![]() |
|
![]() |
![]() |
По данным ВОЗ, ежегодно от 50 до 65 тысяч детей становятся слепыми из-за такого недуга, как ретинопатия недоношенных. Это тяжелое заболевание впервые было диагностировано в США в середине прошлого века.
Его развитие связано с тем, что недоношенные младенцы, родившиеся с весом менее 1,5 килограмма, в 65-90% случаев имеют недоразвитую систему сосудов, которые должны обеспечивать питание сетчатки глаза. Чем раньше положенного срока малыш появился на свет, тем меньшую площадь сетчатки покрывают нормальные кровоснабжающие сосуды. У большинства детей сосуды продолжают рост и после рождения, но примерно у 20% детей их развитие останавливается. И если своевременно не оказать помощь, ребенок останется необратимо слепым.
Для того чтобы этого не произошло, дети, родившиеся в пределах 31 недели возраста внутриутробного развития с весом 1500 граммов и меньше, обязательно должны быть осмотрены врачом-офтальмологом для подтверждения или исключения диагноза. При осмотре специалист определяет наличие и степень развития заболевания и принимает решение о необходимости лазерного вмешательства.
Заведующий консультативной поликлиникой Института глазных болезней и тканевой терапии им.В.П. Филатова АМН Украины, кандидат медицинских наук Сергей Кацан выполняет непростую миссию – осуществляет в Одесской, Херсонской и Николаевской областях работу по выявлению детей с риском развития ретинопатии недоношенных. Сергей Владимирович посещает в Одесской области отделения патологии новорожденных, где находятся детки с риском развития ретинопатии недоношенных, а также выезжает в лечебные учреждения всего юга Украины. Многим из малышей именно он выполнял успешную лазерную операцию.
– Если ребенок родился с весом менее килограмма, в 90% случаев у него будет диагностирована ретинопатия недоношенных, – говорит Сергей Владимирович. – Лечить ее можно по-разному в зависимости от тяжести выявленной патологии. В 60-70% случаев заболевание проходит само на первой или второй стадии своего развития. В более сложных случаях приходится прибегать к лазерному прижиганию сетчатки. Это позволяет предотвратить ее отслоение.
Если заболевание быстро прогрессирует или находится на запущенной стадии, применяются хирургические методы лечения. К сожалению, в запущенных случаях прогноз для маленького пациента не всегда благоприятный. Поэтому мы не перестаем объяснять родителям важность своевременного выявления заболевания и проведения оперативного лечения. Потеря времени в данном случае равносильна тому, что ребенок останется слепым.
К сказанному Сергеем Владимировичем стоит добавить следующее: наша страна с 2006 года перешла на европейские стандарты выхаживания малышей: сегодня спасают деток, родившихся с весом от 500 граммов. Недоношенные крохи появляются на свет с не успевшими нормально сформироваться органами и системами, которые самостоятельно работать не могут. Начинается очень трудная борьба за их жизнь. Проблемы со зрением на этом этапе некоторым родителям могут показаться не самыми важными. И в этом кроется одно из наиболее опасных заблуждений: медики специализированного неонатологического отделения могут помочь ребенку выжить, но время для спасения зрения может быть безвозвратно упущено.
К сожалению, в практике Сергея Кацана было несколько случаев отказа от профилактического осмотра, когда родителей так и не удалось уговорить дать согласие на его проведение. Они взяли ответственность за последствия этого шага на себя. Если учесть, что глубоко недоношенный малыш может на всю жизнь остаться слабым и больным, то лишение его зрения, возможности видеть маму, папу, друзей, выглядит еще одним страшным испытанием, которого ребенок не заслуживает не только по прихоти судьбы, но и уж, конечно, по воле родителей.
В связи с этим стоит задаться вопросом о взаимоотношениях медицины и религии. Действительно ли вероисповедание может служить причиной запрета на проведение медицинского вмешательства, направленного на сохранение зрения? Или это связано лишь с узкой трактовкой религиозных постулатов самими родителями ребенка?
Ответ на этот вопрос может подсказать судьба уникального врача, доктора медицины Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого. Он известен и как архиепископ Лука, святитель, после смерти канонизированный Русской православной церковью в лике святых за свои добрые дела по спасению людей и богословские труды. Его «Очерки гнойной хирургии» в годы войны помогли спасти тысячи жизней и до сих пор остаются настольной книгой многих хирургов.
Валентина Феликсовича на протяжении всего его непростого жизненного пути волновали проблемы правильного, мудрого отношения к науке, к медицине, в частности, как части Божественного земного промысла. Вот что он написал по этому поводу в своей работе «Наука и религия»: «Религия противоречит не науке, а нашим знаниям о природе. Но между откровением и самой природой нет противоречия и не может быть, ибо Бог является Творцом их обоих… Если брать религию по существу, то есть как внутреннее переживание, как преклонение перед Богом и общение с ним, то мы должны согласиться, что наука не только не противоречит религии, но более того – наука приводит к религии. Она ставит те же самые вопросы, на которые отвечает религия. Наука приводит к необходимости какого-то разумного смысла в жизни, какого-то высшего назначения жизни. Религия отвечает – это Бог. Наука обосновывает не только естественные законы, по которым мир существует, но также и нормативные законы, по которым он должен существовать в интересах сохранения жизни. Профессор Деннерт пересмотрел взгляды 262 известных естествоиспытателей, включая великих ученых этой категории. И оказалось, что из них 2% было людей нерелигиозных, 6% равнодушных и 92% – горячо верующих…». Получается, что истинная вера никогда не может противоречить здравому смыслу и запрещать то, что делается ради здоровья ребенка.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |