ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
ЧТО ГОД УШЕДШИЙ НАМ ПРИНЕС
16.01.2015 / Газета: Время Ч / № 1(659) / Тираж: 15200

В первом номере газеты в 2015 году мы по традиции предлагаем вспомнить, чем же запомнился одесситам год уже ушедший.

2014 год был не просто «сложным» — так говорят всегда, а действительно самым тяжелым и трагическим годом за многие-многие десятилетия. Отметим только, что в последний раз снаряды рвались на улицах городов нашей страны, а люди прятались в бомбоубежищах еще в 1944 году... Не обошла беда стороной и Одесский регион. 2 мая Одесса пережила самый масштабный гражданский конфликт за сто лет — с 1918 года; а села и города Одесской области впервые за многие годы вновь оплакивают павших на войне, которую официально так войной и не назвали…

Давайте вновь окунемся в те события, которые волновали наш город на протяжении года, и вспомним, как это было.

ЯНВАРЬ

Начался 2014-й с перманентных метелей и снегопадов, которые отравляли жизнь автомобилистам и вызывали традиционную критику в адрес коммунальных служб. За исключением этого, вся первая половина января в городе прошла очень тихо и спокойно. Резкое обострение ситуации в городе произошло после первых смертей на киевском Майдане (19 января), после чего в западных и центральных регионах страны сторонники Евромайдана начали захватывать здания государственных администраций. Опасаясь повторения такого сценария в Одессе, губернатор Николай Скорик перевел здание Одесской облгосадминистрации на проспекте Шевченко на «осадное положение», а входы в здание закрыл специально привезенными гигантскими бетонными блоками, за что получил от оппозиционеров прозвище «Коля-Блок» или «Коля-Тетрис».

Существенно активизировались местные сторонники Евромайдана — их число увеличилось, они начали блокировать воинские части, чтобы не пустить солдат на разгон Майдана в Киев, однако в целом в городе явный перевес сил — на стороне не поддерживающих Майдан одесситов. Одесский горсовет и облсовет неоднократно выступают с открытыми обращениями как к одесситам и жителям Одесского региона, так и к Верховной Раде и в Кабмин. В обращениях говорится, что «в последние дни в Одессе наблюдается попытка экспорта беспорядков из других регионов страны. Большинство экстремистских проявлений — дело рук заезжих провокаторов», депутаты грозятся «не допустить вирус экстремизма в Одессу».

ФЕВРАЛЬ

В начале февраля перед зданием Одесской областной государственной администрации на проспекте Шевченко появляется небольшой палаточный лагерь «защитников ОГА» от возможных штурмов. Именно этот лагерь впоследствии переедет на Куликово поле.

По Одесской области, вслед за другими частями страны, прокатывается волна «Ленинопада». Во многих селах и райцентрах Одесщины «вождей мирового пролетариата» демонтируют: вместо них на пьедесталы часто водружают бюсты Тараса Шевченко. Впрочем, сносят Ильичей преимущественно на проукраинском севере области, а на пророссийском юге, в Бессарабии, Ленины здравствуют и поныне.

В середине месяца окончательно прекратил свое вещание популярный одесский телеканал «АТВ», принадлежащий опальному политику Игорю Маркову. После того как Нацсовет по телевидению и радиовещанию в декабре 2013 года аннулировал лицензию телевизионной компании, «АТВ» продолжал выходить в Интернете, но с 17 февраля закрылся и этот проект, а все сотрудники канала были уволены. Позднее, уже ближе к концу года, одесскую частоту «АТВ» займет «5-й канал» нового президента страны Петра Порошенко.

19 февраля у здания Одесской облгосадминистрации происходит жестокое избиение митингующих сторонников Евромайдана неизвестными с битами. Также под горячую руку неизвестных попадает и множество журналистов, находившихся на площади и освещавших пикет. После широкого резонанса этого инцидента губернатор Николай Скорик вынужден извиниться и обещает приложить все силы для расследования избиения. Милиция открывает уголовное производство, но дело не раскрыто и поныне.

Сразу после бегства Януковича и смены власти монолитные до того фракции Партии регионов в местных советах начинают рассыпаться, а депутаты-«регионалы» — срочно менять окраску. Этот процесс начинается в феврале, и уже к середине марта в Одесской области не остается ни одного мэра, не вышедшего из Партии регионов, а фракции ПР, до того самые многочисленные в любом местном совете, превращаются в жалкие кучки из нескольких человек.

В конце февраля среди депутатского корпуса Одесского горсовета начинает зреть мятеж, подготовленный сторонниками экс-мэра Эдуарда Гурвица, мечтающего вернуться в кресло городского головы. Заговорщики инициируют созыв внеочередной сессии, на которой планируют снять с поста секретаря горсовета (а значит и с поста и. о. мэра) Олега Брындака, поставив у руля города депутата из команды Гурвица. Все это выглядит борьбой за административный ресурс в преддверии выборов мэра, которые парламент назначает на конец мая. Однако в дальнейшем заговор терпит поражение и даже созванная в марте внеочередная сессия попросту не набирает кворума. Путч проваливается.

МАРТ

Март начался с обострения ситуации в Крыму. В воздухе витает предчувствие близкой войны, которое усиливается заявлениями новой власти. Президент России Владимир Путин добивается от парламента права на использование российских войск на территории Украины, и в Одессе проходит многотысячный «марш мира».

Объявляется первая волна мобилизации. Большинство людей, тогда призванных якобы на 90 дней, до сих пор находится в рядах вооруженных сил, почти все они в последующем оказались в зоне АТО.

Неудавшийся «штурм» Одесской ОГА 3 марта стал первой и последней попыткой силовых действий пророссийских активистов. «Штурм» не очень многочисленной толпой из пенсионеров и активистов, которые планировали прорваться на сессию облсовета, проходящую в тот день, для того чтобы потребовать от избранников автономии региона, закончился лишь немного пострадавшими дверями в холле да сорванным флагом Украины перед площадью. Но уже в том же месяце известный одесский активист Антон Давидченко, организатор этого митинга, был объявлен Службой безопасности главным одесским сепаратистом и арестован. В сизо он просидит до августа, после чего выйдет под подписку о невыезде и скроется в Крыму.

Николая Скорика снимают с поста губернатора. Вместо него на должность руководителя области назначается совладелец завода «Стальканат», депутат Одесского облсовета Владимир Немировский. Из Одесского сизо выпускают опального экс-нардепа Игоря Маркова.

На дорогах Одесской области появляются первые блокпосты сторонников Евромайдана — с целью защиты от «крымского сценария». Для «усиления» туда прибывают сотники Майдана и Самообороны из Киева и других регионов страны.

В то же время каждые выходные по центральным улицам Одессы проходят многотысячные пророссийские марши с российскими триколорами и требованиями федерализации. На Куликовом поле появляется палаточный лагерь одесских антимайдановцев, перенесенный с площади у ОГА, которому будет суждено простоять два месяца.

Кроме того, именно в марте начинается закат (надеемся, временный) одесского футбольного клуба «Черноморец», чьи успехи всего за несколько месяцев до этого будоражили болельщиков. Клуб, который впервые в своей истории, играя в Лиге Европы, добился права выхода в еврокубковую весну, внезапно и досрочно, в середине сезона, покинули пятеро ведущих футболистов-иностранцев. Якобы в силу сложной политической обстановки в Украине.

С этого момента клуб лишь катился вниз. В течение 2014 г. «Черноморец» покинули еще до десятка ведущих футболистов (даже капитан команды Безотосный — в самом конце года). Из-за финансовых трудностей владельца клуба, нардепа Леонида Климова игроки по 3-4 месяца не получали зарплату, фаны, видя, как любимая команда идет ко дну, бунтовали и грозили Климову «народной люстрацией», а финальным аккордом стал уход в другой клуб и главного тренера команды, Романа Григорчука в декабре 2014 года.

АПРЕЛЬ

В связи с событиями в стране Одесский горсовет впервые за долгие годы решает не проводить 1 апреля традиционный фестиваль «Юморина», однако горожане все равно празднуют День смеха в центре города, хотя и в заметно меньшем количестве.

В апреле и мае начинается бегство ряда депутатов городского и областных советов, а также общественных и политических деятелей пророссийской позиции, которых СБУ обвиняет в сепаратизме. После обысков правоохранителей многие депутаты левой и российской ориентации оказались в Крыму, ставшем «Меккой» изгнанников. Ряд деятелей, например, Игорь Марков и Валерий Кауров, обосновались в Москве.

10 апреля, во время приезда в город нардепа Олега Царева происходит первое масштабное столкновение между сторонниками Евромайдана и Антимайдана. Стороны используют оружие, сообщается о пострадавших, но обходится без жертв.

В этот же день на 85-м году жизни умирает почетный гражданин Одессы, Герой Украины и создатель Центра реабилитации детей-инвалидов (Дома с ангелом) Борис Литвак. Прощание с ним проходит 13 апреля — в этот день распоряжением и. о. мэра города в Одессе объявляется однодневный траур.

Тем временем одесская милиция оказывается полностью деморализованной и во время множества конфликтов антимайдановцев и евромайдановцев спешит ретироваться, лишь только замечает у участников инцидентов желто-голубую или георгиевскую ленточки.

Начальник облУВД Петр Луцюк в бессилии обращается к горожанам, констатируя, что «по улицам Одессы передвигаются люди в черных масках, касках, камуфляже, которые не только привлекают к себе внимание, но и пугают одесситов и гостей города. Такими действиями теряется курортно-туристическая привлекательность Южной Пальмиры».

С апреля 2014 года Одесса превращается в военно-морскую столицу страны — Черноморский флот Украины после аннексии Крыма перебазируется из Севастополя в Одессу, где располагается в Военной гавани. Также в наш город переводят Морскую академию им. Нахимова, которая превращается в факультет военно-морских сил в Университете ОНМА. Часть севастопольских «нахимовцев» принимает российское гражданство и остается учиться в Севастополе, часть переезжает в Одессу.

Кроме того, в Одессу массово прибывают военнослужащие и члены их семей из Крыма. Их размещают в гостиницах, санаториях и брошенных военных городках. Первое время власти будут им помогать, позднее — о них забудут.

В Одессе начинается избирательная кампания выборов нового мэра.

МАЙ

Май 2014 года становится самым черным месяцем в городе со времен Великой Отечественной войны. Кровавые столкновения 2 мая, в которых погибли 48 человек, а более 250 были ранены, можно прямо назвать мини-гражданской войной, продолжавшейся несколько дней. 4 мая сторонники Куликова поля берут штурмом городское управление милиции и добиваются освобождения более шестидесяти пророссийских активистов, задержанных 2 мая. Не сразу, но через несколько дней и. о. Президента Украины объявляет всеукраинский траур из-за событий в Одессе. В самом городе объявляется трехдневный траур.

В первые недели после трагедии тысячи одесситов выступают добровольными донорами крови для пострадавших — в результате запасов крови было собрано на год вперед. К слову, как отмечали в управлении здравоохранения, такого количества раненых одновременно больницы города не видели с окончания ВОВ.

Своих постов лишились глава облУВД Петр Луцюк и губернатор Владимир Немировский. Новым главой области назначен Игорь Палица. Первый зам начальника обл-УВД Дмитрий Фучеджи объявляется одним из главных виновников трагедии и скрывается в Приднестровье.

С мая 2014 г. Одесса разделена на два противоборствующих лагеря, и если по окончании предыдущего до этого гражданского конфликта, произошедшего в январе 1918 года, одесситы похоронили жертв трехдневной войны в одной братской могиле, чтобы не было ни своих, ни чужих, то сейчас ситуация совершенно иная. Даже молебны по погибшим две части населения проводят отдельно, в разных местах, и каждые — исключительно по своим сторонникам. Напряженность между противоборствующими сторонами продолжается и поныне.

В середине мая начинается вторая волна мобилизации в вооруженные силы, причем, в отличие от первой, потенциальные призывники уже знают, что отправятся прямо на войну, что существенно снижает количество пришедших в военкоматы.

21 мая в Одессе торжественно открыли центральную аллею Аркадии после реконструкции, хотя ее кардинально новый внешний вид впечатлил далеко не всех одесситов.

25 мая в стране проходят президентские выборы. В Одессе, кроме того, избирают мэра города. Предыдущие семь месяцев, после того как осенью 2013-го из города сбежал Алексей Костусев, исполняющим обязанности градоначальника был секретарь горсовета Олег Брындак. И время руководством города ему выпало очень непростое.

В итоге нардеп-одессит Геннадий Труханов занимает первое место, получив 146022 голоса (43,49%), а его главный конкурент, вечный кандидат Эдуард Гурвиц — 107526 голосов (32,02%). Явка избирателей составила 46,7%. И уже 27 мая новый городской голова приносит присягу на верность Одессе.

ИЮНЬ

В июне Одесса столкнулась с резким падением притока туристов в город. Напуганные событиями в Одессе граждане СНГ и восточных регионов Украины не едут в наш город из-за страха перед «бандеровцами», жители центральных и западных регионов — из-за страха перед «сепаратистами». Кроме того, МИДы ряд стран — таких как США, Великобритания, Германия, включают Одессу в список «горячих точек» на карте мира и официально призывают своих граждан избегать посещения нашего города. Майские события существенно повлияли и на круизный сезон — подавляющее большинство круизных лайнеров, планировавших в течение лета посетить Одессу, отозвало свои заявки.

Для того чтобы исправить положение, Одесская мэрия в конце июня проводит масштабный фестиваль «Хочу в Одессу», который все же привлекает в город определенное количество туристов.

В середине июня активисты Евромайдана и Правого сектора идут на «штурм» Генконсульства Российской Федерации в Одессе. Политические претензии и требования снять флаг России со здания консульства перерастают в столкновение с правоохранителями. Травмировано четыре человека. Кроме того, правоохранители задерживают двух участников акции, которые под видом журналистов пытались пронести взрывное устройство в здание консульства.

27 июня на пляжах Черноморки и Ильичевска происходит редчайшее явление в наших широтах, вызвавшее много шума и прозванное «мини-цунами». Причины появившейся из ниоткуда гигантской волны ученые не могут объяснить до сих пор.

С новой силой разворачивается борьба одесситов за свободный доступ к морю. После громкого инцидента со съемочной группой одного из одесских телеканалов, которых арендаторы пляжа в Отраде отказались пропускать к морю и вдобавок побили их, мэрия экстренно надавила на нужные рычаги, разорвала несколько договоров с недобросовестными арендаторами пляжей, и на летний сезон 2014 года вопрос по существу был снят. Одесситов, за редким исключением, начали пускать на платные пляжи без каких-либо проблем.

Продолжение в следующем номере.

Автор: Александр ЗАКЛАДНОЙ


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту