![]() |
|
![]() |
![]() |
О том, что Одесса – город морской, Жемчужина у моря, знают все. А вот о здешних традициях в авиации, которые уверенно продолжает ГП «Одесский авиационный завод», думаю, известно лишь немногим любителям полетов, ценителям красоты фигур высшего пилотажа и просто интересующимся этой отраслью гражданам.
Артур Анатра построил в начале прошлого века первые в городе авиационные мастерские для сборки летательных аппаратов. Об увлеченности одесситов полетами в исполнении Михаила Ефимова и Сергея Уточкина с восторгом писали Юрий Олеша, Александр Куприн, Корней Чуковский, Аркадий Оверченко. Будущий конструктор космических кораблей Сергей Королев и летчик-космонавт Георгий Береговой «заболели» небом тоже благодаря бесстрашию и смелости первых одесских авиаторов, которые вновь и вновь поднимались в небо, хотя, случалось, падали и получали травмы.
Государственное предприятие «Одесский авиационный завод» начало работать еще в 1911 году. Времена в его истории бывали разными. Но и сегодня, несмотря на экономический кризис, завод выполняет заказы по ремонту и модернизации различных самолетов для Польши, Бангладеш, Беларуси, стран Балтии, Хорватии, Казахстана, Азербайджана.
Казалось бы, многие из перечисленных стран имеют доступ ко всем возможностям европейского рынка и могли бы запросто разместить свои заказы там. Но Одесский завод обладает одним весьма важным преимуществом, что и обеспечивает выбор в качестве партнера именно его. Речь идет о том, что здесь трудятся очень опытные, точнее – уникальные специалисты, занимающиеся и двигателями, и планерами на протяжении многих лет. Умение сотрудников всех подразделений предприятия работать чрезвычайно слаженно, высокопрофессионально и обеспечивает тот надежный запас прочности сделанной работы, за который их ценят зарубежные заказчики и партнеры.
Впрочем, сегодня на заводе с успехом решают задачи, поставленные также Министерством обороны Украины.
Как известно, в подготовке летчика важнейшим компонентом является практика. Курсантам военных училищ и профессиональным пилотам надо осваивать самую современную военную технику и летать на ней. Как скрипачам-виртуозам, как врачам-хирургам, им необходима постоянная практика. Без этого нельзя. Поднимать в воздух для учебных целей МиГ-21, МиГ-23 или Су-27 обходится весьма недешево. Потому перед предприятием и была поставлена задача модернизировать выпускавшийся в Чехии времен СЭВа самолет Л39 таким образом, чтобы на нем можно было имитировать полет на МиГ-29 или Су-27. Особая сложность данной работы заключалась еще и в том, что надо было ориентироваться только на отечественные комплектующие и оборудование. Поэтому Одесский авиационный завод работал в тесном сотрудничестве с киевскими ЦКБ «Арсенал» и «Электронприбором», запорожским «Прогрессом», предприятиями Харькова, Смелы и Одессы. В Смеле, например, сумели заменить американскую GPS-навигацию на нашу, отечественную, не уступающую по своим параметрам зарубежному аналогу.
Как рассказал начальник опытного производства завода Сергей Гущин, кабина пилота и приборы управления самолетом соответствуют МиГ-29. Инструктор может задать программу учебного полета и, находясь в кабине, наблюдать за тем, как его подопечный справляется с поставленным заданием. В кабине ведется видео– и аудиозапись происходящего, чтобы потом, уже на земле, можно было проанализировать все допущенные ошибки и оценить правильность действий пилота.
Недавно самолет Л39М прошел государственные испытания и рекомендован к серийной модернизации. Учебно-тренировочный полет на нем обойдется в 3 раза дешевле, чем на современном истребителе. Авиационный полк, состоящий из истребителей МиГ-29, перейдя для тренировочных полетов на Л39М, сможет сэкономить за год 8,6 млн долларов США. А полк, на вооружении которого находятся Су-27, и того больше – 12,8 миллиона.
Кроме того, модернизированный Л39М может прослужить еще лет десять, позволив не закупать для обучения пилотов другую дорогостоящую технику. В разной комплектации один самолет обойдется в 12 – 15 миллионов долларов. Таким образом, успешная работа коллектива Одесского авиационного завода позволит обеспечить качественную летную подготовку курсантов военных училищ и пилотов, загрузить работой многие отечественные предприятия и конструкторские бюро, сэкономив при этом немалые средства, которые Минобороны вынуждено было бы потратить на закупку зарубежных истребителей.
Остается надеяться, что решение о проведении серийной модернизации самолетов Л39 будет принято в самое ближайшее время, и Одесский авиационный завод перейдет на режим работы с максимальной занятостью всего коллектива.
В цехах предприятия сегодня можно увидеть и самолет «Дельфин». Именно на нем впервые поднимаются в небо курсанты военных училищ. Многие из них, выбрав профессию летчика, о небе только мечтают. И освоение летного дела для них начинается как раз на «Дельфине».
– В кабине самолета могут разместиться пилот-инструктор, штурман, два курсанта, – рассказывает начальник ОКБ-2 Александр Моштаков. – «Дельфин» располагает всем необходимым для первого этапа обучения будущих летчиков. Кроме того, мы выпускаем его в варианте VIP-такси. Взяв на борт пилота и трех пассажиров, примерно 40 килограммов багажа, он может преодолеть расстояние в полторы тысячи километров, осуществить посадку на шоссе, на грунтовую дорогу или даже на поле. «Дельфин» оборудован быстродействующей системой спасения, которая позволяет, в случае необходимости, аккуратно посадить самолет, максимально обезопасив жизнь пассажиров. Так что вполне возможно, что совсем скоро в свои деловые поездки некоторые бизнесмены будут оправляться не на авто, а на «дельфинах».
Александр Николаевич уверен, что этот самолет может быть незаменимым при работе на пожарах, при обследовании мест затоплений, больших загрязнений рек, разрушений гидротехнических сооружений. Взяв на борт оборудование для проведения аэрофотосъемки, тепловизоры, он может доставить специалистов разного профиля в зону стихийного бедствия, помочь провести мониторинг состояния реки или населенного пункта, эвакуировать пострадавших. Обычно для этих целей привлекают военных, в частности, военные вертолеты. «Дельфин» вполне может стать более эффективной альтернативой в таких ситуациях.
Завершив 2014 год, коллектив Одесского авиационного завода с уверенностью смотрит в будущее. Есть планы по модернизации нескольких военных самолетов. Есть идеи по развитию пока еще непривычной для нас VIP-авиации. А это значит, что еще не раз одесские авиаторы, продолжая традиции Ефимова, Уточкина и Анатры, порадуют нас своими яркими достижениями.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |