ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Овечки авасси и гранитный чабан
27.01.2015 / Газета: Одесские известия / № 7(4717) / Тираж: 18937

Как уже писали «Одесские известия», Бессарабия является лидером отечественной овцеводческой отрасли. В здешних степях пасется треть всех овец Украины. Этому, безусловно, благоприятствуют не только природно-климатические условия, но и традиции местного населения, издревле занимавшегося этим видом скотоводства.

Правда, при Союзе овец потеснил крупный рогатый скот – как более эффективный в плане производства мясо-молочной продукции. Однако овцеводство выжило, а в последнее десятилетие даже начало набирать темпы в своем развитии. В частности, благодаря обществу с ограниченной ответственностью «Бородино-А», в котором содержат около шести тысяч овец. Это ставит предприятие в ряд крупнейших не только в Украине, но и в Европе.

Интересна история создания овцеводческой фермы Александром Палариевым – основателем и директором группы компаний «Катрал». В какой-то момент в суровом коммерсанте, до 14 лет пасшем овец в этой местности, проснулся дух предков. После чего он и занялся овцеводством. А потом родилась мысль возродить из небытия родное село. И при ферме вырос туристический комплекс «Фрумушика-Нова» с пятью музеями, парками скульптур, гостевыми домиками, винным погребом и прочей инфраструктурой.

…На покрытых ковылем и типчаком невысоких холмах, никогда не знавших плуга, мирно пасутся отары овец. Только чабаны теперь одеты не в традиционные овчинные жилеты и кушмэ (шапка из овечьей шерсти), а в куртки и кепки, а вместо традиционного рожка у них – мобильные телефоны.

Работа чабана не такая легкая, как может показаться. Овец на пастбище выгоняют в любую пору года и погоду: эти неприхотливые животные способны отыскать корм и под снегом, даже если толщина его покрова превышает 40 сантиметров. Круглогодично трудится и чабан. При этом ему всегда надо быть начеку, держать связь с во­оруженными егерями: вокруг овечьих отар постоянно наматывают круги волки.

Основная продукция предприятия – черный классический каракуль, хотя у некоторых овец куда более редкий и дорогой окрас – так называемый «золотой сур» (трехцветный волос). Шубы из него получаются – ну просто мечта любой женщины! Но и стоят они, правда, немало – до 80 тысяч гривень.

Кроме каракуля, здесь производят молочные продукты – брынзу и сыр, а из мяса – диетическую баранью тушенку. А вот заготовкой овечьей шерсти (кроме каракуля) не занимаются – невыгодно.

– Увы, синтетика обрушила цены на шерсть, поэтому рентабельным ее производство может быть только у хозяйств с десятками тысяч голов, – сетует Александр Палариев. – В нашем же сама стрижка обходится дороже, чем реализация шерсти.

– А вот баран – видите, тот, который больше и светлее других, – это наша гордость и надежда на будущее, – переходит к более оптимистичной теме бизнесмен. – Это продукт скрещивания каракульской породы с породой авасси, которая родом из Саудовской Аравии. Пару лет назад на племенном заводе в Болгарии мы купили двух баранов. Заплатили за них 10 тысяч евро. И не жалеем: овечка авасси дает ежесуточно 4-6 литров молока, а каракульская – всего 250 граммов. В результате скрещивания мы надеемся получить новую породу – каракульскую с повышенной молочностью, которая будет давать в сутки до литра молока, что снизит себестоимость нашей продукции.

В кошаре нам показали двух производителей, саудитов – «ветеранов» племенного дела, за которыми, вопреки обыкновению, продолжают ухаживать и держат в отдельном стойле. У них даже имена свои есть, хотя овцам имен не дают: уж очень их много, да и не стоит привязываться к животному, у которого отбираешь на забой малышей, а потом и его самого отправляешь под нож. Однако для «ветеранов», давших начало новой породе, сделали исключение.

– Тот, который постарше, – Бо­рис, помладше – Болгарин, – ласково говорит ветеринар фермы Станислав Мустяца.

Еще одна гордость – доильный зал, построенный шведской фирмой «Де Лаваль». Рассчитан он на одновременное «обслуживание» 140 с лишним овец. За час через него проходит более тысячи голов, и, таким образом, за сутки предприятие получает около тонны молока.

По словам Александра Пала­риева, это крупнейший цех в мире, где процесс доения контролируется компьютером и требует участия всего шести человек.

– Никогда не покупайте овечью брынзу на Привозе и других рынках – она только так называется, – советует ветеринар Мустяца. – И стоит всего 50-60 гривень за килограмм, хотя себестоимость настоящей овечьей брынзы не менее 85 гривень за кило. А делают этот, с позволения сказать, продукт так. Берут чан коровьего молока и опускают в него завернутый в марлю овечий навоз, придавая специфический запах. Вот и вся «технология»…

Непростое это занятие – разводить овец. Недаром овцеводство называют иногда венцом животноводства. В Советском Союзе научным сопровождением отрасли занимались целых пять научно-исследовательских институтов.

– Овца – животное неприхотливое, однако тонкостей тут море, – рассказывает Александр Па­лариев. – К примеру, она не переносит никаких синтетических добавок, только натуральные корма. В наших условиях не получается кормить ее только на пастбище. Овцы поедают траву с корнем и тем самым уничтожают степные экосистемы, поэтому действует норматив выпаса – 5 голов овец на один гектар земли. Приходится заготавливать сено и подкармливать животных в стойлах – иначе рано или поздно наша степь превратится в пустыню.

Сейчас Александр Андреевич вынашивает новый проект – создать гранитный памятник овцеводу. Каменное изваяние чабана Фрумушики, по замыслу предпринимателя, будет весить около 720 тонн, из которых на гранит придется 336. Возможно, из Бессарабской степи он шагнет прямо в Книгу рекордов Гиннесса.

Автор: Олег Константинов


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту