ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Нашатырным спиртом здесь не обойдешься
02.12.2014 / Газета: Окна / № 22(447) / Тираж: 5002

«Похоже, что нашатырным спиртом наших судей в чувство не приведешь. Без люстрации в судах уже не обойтись», – заявляют работники Одесского аэропорта, теряющие надежду на справедливое разрешение приватизационной истории своего предприятия.

Не учли интересы города

– В НАЧАЛЕ нынешнего года, – вспоминает авиамеханик Николай Евдокимов, – депутаты Одесского горсовета дважды не смогли начать работу сессии, на которой должны были расторгнуть невыгодный договор о сотрудничестве с инвесторами, взявшимися за реконструкцию аэропорта. Надеялись мы, что подвижки начнутся осенью, когда областная прокуратура, действующая в интересах Министерства инфраструктуры, пыталась через суд добиться признания недействительным договора на строительство аэродромного комплекса стоимостью 1,63 миллиарда гривен. Его в декабре 2013 года заключили государственное предприятие «Дирекция по строительству международного аэропорта «Одесса» и ООО «Спецрембуд».

В своем иске в Хозяйственный суд Одесской области прокуратура перечислила несколько оснований для расторжения договора. В частности, отмечалось, что во время тендера в «Дирекции по строительству международного аэропорта «Одесса» отсутствовали надлежащие технические, качественные и количественные характеристики предмета состязания, поскольку проект строительства аэродромного комплекса от «Украэропроекта» дирекция получила лишь в январе нынешнего года. Указывалось, что дирекция должна была отклонить предложения обоих участников тендера – ООО «Спецрембуд» и ООО «Проджекти-Ка» – в связи с их несоответствием квалификационным критериям. В иске подчеркивалось, что они не имеют собственных мощностей, а все оборудование арендовали незадолго до тендера. К тому же эти фирмы являлись убыточными, поэтому существует риск невыполнения работ. Суд же пришел к выводу, что прокуратура не доказала наличия нарушений при проведении тендера и отклонил иск. Апелляции на это решение прокуратура не подавала, и оно вступило в силу.

«Воздушные ворота» Одессы по величине пассажиропотока являются вторыми в стране после киевского «Борисполя». До середины 2011 года международный аэропорт «Одесса» был коммунальным предприятием и занимал в Южной Пальмире первое место среди КП по отчислениям в городскую казну. Его ежегодные доходы составляли около 150 миллионов гривен. И авиаторы внимательно следили за тем, как городские чиновники ведут поиск компаний-инвесторов, готовых вложить средства в реконструкцию инфраструктуры воздушных ворот Южной Пальмиры. Им хотелось, чтобы к тендеру допускались коллективы, занимающиеся эксплуатацией аэродромных комплексов, имеющие опыт их строительства, модернизации. Авиаторы надеялись, что депутаты горсовета внимательно обсудят поступившие на тендер предложения и сделают правильный, наиболее выгодный для всех выбор.

«Бессребреники» оказались победителями

И ВДРУГ в июле 2011 года депутаты горсовета принимают решение учредить совместное предприятие ООО «Международный аэропорт «Одесса», 25 процентов его собственности остались за городом в лице КП «Международный аэропорт «Одесса», а 75 бесплатно и без конкурса перешли к инвестору – ООО «Одесса аэропорт девелопмент», учрежденному фирмой Odessa airport development Ltd. Позже выяснилось, что обе эти частные структуры (как украинская, так и английская) связаны с двумя одесскими бизнесменами, тесно сотрудничающими с семьей Виктора Януковича.

– Если бы депутаты внимательно прочитали условия инвестиционного договора, – говорит Николай Евдокимов, – то увидели, что инвесторы не имеют собственных денег на реконструкцию аэродромного комплекса, а собираются проводить ее с привлечением заимствованных средств. А ведь ранее в наш аэропорт хотели зайти инвесторы, располагавшие серьезными финансами. Но им было отказано в угоду «бессребреникам».

К решению о создании совместного предприятия ООО «Международный аэропорт «Одесса» городские чиновники приложили солидный перечень имущества, передаваемого с баланса на баланс. В нем было скрупулезно перечислено все, начиная от различных агрегатов до инструментальной тумбочки. Но почему-то забыли упомянуть самое главное и самое дорогое – площадь передаваемого земельного участка. Его частникам передадут новым решением горсовета. А это значит, что стоимость занимаемой аэропортом земли не учли в стоимости его основных фондов. То есть искусственно была занижена доля коммунального предприятия в ООО «Международный аэропорт «Одесса».

А инвесторы сразу же стали «греть» руки на управленческих решениях. Сделали платной автостоянку, резко подняли плату за аренду помещений аэровокзала, повысили тариф на услугу «взлет-посадка». Все прибыльные службы аэропорта перешли в ведение инвесторов, а все расходы на них и амортизационные отчисления почему-то продолжало оплачивать КП. А после передачи ООО 46 гектаров земель аэропорта местный бюджет начал ежегодно терять до 15 миллионов гривен арендной платы. Были освобождены частники от долевого участия в развитии инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры.

Недавно на половинчатый шаг от своих прежних намерений решился горсовет. От имени общественности он подал в суд иск о признании недействительными тех положений устава и договора о корпоративных принципах управления ООО «Международный аэропорт «Одесса», которыми определены доли города и инвестора и установлен размер вкладов в уставный капитал в денежном выражении. Авиаторы надеются, что горсовет на этот раз ответственно подойдет к решению вопроса и добьется увеличения доли города в уставном капитале важного для экономики Одессы акционерного общества.

Одесса.

Автор: Борис ФЕДОРОВ


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту