Польша провела эту реформу, стартуя с позиций советской конституции, опирающейся на принцип централизма и ведомственной организации государства. В июле 1989 г., после первых выборов в парламент, Сенат постановил предпринять законодательную инициативу, чтобы возродить самоуправление. Потом было создано правительство Мазовецкого и до марта 1990 г. приняты 94 закона, кардинально изменившие ландшафт местного самоуправления. Проблемы, с которыми столкнулись поляки во время реформы (а она до сих пор еще идет!), очень похожи на наши. Именно поэтому опыт Польши для Украины бесценен.

Фонд менеджерских инициатив из города Люблина (Республика Польша) реализует проект «Польский опыт системных изменений. Практические импликации для Украины». Финансирует его Фонд международной солидарности в рамках Программы польского сотрудничества развития Министерства иностранных дел Республики Польша. Главная цель проекта — выработка основ для системных решений в ключевых сферах жизнедеятельности государства: самоуправления и гражданского общества. Изначально действие этой польской инициативы распространялось на восемь украинских городов — Днепропетровск, Львов, Луцк, Николаев, Полтаву, Ровно, Сумы и Винницу. Нам повезло: за две недели до окончания действия проекта к нему присоединилась и Одесса.

В сотрудничестве с одесской мэрией Фонд менеджерских инициатив в нашем городе провел двухдневное учебное мероприятие, в ходе которого Кшиштоф Лонтка, директор отдела неинвестиционных проектов мэрии

г. Люблина, ответственный за привлечение европейских фондов и реализацию проектов, направленных на развитие, провел несколько тренингов для сотрудников органов местного самоуправления, включая молодое поколение чиновников.

В процессе начальной дискуссии были отработаны основные болевые точки, которые не позволяют интенсифицировать развитие местного самоуправления: эффективность системы управления, документооборот и прозрачность менеджмента управлений мэрии, пробуксовка развития гражданского общества.

Во время тренинга польские специалисты рассмотрели ключевые вопросы, совместно со слушателями определили «белые пятна» самоуправления и постарались выработать конкретные механизмы для их ликвидации. Таким образом, польский опыт реформирования был в течение тренинга практически адаптирован к местным реалиям. Конечно, все и сразу сделать невозможно, но начинать нужно было уже вчера, уверены наши польские друзья.

Первое, и главное, что необходимо сделать уже сейчас, — это добиться децентрализации финансовых потоков. Большинство «узких мест», которые возникают в Одессе, связаны с излишней финансовой централизацией. В Польше, например, Госказначейства нет, там государство по большей части не вмешивается в деятельность аппарата управления городом или воеводством. Муниципальные чиновники не являются государственными служащими, а решения центральных властей по поводу дел региональных можно оспорить в суде — и такие прецеденты в Польше есть. Это, с одной стороны, дает возможность жителям почувствовать определенную свободу в распоряжении заработанными средствами, а с другой — способствует развитию чувства ответственности у каждого жителя той или иной территории. В Польше даже существует термин «локальная идентичность»: то есть, если вы — одессит, то вы за Одессу и в ответе. Без такого отождествления человека и места, в котором он живет, гражданского общества не построить.

Кшиштоф Лонтка подробно рассказал, что делать, как делать и кто это может сделать. Единственная проблема, решение которой пока остается под вопросом, — это система управления нашим родным ЖКХ. На это у поляков ответа нет: они не знают, что такое ЖЭКи. Возможно, эти структуры следует ликвидировать? Но тогда нужно безотлагательно решать проблему собственности наших с вами домов, в которых квартиры принадлежат жильцам, а, образно говоря, фасад — громаде. Вот такого «франкенштейна» точно реформировать не получится. Остается ждать проявления политической воли со стороны руководителей нашего государства в отношении регуляции вопросов собственности и максимальной децентрализации управления городским хозяйством. А специалисты из Польши обещают помогать: в будущем году планируется начать осуществление нескольких совместных с одесской мэрией программ.

Автор: Виктория Белошицкая


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту