![]() |
|
![]() |
![]() |
Неожиданная археологическая находка на территории Ренийского района заставляет заново оценить культурно-исторический и туристический потенциал Придунайского края
Летом нынешнего года в Ренийском районе была сделана удивительная археологическая находка. На территории рыбопитомника, расположенного между селом Орловка и рекой Дунай, случайно обнаружились остатки древней римской дороги. Это произошло благодаря тому, что здесь была осушена часть чеков для разведения мальков рыбы. Когда чеки высохли, на их дне обнажились камни, из которых состоит древнее сооружение.
Ценность этого открытия очевидна: оно расширяет наши знания об истории Придунавья, а также лишний раз подчёркивает огромное значение региона на протяжении многих веков. Значение, которое не только «смотрит» в прошлое, но и способно существенно повлиять на день сегодняшний.
Нижний Дунай: рай для историков и археологов
Чтобы прояснить контекст темы, необходимо совершить краткий экскурс в историю. Надо начать с того, что в окрестностях Орловки (старое название — Картал) расположен один из древнейших и интереснейших археологических памятников нашей страны — так называемая Каменная гора. Она уникальна прежде всего тем, что является чуть ли не единственным местом на территории современной Украины, где люди непрерывно жили с эпохи энеолита (медно-каменного века) до позднего средневековья, то есть целых пять тысячелетий! Тут сменяли друг друга практически все племена и народы, обитавшие в долине Дуная в разные исторические периоды. Неудивительно, что толщина культурного слоя здесь порой достигает трёх с половиной метров. Такая популярность Каменной горы объяснялась её выгодным стратегическим положением: отсюда, с господствующей возвышенности, можно было контролировать большую территорию на левом берегу Дуная, включая удобную переправу через реку.
О том, где конкретно находилась древняя дунайская переправа, до сих пор нет единого мнения. Однако большинство исследователей пришли к убеждению, что она могла существовать только между современными населёнными пунктами Орловка и Исакча. Переправа прославилась после того, как здесь в 514 году до н.э. перешло Дунай (Истр) огромное войско персидского царя Дария I, который отправился в свой знаменитый, но неудачный поход на причерноморских скифов. Этой же переправой почти через 200 лет после Дария воспользовался молодой Александр Македонский во время покорения придунайских варваров. Кстати, преодолев реку, великий полководец разрушил город племени гетов, находившийся как раз близ нынешней Орловки.
В эпоху римского владычества эта территория входила в состав провинции Нижняя Мёзия. Захватив в первом веке н.э. дунайское левобережье, римляне эффективно воспользовались стратегическим положением Каменной горы и переправы. По одной из версий, на месте современной Исакчи (Румыния) была создана крепость Новиодун, которая играла роль базы римского военного флота на Дунае. С севера переправу защищало римское пограничное укрепление на Каменной горе (многие историки отождествляют его с крепостью Алиобрикс).
Именно к этому периоду и принадлежит древнеримская дорога, найденная на территории орловского рыбопитомника. Но как она соотносится с уже известной аналогичной дорогой, остатки которой в своё время были открыты между современным селом Новосельское и Дунаем (именно в этой точке левого берега находится известный монумент в честь переправы русских войск через Дунай в 1828 году, когда в походе участвовал император Николай I; далее по тексту — «монумент»)? Ведь если древняя переправа находилась в районе Орловки, то зачем римлянам была нужна дорога близ Новосельского — на несколько километров ниже по течению? Как оказалось, ответ на этот вопрос может стать ключом к возможности появления в Ренийском районе исторического памятника под эгидой ЮНЕСКО.
Памятникам нужен пиар!
По нашей просьбе значение находки прокомментировал кандидат исторических наук, доцент Одесского национального университета им. Мечникова Владимир Полторак, который 18 октября т.г. лично осмотрел этот объект.
- Римская дорога между Новосельским и Дунаем известна археологам более полувека, — говорит В. Полторак. — В местных плавнях было обнаружено несколько участков мощёных гатей (гать — настил из брёвен для проезда через топкое место — Прим. авт.), которые использовались в системе дунайской переправы. Один из маршрутов проходил от монумента в сторону Ферапонтова монастыря параллельно современному подьездному пути (церковь св. Ферапонта в Новосельском была построена в 1834-1837 гг. по повелению Николая І в ознаменование того, что российский император безопасно переправился через Дунай в день святого Ферапонта Можайского — 27 мая 1828 года; статус скита храм получил в 1857 году; в настоящее время от монастыря почти ничего не осталось — Прим. авт.). Двадцать лет назад следы римской дороги зафиксировал местный археолог и краевед Валерий Кожокару: кое-где в протоках тогда обнажились участки завалов из камней.
Минувшим летом западнее этой трассы выявился ещё один участок древней дороги. Здесь несколько слоёв каменных насыпей сверху перекрыты диким камнем, доставленным, несомненно, с правого берега Дуная. Мне удалось осмотреть отрезок длиной около сотни метров. Датировать дорогу без раскопок трудно, поскольку переправа использовалась несколько тысячелетий — как для военных походов, так и для миграции многих народов. Геты, скифы, персы, македонцы, римляне, гунны, кочевые болгары, турки-османы, российские войска, задунайские казаки и многие другие пересекали здесь Дунай и, безусловно, укрепляли подьездной путь к переправе.
Научное исследование этого уникального обьекта, а затем его реконструкция для демонстрации могут сделать Ренийский район очень интересным для туристов. В дальнейшем, когда будет открыта современная паромная переправа Орловка — Исакча, местные археологические памятники станут доступными для большого количества посетителей.
Что касается перспективы включения этого исторического памятника в список объектов всемирного наследия под эгидой ЮНЕСКО, то могу сказать следующее. Теоретически такая возможность существует, но, разумеется, для этого нужна целая организационная кампания, которая может растянуться лет на десять. Для начала необходимо провести полноценные археологические раскопки и подтвердить историческую ценность данного объекта. Если будет доказано, что находка представляет собой остатки древней римской дороги, то вряд ли она получит статус самостоятельного памятника в списке ЮНЕСКО. Вероятнее всего, дорога станет как бы дополнением к тем объектам, которые уже признаны всемирным наследием: например, такими объектами могут быть другие древнеримские дороги или остатки пограничных укреплений Римской империи. Если же выяснится, что древняя дорога близ Орловки — многослойный памятник, имеющий отношение к разным историческим эпохам и событиям, то его культурная ценность, несомненно, повысится. И в этом случае мы вправе говорить о новом уникальном объекте — исторической переправе через Дунай. Она вполне может претендовать на включение в список ЮНЕСКО в качестве отдельного памятника. Это, конечно, сложнее с точки зрения бюрократической процедуры, но зато плюсы положительного решения вопроса могут быть огромны. Если на территории Ренийского района появится памятник ЮНЕСКО, это открывает прекрасные туристические перспективы как для региона, так и для Украины в целом.
В то же время необходимо понимать, что начинать надо с пропаганды культурно-исторического наследия на местном уровне. Районные власти, сельсоветы, общественные организации и просто заинтересованные граждане должны в первую очередь, что называется, сделать рекламу таким памятникам, как Каменная гора или дунайская переправа, провести серьёзную пиар-кампанию с точки зрения их туристического потенциала. Только так можно привлечь внимание широкой общественности, в том числе на международном уровне. Это — огромная комплексная работа, которую должен взять на себя определённый интеллектуальный центр, состоящий из специалистов и энтузиастов. И только потом можно подавать заявку в ЮНЕСКО.
Переправа, переправа… Туристическая слава?
О том, чтобы древняя дунайская переправа и сопутствующие исторические объекты стали туристическим центром, давно мечтает руководитель зарегистрированной в Рени общественной организации «Агрикола» Наталья Гориап. Она проработала 15 лет в Вилково, в Дунайском биосферном заповеднике, а теперь активно занимается реализацией туристического потенциала этого края. В 2013 году Н. Гориап и её единомышленники выиграли соответствующий грант в рамках совместной программы «Румыния — Украина — Молдова», финансируемой за счёт Евросоюза. Сейчас Наталья разрабатывает стратегию развития туризма в Придунавье и составляет карту туристических объектов региона. В перспективе эту стратегию должна «взять на вооружение» областная власть.
Изучая проблему локализации древней дунайской переправы, Н. Гориап убедилась, что в пользу «орловской версии» свидетельствуют не только исторические и археологические факты, но и аргументы географической логики, если так можно выразиться.
- Меня заинтересовал вопрос: почему в таком случае монумент установлен не в Орловке, а в окрестностях Новосельского? — рассуждает Н. Гориап. — Что это? Ошибка? Или монумент позднее перенесли ниже по течению? Нет, ошибки быть не может. Просто монумент стоит не там, где царь Николай I переправился через Дунай в начале войны против Османской империи, а там, где русские войска возвращались. И доказательством тому может служить одно обстоятельство: идеальная переправа — это не две, а три точки.
Доказательство «трёх точек» действительно является безупречно логичным. По словам Н. Гориап, на всём протяжении дунайской поймы от устья Прута до Чёрного моря очень много болотистых мест. Следовательно, переправу можно осуществить только там, где река имеет одно русло с минимальной шириной, а оба берега одинаково пригодны для высадки войск. На левом (высоком) берегу Дуная такая точка находится близ Орловки, на правом (низком) берегу — в районе Исакчи.
- Если вы будете переправляться через реку из Орловки, то, учитывая скорость течения, вас снесёт как раз к Исакче, — говорит Наталья. — Если же вам необходимо попасть из Исакчи на левый берег, то течение доставит вас в окрестности Новосельского. Это и есть третья точка переправы. Вот почему монумент установлен именно здесь. Этим же объясняется тот факт, что древние римские дороги найдены как возле Новосельского, так и возле Орловки. Лично я убеждена, что древняя дунайская переправа — это памятник национального и международного значения, достойный того, чтобы его включили в список ЮНЕСКО. И наша общая задача — превратить своё историческое наследие в качественный и популярный туристический продукт, который будет способствовать социально-экономическому возрождению Придунавья.
Кстати
На сегодняшний день в Украине существуют 7 объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, один из которых — ряд пунктов геодезической дуги Струве, в том числе в с. Старая Некрасовка Измаильского района. Ещё 15 памятников в Украине (вместе с Крымом) являются кандидатами на включение в список ЮНЕСКО.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |