ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Спасение утопающих в снегу – дело рук самих утопающих?..
13.01.2015 / Газета: Одесские известия / № 1(4711) / Тираж: 18937

Одесская область в этом году пошла на эксперимент: обслуживание дорог как государственного, так и местного значения было передано частным структурам. Если раньше эти функции на местах худо-бедно осуществляли райавтодоры, то теперь был объявлен тендер. И вот – первый экзамен по результатам реформы: 27 декабря пошел снег…

Частники перетянули одеяло на себя

По информации «Вісника державних закупівель», 18 ноября 2014 года Служба автомобильных дорог в Одесской области подписала договора об эксплуатационном содержании дорог на 2014-2015 годы на общую сумму 459 млн грн. Их финансирование осуществляется из государственного бюджета. Так, например, дороги в Болградском, Измаильском и Ренийском районах, а также 136 километров трассы международного значения Одесса – Рени, вплоть до выхода к украинско-румынской границе, обязалось обслуживать ООО «Евродор». Общая сумма выигранных этой организацией тендеров, исходя из данных «Вісника державних закупівель», составила 43,8 млн грн.

Тендерам предшествовала реорганизация старой структуры обслуживания дорог. Согласно приказу ГП «Одесский облавтодор» №144, с 1 сентября 2014 года большинство райавтодоров были реорганизованы в пункты. Так, например, Ренийский райавтодор, в котором работали 35 человек, стал филиалом Измаильского дорожно-эксплуатационного участка, а его коллектив попал под сокращение.

Еще в июле 2014 года газета «Одесские известия» публикацией на первой полосе забила тревогу: последствия такой реорганизации могут быть трагическими.

– Наш район – самый отдаленный, до областного центра – триста километров! – говорила депутат Ренийского райсовета Наталья Воронова. – Здесь три международных пункта пропуска, интенсивное движение автотранспорта, поэтому наша дорожная служба должна быть укомплектована и техникой, и кадрами.

По словам депутата Ренийского райсовета Андрея Медведика, который возглавлял местный райавтодор до его реформирования, предприятие могло выполнять все виды работ по обслуживанию дорог (кроме укладки асфальта) на 5-6 миллионов гривень в год, фактически же удавалось привлечь подряды на 2-2,5 миллиона гривень.

Нельзя не отметить, что в последние годы миллионные подряды на строительство дорог уходили в частные фирмы, а местным службам доставались крохи, что тормозило их развитие, материально-техническая база «худела» на глазах. И вот настал день, когда частники перетянули-таки все одеяло на себя.

«Разжигали костер ксерокопиями паспортов…»

В Рени снегопад начался ранним утром 29 декабря.

– Дочь с зятем выехали на Одессу в пять утра, когда начинался снег, – рассказывает пенсионерка, жительница Рени Валентина Виконова. – Всего в маршрутке было девять пассажиров. Под Саратой их остановил патруль: из-за сильного снегопада дорогу закрыли, и ренийскую маршрутку отправили назад. Водитель проехал Татарбунары, но на подъезде к Холмскому увяз в сугробах. Был час дня. Мы постоянно звонили в службу спасения, нас уверяли, что помощь идет. Но прошел день, наступила ночь… Водитель иногда включал мотор и немного прогревал салон, но бензин надо было экономить – никто не знал, когда придет подмога. Мужчины пошли в ближайшую лесополосу, набрали хвороста. Разжечь костер было нечем – в ход пустили ксерокопии паспортов. На морозе в минус пятнадцать градусов прошел еще один день. Опять сгущались сумерки – наши дети замерзали на дороге! Потом, когда все осталось позади, мой зять признался: «Второй ночи в степи мы бы не пережили. Когда 30 декабря в шесть часов вечера я увидел свет фар, это была самая счастливая минута моей жизни – мы были спасены! Но эти тридцать часов в сугробах я запомню на всю жизнь…». Зять приехал домой с обморожением ног первой степени.

Подобных историй на трассе Одесса – Рени – сотни. Только Ренийское подразделение службы по чрезвычайным ситуациям с 29 декабря по 4 января вытащило из снега более шестидесяти легковых авто, пятнадцать автобусов, в которых находилось 363 человека.

Бросили на морозе на произвол судьбы

– На расчистку дороги мы вышли 29 декабря в пять часов утра, – рассказывает бывший главный инженер Ренийского райавтодора, ставший после реформы сотрудником «Евродора» Егор Кусков. – Сначала мы почистили дорогу к международному пункту пропуска на границе, а затем двинулись по трассе Рени – Одесса. На машине «КДМ», оборудованной на базе «КамАЗа», мы прочистили дорогу до Новой Некрасовки и застряли в заторе легковых машин. Об этом, а было десять часов утра, я доложил своему руководству.

Вскоре шквальный северный ветер «прихватил» дизельный мотор, и завести «КДМ» не было никакой возможности. Егор с водителем Николаем вынуждены были проситься «на постой» в ближайшие легковушки, также оказавшиеся в плену стихии. Так прошел весь день, наступила ночь. Помощь замерзающим под Новой Некрасовкой так и не пришла, а мороз крепчал…

В час ночи Егор с водителем решили идти пешком в ближайшее село. Первый огонек, который они увидели, горел на току. Сторож, как мог, отогрел сотрудников «Евродора» и уложил спать на топчан. После пятнадцати часов на морозе сторожка показалась раем.

Утром 30 декабря Егор решил добираться домой, в Рени. До Новосельского его подвезла «техничка» Орловской газокомпрессорной станции, но дальше транспорт двигаться не мог – на участке до Орловки образовались снежные заносы. Сотрудник «Евродора» принял решение пройти 12 километров пешком по полям вдоль трассы.

– По пути я увидел в заторе три легковые машины, в одной из которых сидели люди – они ехали из Днепропетровска, – рассказывает Егор. – Еще две легковушки были брошены, судьба пассажиров неизвестна. По дороге я встретил двух мужчин, которые оставили свою машину под Орловкой и шли в село Плавни, а это 20 километров. Чуть позже встретил еще двоих отчаянных: они намеревались дойти от Орловки до Измаила – 36 километров! На участке Новосельское – Орловка я увидел Ренийское подразделение спасателей во главе с Юрием Семеновичем Кравченко, которые шли к застрявшим машинам, дорогу пытался расчистить трактор «К-700», выделенный Ренийским портом.

В Орловке Егора встретил на машине его заботливый товарищ, доставив домой, – с обморожением ног первой степени. На следующий день сотрудник «Евродора» пришел к заместителю председателя Ренийской райгосадминистрации И.А. Стад­никову.

– В моем кабинете Кусков написал заявление об увольнении и попросил передать его руководству, – рассказал Иван Алексеевич.

Присутствовавшая при этом разговоре сельский голова Ли­манского Марьяна Алек­сандровна Топалы добавила:

– У Егора от обиды и негодования текли слезы: его с водителем просто бросили на морозе на произвол судьбы – выживайте, как можете… В прошлую зиму, когда снега было в два-три раза больше, с сотрудниками Ренийского райавтодора мы прошли «Крым и рым», было очень сложно, но людей на трассе никто не бросал.

«Завтра, дорогой…»

М.А. Топалы считает: реформа дала самые негативные результаты:

– Если прошлой зимой я была на связи с Ренийским райавтодором двадцать четыре часа в сутки, мы постоянно координировали работу по спасению людей и очистке дороги, то сейчас я просто не знала, к кому обращаться! – рассказывает сельский голова Лиманского. – 29 декабря из-за шквального ветра произошли обрывы на электролиниях, и наше село осталось без света. Пять суток электрики не могли к нам добраться – не было дороги. У меня разрывался телефон: люди, не выбирая выражений, говорили все, что думают о действующей власти вообще и обо мне как сельском голове в частности. Роль главного диспетчера по спасательным работам взял на себя Иван Алексеевич Стадников. Я была свидетелем, что его попытки 31 декабря дозвониться до начальника «Евродора» не всегда были успешны – на том конце связи иногда просто не брали трубку.

Позже Иван Алексеевич скажет:

– Постоянно поступала информация о том, что в сугробах застряли машины, микроавтобусы с пассажирами. Я звонил начальнику «Евродора» и спрашивал, когда начнут чистить дороги? Артак Георгиевич Аветисян отвечал: «Завтра, дорогой». Но наступало завтра, потом послезавтра… Я обратился в Ренийский порт, и Виктор Меркулов, в ущерб производственному процессу, выделил «кировец». Мы его бросили на расчистку дороги Рени – Одесса, где застряли машины. Железнодорожники дали добро на использование бульдозера, который стоял под Лиманским: на маневровом тепловозе доставили топливо, и трактор начал работать. Я позвонил в управление защиты дамб и сооружений, и руководитель этого предприятия Андрей Песку выделил имеющийся у них гусеничный бульдозер. Техникой помогли начальник Ренийского участка Болградского управления оросительных систем Николай Рулевский, директор Ренийского винзавода Ахмед Усамов. В селе Долинское и в направлении на Лиманское дороги чистил фермер Григорий Попов, на хутор Кирган отправил свой трактор житель Рени Василий Гросу. В Новосельском на расчистку дорог вышла техника местного сельхозкооператива, в Котловине прокладывали путь фермеры. Активно помогали депутаты районного совета Андрей Медведик и Михаил Куванжи. Ренийский мясокомбинат и предприниматель Лантинов отпускали горючее в кредит. И, конечно, надо отдать должное нашим спасателям, а также таможенному посту, который перестал оформлять большегрузные фуры, ведь именно они создавали заторы на трассе Одесса – Рени.

Каждый день «ЗИЛ-131» Рений­ского подразделения службы спасения выезжал на трассу Рени – Одесса, чтобы освободить из снежного плена замерзающих в степи людей. Сугробы были такой высоты, что спасателям приходилось лебедкой вытягивать даже такую технику, как бульдозер «ДТ-75», колесные тягачи «Т-150» и «К-700».

По словам Ю.С. Кравченко, возглавлявшего спасательные работы на трассе Рени – Одесса, подкрепление «Евродора» прибыло в Ренийский район только утром 2 января.

«Работа практически завалена…»

Уже когда транспортное сообщение в Ренийском районе было налажено (по состоянию на 10 января «Евродор» еще расчищал дороги между селами), мы попросили «главного диспетчера» поделиться своими выводами.

– Не было координации действий, – сказал Иван Стадников. – Признаться, мы даже не знали, кто в Ренийском районе обязан чистить дороги, с кем Службой автомобильных дорог Одесской области подписан договор. Думаю, служба дорог должна находиться в районе. Когда у нас был свой райавтодор, это обеспечивало тесное взаимодействие, оперативность в решении задач-минимум и последовательность в задачах-максимум.

Прокомментировать результаты первого снежного экзамена мы попросили председателя постоянной комиссии Одесского областного совета по вопросам транспорта и дорожного хозяйства А.В. Сошенко.

– Понятно, что снега было очень много, – сказал Александр Васильевич. – Но Службой автомобильных дорог работа практически завалена. Впервые за последние десять лет была закрыта Киевская трасса. Впрочем, завал был везде.

А. Сошенко отметил, что еще в конце 2014 года имели место жалобы некоторых руководителей райгосадминистраций, которые докладывали, что представители фирм, выигравших тендеры на эксплуатационное содержание дорог, в местных органах исполнительной власти так и не появились.

– Поэтому 23 декабря 2014 года мы провели заседание постоянной комиссии Одесского облсовета по вопросам транспорта и дорожного хозяйства, на которую были приглашены начальник Службы автомобильных дорог в Одесской области Виталий Батурин, представители фирм-подрядчиков, первые лица районов области, – сказал А. Сошенко. – Мы отметили не­удовлетворительную организацию эксплуатационного содержания автодорог общего пользования местного значения в десяти районах области. Комиссия указала победителям конкурсных торгов на необходимость взаимодействия с райгос­администрациями на местах.

По словам А. Сошенко, выступающие на заседании комиссии констатировали, что имеет место уничтожение райавтодоров, и это неправильно.

– Однако начальник Службы автомобильных дорог в Одесской области доказывал нам, что альтернативы реорганизации обслуживания дорог, когда работа перекладывается на частные фирмы, нет. После прений комиссия указала в своем решении на необходимость предпринять исчерпывающие действия для сохранения материально-технической базы райавтодоров и просила победителей конкурсных торгов предоставить данные о наличии в каждом районе области оборудования и материально-технической базы, а также данные о количестве заготовленной песчано-соляной смеси. О результатах работы комиссии я доложил председателю Одесской облгосадминистрации Игорю Палице. Губернатор сказал, что мы правильно сделали, рассмотрев проблему. И если указанные недостатки не будут устранены, придется поставить перед Службой автодорог вопрос о расторжении договора на обслуживание с этими предприятиями.

А. Сошенко отметил, что отдельные подрядчики справились с поставленными задачами – такие, например, как ООО «Тирас» в Беляевском районе и ООО «Березівкаагрошляхбуд» в Березовском. Однако на большей части территории области возникали серьезные проблемы.

– Мы предупреждали, что в каждом районе должна находиться техника для расчистки дорог, – говорит А. Сошенко. – Практика показала, что нельзя было трогать райавтодоры.

Хорошо, что в Ренийском районе обошлось без жертв. Люди отделались испугом и обморожениями. Но невольно возникает вопрос: можно ли в принципе частным структурам доверять жизненно важные объекты? Та­кие, как дороги?..

Автор: Антонина Бондарева


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту