![]() |
|
![]() |
![]() |
Летом прошлого года на землю Украины впервые после десяти лет пребывания в плену у испанских властей ступил капитан дальнего плавания Сергей Масленников. Жизнь этого 65-летнего человека – хроника сложнейших обстоятельств и крайнего напряжения воли. А в глазах тысяч соотечественников он – символ борьбы за справедливость и незапятнанность звания украинского моряка.
В 2003 году Сергей Александрович подписал контракт с одесским посредником «Юми Трейд» и вышел в рейс, возглавив экипаж буксира-спасателя «Zudar sexto», который принадлежал российскому судовладельцу. Служебная переписка и несколько деловых встреч с последним были истолкованы испанским судом как факт, якобы подтверждающий связь капитана с «русско-украинской мафией». Впоследствии с россиянина сняли подозрения в контрабанде наркотиков. К Масленникову же были претензии в том, что когда он по распоряжению судовладельца в штормовом море руководил спасением катера «Nautillus», то перегрузил на свой буксир сотню 20-килограммовых мешков с кокаином. Эксперты отказались учесть, что технически невозможно осуществлять такую операцию при сильнейшей качке, от которой на «Zudar sexto» лопнули три кранца, а на катере в двух местах был сорван привальный брус для смягчения ударов борта о причал.
Несмотря на аморфность формулировок испанской судебной гильдии, Масленников провел многие годы в заточении на чужбине. Два года нахождения в тюрьме без адвоката, допросы, ожидание суда, немотивированные отклонения апелляций, разлука с родиной, отсутствие реальной поддержки, болезнь и запоздалая на несколько лет операция – таковы факторы оказываемого на него психологического давления.
Как выяснилось позже, из 53 арестованных в 2003 году в качестве участников «русско-украинской наркомафии» украинцами были только семь человек. Все остальные являлись представителями других государств. Чтобы снять с себя неправедное клеймо наркоторговца, Масленников остался в Испании требовать суда. Ему так и не предъявили обвинения. И вынуждены были отпустить.
– Я боролся не только ради себя, – говорит Сергей Александрович. – Мой долг – прекратить всякие попытки заподозрить украинских моряков в темных делишках, снять с них репутацию людей третьего мира.
В Борисполь он прилетел поседевший, осунувшийся. Но несломленный. Однокашники по мореходке недаром называли его Боец. Дома Сергей отжимался на кулаках по утрам, рубил дрова, впитывал здоровый дух земли и, по его словам, лечился верой в то, что восстановится и вновь вернется к любимой работе.
И вот на днях от него пришло письмо по «электронке»: бодр и счастлив, что вновь смотрит на море с мостика. В данном случае – с мостика судна типа «Волго-балт», на которое получил назначение капитаном.
«Раны мои в горле давно зажили. Чувствую себя абсолютно здоровым, – пишет он. – Я уже сделал два рейса. Первый – из Ростова-на-Дону на Поти, где последний раз был в 1970 году во время прохождения срочной службы в рядах ВМФ. Второй рейс совершен в порт-пункт Марташ в Мраморном море. Собираюсь его повторить. Нанимался на работу через «Конкорд Крюинг Компани». Суда в компании, где я работаю, далеко не новые и небольшие, но требования к их обслуживанию серьезные. И мне предоставлена возможность требовать от экипажа достойной работы. Это облегчается тем, что компания своевременно платит зарплату морякам. Мои коллеги хорошо знают, как тяжело требовать исполнения обязанностей от экипажа, когда зарплата платится не вовремя.»
С. Масленников уверен, что свет не без добрых людей. Ему помогали бывшие сокурсники. Их бескорыстная финансовая поддержка, когда он мытарствовал в тюрьме, отбывая назначенные ему судом 9 лет и один день, является живым примером морского братства. Помогали Благотворительный фонд «Ассоль», капитан Александр Сорокин через Англиканскую церковь (светский капеллан экуменической «The Mission to Seafarers» – ред.).
– Когда мне делали операцию, к моей жене подошел совсем молодой моряк и передал ей на поездку в Испанию 300 долларов. По скромности он не стал называть ей свою фамилию: просто сделал доброе дело, – сказано о впечатляющем случае. – Будучи дома, я понял, что восстановление рабочих документов, паспорта моряка, загранпаспорта мне с моей пенсией в 1700 гривень просто не по силам. Брать в долг, не зная перспектив, тоже рискованно. Но ко мне на помощь, причем даже не по моей инициативе, пришла Ассоциация морских капитанов Одессы во главе с Вадимом Юрьевичем Грицюком. Ассоциация своих в беде не бросает. Она взяла на себя не только оплату всех моих материальных расходов, но и морально поддерживала меня, напоминала, что нельзя останавливаться на половине пути. К решению моих вопросов присоединился Центр подготовки моряков «Авант», возглавляемый директором Юлией Васильевой. Там я прошел курсы подготовки и получил одиннадцать необходимых сертификатов за счет центра. Также бесплатно мне разрешали восстанавливать профессиональные навыки на тренажерах компании «Ветшип».
Сейчас капитан Масленников доволен своим положением. И благодарен каждому, кто принял участие в его судьбе.
«Если перечислить всех тех, кто мне помогал, друзей и однокашников, организации, простых моряков-трудяг и обычных людей, то получится очень большой список. Боюсь в спешке кого-то пропустить и этим обидеть», – пишет он. И поднимается на мостик…
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |