ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Рыцарь математики
24.01.2015 / Газета: Одесский вестник / № 2(5355) / Тираж: 5481

Если математика не кажется людям простой, это лишь потому, что люди не понимают, насколько сложна жизнь.

Джон фон Нейман.

Для Дамира Зямовича Арова жизнь оказалась сложной, а вот математика — простой наукой, в которую он влюбился, будучи школьником, и остался верен ей до сих пор. В прошлом году известному математику, одному из учеников таких корифеев одесской школы математики, как М. Крейн и В. Потапов, исполнилось 80 лет.

За плечами у этого удивительного жизнелюба сто десять научных работ и три монографии, а также открытия, которые перевернули многие постулаты в математической сфере, заставив научный мир взглянуть на них по-новому.

А началось все это в далекие послевоенные годы. Учитель математики школы № 107 Александр Бенедиктович Колота, несмотря на жесткий контроль со стороны гороно, районо и других проверяющих органов, преподавал детям математику по собственной методике, полностью игнорируя учебную программу. Дети учились по рукописным материалам учителя. Такое крамольное отношение к учебной программе дало прекрасный результат: научный мир пополнился сразу тремя одесситами: Д. Аровым, П. Шварцман и И. Овчаренко.

На этом судьба на несколько лет вперед перестала одаривать своего талантливого ученика. Началась череда испытаний.

Приемная комиссия Одесского государственного университета им. И.И. Мечникова долго не могла придумать, в буквальном смысле, как же завалить абитуриента-отличника с неугодной национальностью. Во вступительном сочинении у него даже появились такие слова, как «видел» и «жизненный», но это не помогло — по баллам медалист все равно проходил на физико-математическое отделение. И тогда было решено просто написать в письме-отказе: «Произошла ошибка, но место уже занято» (из официального сообщения — прим. автора). Именно это письмо и сыграло трагическую роль в судьбе математика. Отец Дамира Зямовича, будучи больным человеком (он был контужен во время войны), прочитав отказ, умер, не справившись с таким стрессом. Администрация университета, испугавшись возможных неприятностей, зачислила Арова в студенты.

На втором курсе его научная работа «Некоторые свойства интегралов от алгебраической функции, представимых через элементарные функции в конечном виде» была отмечена грамотой Министерства высшего образования СССР. А на четвертом курсе Дамир Зямович, узнав из спецкурса профессора Н. Гаврилова по качественной теории дифуравнений об эргодической (метрической) теории динамических систем, решил применить в ней новые понятия недавно возникшей теории информации, которая, как часть кибернетики, до 1953 года официально считалась в СССР лженаукой. С этой целью молодой ученый ввел фундаментальное понятие энтропии динамической системы, которое и положило начало новому направлению — энтропийной теории динамических систем.

Но мало быть талантливым, нужно еще и обладать нужной фамилией и родословной. К сожалению, у Дамира Арова был только талант, поэтому в аспирантуру его не взяли, и он отправился преподавать математику в Овидиопольскую вечернюю школу рабочей молодежи. Казалось бы, такой поворот в судьбе должен был остановить ученого, но нет, Дамир Зямович каждые выходные приезжал в Одессу, чтобы поработать в научной библиотеке. Так появляются на свет два исследования по теории вероятности, одно из которых — «О крайних членах вариационного ряда».

Интересный факт. Когда через два года Аров все-таки сдавал экзамены в аспирантуру, его попросили перечислить всех членов ЦК Компартии Китая, но тут он допустил ошибку, включив в список Председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей, за что отметка была ему снижена на балл.

Аспирантура в его жизни все-таки состоялась благодаря участию ученых-математиков А. Колмогорова и В. Потапова, последнего он считал своим приемным отцом.

После окончания аспирантуры в 1962 году Дамир Зямович был принят в штат педагогов кафедры математики ЮНПУ им. К.Д. Ушинского, где работает и поныне.

Десятилетиями Дамир Аров и другие ученые, по сути, «варились в собственном соку» — советская научная система не предполагала совместной работы с зарубежными исследователями. Поэтому, когда железный занавес упал, он смог наконец-то принять участие в международных проектах. Так, совместно с известным голландским математиком профессором Амстердамского университета М. Каашуком и их общим молодым учеником Д. Пиком Дамир Зямович смог обобщить известные в теории управления результаты о неравенстве Р. Калмана — В. Якубовича — В. Попова, решил задачи восстановления внутренней матрицы-функции по ее блокам, а также связанные с ними задачи совместно с молодыми немецкими математиками из Лейпцигского университета Б. Кирстейном и Б. Фрицше.

А работы с финским математиком

О. Стеффансом продолжаются до сих пор. Дамир Зямович читал лекции по результатам собственных исследований в Лейпцигском, Амстердамском, Хоккайдском (Япония), Каракасском (Венесуэла), Калифорнийском в Сан-Диего (США) университетах, институте им. М.Г. Миттаг-Леффлера в Стокгольме (Швеция). Дамир Зямович является почетным профессором Або Академии (Финляндия). В прошлом году Амстердамский университет (Нидерланды) провел математическую конференцию, посвященную его юбилею.

Автор: Кристина ПОДОЛЬСКАЯ, Леонид ГРОССМАН


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту