![]() |
|
![]() |
![]() |
Публикация Антонины Бондаревой «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих?..» в «Одесских известиях» от 13 января вызвала в читательских кругах большой интерес.
Напомним, что в статье была попытка разобраться, почему же дорожные службы не смогли достаточно эффективно сработать в противостоянии сильнейшей снежной стихии в конце декабря прошлого года. В частности речь шла о нескольких районах украинского Придунавья.
Частник – последняя соломинка?
Напомним, что 18 ноября 2014 года Служба автомобильных дорог в Одесской области подписала договора об эксплуатационном содержании дорог на 2014-2015 годы. Дороги в Болградском, Измаильском и Ренийском районах, а также 136 км трассы международного значения Одесса – Рени (на Бухарест) – Т-15, вплоть до выхода к украинско-румынской границе, согласно выигранному тендеру, обязалось обслуживать частное предприятие «Евродор». Здесь следует учесть, что в последние годы работу райавтодора не ругал только ленивый. Чтобы понять, в насколько глубоком кризисе находились государственные дорожные службы, приведу высказывание бывшего мастера Болградского райавтодора Анатолия Григоржевского, рассказавшего, что перед реорганизацией зарплата на его предприятии более 8 месяцев выплачивалась разве что символическая – не более 200 грн. А за два последних месяца не было заплачено вообще ни копейки. Становится понятным, почему до проведения тендера подготовка к предстоящим холодам не сулила ничего хорошего. В частности, на одном из октябрьских совещаний в Болградской райгосадминистрации, исходя из отчета тогдашнего руководителя Болградского райавтодора Юрия Колесника, стало ясно, что на тот момент ни один трактор не был готов к работе. Не имелось в наличии и запчастей для ремонта снегоуборочной техники. В актив районным дорожникам можно было записать разве что наличие двух десятков тонн песка. Но чем его разбрасывать? Схожая ситуация была и по двум другим придунайским районам – Измаильскому и Ренийскому. Так что в сложившейся ситуации заход на этот сегмент рынка накануне зимы частника выглядел логичным.
– Согласно заключенному нами договору со Службой автодорог в Одесской области, – рассказывает главный инженер одесского ООО «Евродор», депутат Измаильского райсовета Артак Аветисян, – основной функцией нашего коллектива (штат которого в придунайском филиале насчитывает около 90 человек) является обслуживание в общей сложности 740 км дорог различного значения – сельских, межрайонных, республиканских – в трех районах – Измаильском, Ренийском и Болградском.
Филиал предприятия базируется в Придунайском регионе, имеет свой асфальтовый завод. При выборе именно этого частника делался также упор на наличие у него большого количества современной техники, привлекаемой для расчистки снега и подсыпки песчано-соляной смеси на дорогах в трех районах, а также желание и возможность вкладывать собственные оборотные средства в обновление и ремонт техники. В том числе и арендованной, согласно условиям тендера, у Измаильского ДЭУ (с учетом того, что машины эти приходилось восстанавливать фактически с нуля).
По мнению специалистов, в результате основательных материальных затрат и принятых мер Измаильским филиалом ООО «Евродор» в условиях обычного снегопада должно было хватить трех часов для приведения дорог в порядок. И, забегая вперед, скажем, что в 2014 году компания несколько раз оперативно ликвидировала последствия непогоды в ноябре и начале декабря.
Хроника снежной эпопеи
– Безусловно, самым серьезным испытанием из тех, что выпали на долю предприятия, стал так называемый катаклизм 29 декабря, – поясняет главный инженер ООО «Евродор». – У нас с отделением Гидрометеоцентра заключен договор. Согласно представленным им прогнозам, ожидались метель, сильный снегопад. Я сразу же звоню во все райгосадминистрации и прошу содействия, ведь в обычном режиме справиться с непогодой не получится. Не удастся обойтись здесь и без помощи военных и подразделений ГСЧС, ГАИ. Заранее отмечу, что Болград и Измаил сработали четко. Здесь особая благодарность заместителю председателя Болградской райгосадминистрации, курирующему вопросы ЖКХ, Ивану Каражекову, руководителям Измаильского района – Алле Старцевой и Василию Антонюку. С Ренийским районом же у меня возникло определенное недопонимание. Заместитель председателя райгосадминистрации А.И. Стадников фактически никак не отреагировал на мою просьбу. Не справился с поставленными задачами и мой начальник Ренийского участка Егор Кусков, в связи с чем в оперативном порядке пришлось делать кадровую перестановку.
А. Аветисян несколько раз акцентировал внимание на необходимости перекрыть трассу для большегрузных фур. Ведь было понятно, что если этого не сделать вовремя, то в значительной мере затруднится для спецтехники возможность очищать дороги от снега.
– Оперативно направили технику на проблемные спуски-подъемы М-15 в районе Холмского и Орловки, – продолжает Артак Георгиевич. – По всем направлениям региона было направлено 11 комплексных дорожных машин (КДМ). Отмечу, что от ренийского поворота в сторону Орловки к 8 часам утра были задействованы тяжелый грейдер, Т-150, 3 КДМ и 25-тонные КамАЗы. Работать в круглосуточном режиме приходилось действительно в адских условиях. В 6 часов утра мне позвонил мастер Кирничанского участка Иван Дойчев и пожаловался на низкую видимость. Метель была настолько сильной, что впереди КДМ приходилось пускать человека в опознавательном жилете и с красной тряпкой в руках. Только так можно было понять, куда следовало двигаться. Аналогичная ситуация была и в других районах.
К утру 31 декабря проезжаемость на трассе Измаил – Рени была обеспечена на ширину отвала, с карманчиками для легковых автомобилей и автобусов через каждые 100 метров. Таким образом, из 44 км дороги в ренийском направлении силами «Евродора» было проложено 43 км, и только 1 км – местными жителями. Благодаря интенсивной работе были «пробиты» дороги и в других районах. Большим подспорьем стала военная машина БАТ, присланная из Одессы и активно используемая во всех направлениях.
– Мы очень благодарны Артаку Георгиевичу, – заявляет сельский голова Богатого Мария Бабенко. – Несмотря на то, что основные силы «Евродора» должны были быть брошены на трассу М-15, он все же изыскал возможность перебросить БАТ на расчистку дороги в направлении двух прилегающих друг к другу населенных пунктов – Сафьяны и Богатое. Помогал он нам спецтехникой и в расчистке дорожного покрытия в селе.
Подобные слова признательности высказали и другие опрошенные корреспондентом сельские головы Измаильского района. К слову, работа по очистке дорог проводится и по сегодняшний день.
Попытка анализа по горячим следам
Отвечая на мой вопрос, как, на его взгляд, следовало более эффективно действовать, чтобы справиться с такого масштаба природными катаклизмами, Артак Аветисян сказал:
– Конечно же, работу всем сильно осложняла низкая видимость. Тяжелую технику пришлось использовать очень осторожно, так как, например, бульдозером можно было бы запросто растоптать любую застрявшую в снегу легковушку. Но больше всего проблем, конечно же, принесло то, что трасса для фур все-таки не была закрыта. В отличие от той же соседней с нами Румынии, где, по моей информации, в то же время в районе Галаца фуры три дня не пускали в обоих направлениях. К примеру, только утром 29 декабря мне сообщили, что на открытом участке между селами Новая Некрасовка Измаильского района и Новосельское Ренийского района застряли четыре фуры. Естественно, между этими большегрузными автомобилями были заблокированы и десятки легковых машин. В тот момент наша задача состояла уже не столько в расчистке дорог, сколько в спасении людей.
– Мы работали в очень тесной связке с «Евродором», – поясняет и.о. председателя Измаильской райгосадминистрации Алла Старцева, – когда вытаскивали из снежных заносов водителей и пассажиров автомобилей, по несчастью оказавшихся в те дни в пути. И у нас нет нареканий на действия «евродоровцев» по расчистке дорог между населенными пунктами района.
С учетом мнений, изложенных в статье Антонины Бондаревой в номере от 13 января, и позиции, высказанной непосредственно главным инженером ООО «Евродор» А. Аветисяном, руководством Измаильского района и сельскими головами, вставшими на защиту предприятия, я попросил прокомментировать эти несогласующиеся мнения Александра Сошенко, председателя постоянной комиссии Одесского областного совета по вопросам транспорта и дорожного хозяйства. Александр Васильевич пояснил, что конкретной оценки работы предприятия «Евродор» в условиях снежного катаклизма он давать не станет. Вместе с тем он еще раз повторил свои претензии, сформулированные им по итогам сильнейшей снежной бури. Во-первых, было крайне рискованно проводить дорожную реформу накануне зимы, во-вторых, преобразования должны были быть проведены с учетом мнения местных громад, ну и наконец, в – третьих, в свете декларируемой децентрализации, должны быть переподчинены на места и областные службы автомобильных дорог, что дало бы больше возможностей для эффективного реагирования. Позже, во время заседания Президиума облсовета и на самой сессии А.В. Сошенко отметил, что ряд тендеров проходит осенью, а договоры заключаются чуть ли не в декабре. Результат налицо.
На первый взгляд, привлекательной кажется идея передачи областных и районных автодоров в коммунальную собственность. Правда, при этом возникает вопрос об источниках финансирования. Все упирается в деньги.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |