![]() |
|
![]() |
![]() |
Недавний визит Президента России В. Путина в Турцию лишь на некоторое время привлек к себе внимание отечественных журналистов и политологов. А зря. Потому что Анкара, внимательно наблюдая за трагическими событиями в нашем государстве, старается укреплять свои позиции как влиятельного регионального игрока. С прицелом на лидерство в Черноморском регионе.
Большое региональное государство
Чрезвычайно выгодное географическое положение, мощный экономический потенциал и большие человеческие ресурсы Турецкой Республики позволяют ей играть уникальную роль связующего звена между Востоком и Западом. На протяжении последних лет Турция существенно укрепила свою роль на международной арене, став членом «Большой двадцатки». Ее территория в
22 раза меньше российской, а ВВП (1,167 трлн дол.) приблизительно лишь вдвое меньше ВВП РФ (2,553 трлн дол.). При этом население страны – 81,6 млн человек. При сохранении нынешних темпов экономического развития (3,8% в 2013 г.) Турция способна превратиться в большое региональное государство. Страна занимает шестое место в Европе по производству автомобилей и четвертое место в мире по строительству морских судов.
Турецкие вооруженные силы являются вторыми в НАТО после США по численности (около 500 тыс. военнослужащих) и по своему военному могуществу. Согласно правительственным планам, до 2020 года национальный ВПК на 90% будет обеспечивать нужды армии.
Нынешнее турецкое руководство считает, что страна должна эффективно использовать свои геополитические преимущества, свой исторический опыт и превратиться в один из центров сил в мире. В последние годы неоосманизм постепенно становится идеологической основой внутренней и внешней политики Анкары. Согласно этой концепции, внешняя политика должна базироваться на нескольких принципиальных положениях: проводить активную дипломатическую и экономическую деятельность с целью преобразования Турции в ведущее региональное государство; усилить свое влияние на мусульманские страны, выполняя роль «модернизатора» Ближнего Востока; принять на себя роль посредника в региональных конфликтах; стать посредником между Востоком и Западом.
Идеология неоосманизма дополняется неопантюркизмом, главной целью которого является объединение тюркоязычных народов от Китая до Адриатического моря в одно международное сообщество. Неоосманизм и пантюркизм по сути являются взаимодополняющими параллельными путями, конечной целью которых станет турецкое евразийство, направленное на примирение бывших империй – Турции и России – в их общей борьбе против Запада. Турецкий проект евразийского сообщества рассматривается в качестве попытки формирования альтернативной Евросоюзу структуры в случае провала евроинтеграционного курса Турции.
Анкара между Вашингтоном и Москвой
Несмотря на членство Турции в НАТО и отношения стратегического партнерства с США, Анкара все больше сотрудничает с Москвой и все больше дистанцируется от Вашингтона. Вступление в 2004 году Румынии и Болгарии в НАТО и создание в 2006 году американских военных баз на территории этих стран с большим беспокойством были восприняты не только Москвой, но и Турцией, которая вследствие указанных событий перестала быть единственным членом НАТО в Черноморском регионе. Как и Россия, Турция выступает против усиления военно-политического присутствия США в Черноморском регионе.
Характер отношений России с Турцией определяется взаимозависимостью. Две трети газа и треть нефти Турция импортирует из России. В 2013 году товарооборот между двумя странами достиг 33 млрд дол. (Для сравнения: между Украиной и Турцией – около 6 млрд дол.). Турецкие строительные компании получают большие заказы в России, в частности, они строили Олимпийский комплекс в Сочи. Россия строит в Турции первую АЭС «Аккую», и не исключено, что газопровод «Южный поток» может быть перенаправлен с Болгарии на Турцию. Российские туристы – крупная статья доходов для турецкой экономики. Около 4,3 млн их ежегодно посещают курорты своего черноморского соседа.
Реакция на аннексию Крыма
Нынешнее руководство Турции довольно настороженно отнеслось к революционным событиям в Украине, отдавая преимущество стабильности и эволюционному пути развития. После оккупации Крыма министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу прибыл в Киев, где заявил о поддержке Турцией территориальной целостности и суверенитета Украины и выразил обеспокоенность нарушением прав крымско-татарского народа со стороны самозванной и нелегитимной администрации Крыма. Официальная Анкара осудила запрет на въезд в Крым лидерам крымско-татарского народа М. Джемилеву и Р. Чубарову, однако не предприняла никаких шагов, чтобы попробовать урегулировать эту проблему с Москвой.
20 октября посол Турции в Украине Йонет Джан Тезель заявил, что «Турция будет действовать в рамках международных законов и не поддержит никаких действий, нарушающих территориальную целостность Украины». При этом он подчеркнул, что позиция его государства однозначна: Крым является украинской территорией. Комментируя сообщения о том, что самолеты турецких авиалиний пересекают воздушное пространство Крыма, а морские суда Турции заходят в территориальные воды и порты полуострова, посол заверил, что этого не происходит.
Вместе с тем Анкара не спешит присоединяться к санкциям ЕС против России. Выступая в середине октября в Европарламенте, министр по делам ЕС Волкан Бокзир заявил, что «Турция имеет добрые отношения с Россией, которые приносят экономическую выгоду, поэтому нет никакой необходимости присоединяться к санкциям». Турецкий министр заявил о необходимости сотрудничества с Россией с учетом ее влияния и роли в Совете Безопасности ООН.
Газовый альянс
Визит В. Путина в Анкару 1 декабря начался с трехчасовой встречи тет-а-тет с Р. Эрдоганом, во время которой основное внимание было уделено международной ситуации в Черноморско-Каспийском регионе, на Ближнем Востоке и в Украине. По итогам российско-турецких переговоров в рамках Совета сотрудничества высшего уровня было подписано восемь совместных документов, половину из которых составили меморандумы о взаимопонимании. Они касались, в частности, сотрудничества в торгово-экономической сфере, в области энергоэффективности, энергосбережения и возобновляемых источников энергии, в подготовке кадров для атомной и смежных отраслей, взаимодействия в сфере труда, социального обеспечения и занятости. Стороны выразили намерение довести объем товарооборота в 2020 году до 100 млрд дол. В сфере энергетики было решено увеличить мощность подводного газопровода «Голубой поток» с 16 млрд до
19 млрд куб. м в год и уменьшить цены на газ на 6% с 1 января 2015 г. и на 15% в 2016 году.
В конце пресс-конференции Президент Турции Р. Эрдоган заявил: «Что касается украинского кризиса, то, конечно же, мы заявляем о том, что он должен быть решен обязательно в рамках международного права и с соблюдением всех договоренностей Минского соглашения. И мы придерживаемся единого мнения»...
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |