![]() |
|
![]() |
![]() |
Намерение запретить продажу молока и мяса домашнего производства шокировало сельчан. Ведь нынче большинство жителей сельской местности, лишенных возможности найти работу, выживает только за счет домашнего хозяйства. Слава Богу, народные депутаты разобрались в ситуации и внесли изменения в Закон «О безопасности и качестве пищевых продуктов».
Однако люди еще до сих пор не успокаиваются. Ведь парламент только отсрочил введение запрета на реализацию мясной и молочной продукции домашнего изготовления, а также на дворовой забой сельскохозяйственных животных. А это значит, что спустя несколько лет эта тема снова будет у всех на устах.
– Откровенно говоря, я не очень четко представляю новые европейские нормы по дальнейшему хозяйствованию сельчан, – говорит 45-летняя жительница Фрунзовки Ирина. – Ну как можно жить в селе и не иметь возможности вынести на базар домашнее молоко, творог, сметану или не зарезать на праздники кабанчика, чтобы часть продать, а остальное оставить для своей семьи? Для того, чтобы выжить, лично я вынуждена держать трех коров. Но, если введут запрет на продажу молока, на следующий же день две из них пойдут под нож. Потому что у меня просто не будет рынка сбыта, и моя семья практически полностью будет лишена средств к существованию. Разве это можно назвать улучшением жизни?
С тревогой воспринял возможное нововведение и 50-летний Геннадий. Постоянной работы у него нет, поэтому года два мужчина нанимался на жатву. Несколькими экипажами, которые содержал частный хозяин, начинали собирать урожай на юге Одесщины и заканчивали на севере Украины. За оплату своего тяжелого труда имел определенный процент от собранного урожая. Но понял: выгоду от этого имеет только хозяин комбайнов, а рядовые труженики получают мизер. К тому же, один за другим стали студентами два старших сына – надо оплачивать контракт, общежитие, питание… Поэтому, взвесив все «за» и «против», Геннадий решил заняться разведением и содержанием крупного рогатого скота. Для этого мужчина вынужден был оставить семью во Фрунзовке и переехать в родительский дом, который расположен в селе за несколько десятков километров. Уже более двух лет он работает в собственном хозяйстве. Имеет 5 коров, несколько голов молодняка, кур и уток. Чтобы избавиться от лишней мороки по переработке молока, сначала сдавал продукцию местным заготовителям. Но здесь снова заметил несправедливость: почему-то в летний период, когда сельчане получают копейки за сданное молоко, заготовители неделями отдыхают на море, а простые труженики не имеют возможности даже разогнуть спину. Поэтому решил, что лучше потратить время и силы на переработку молока, чем сдавать его практически за бесценок.
– Вот посудите сами: нынче, когда большинство коров в запуске, у нас принимают молоко максимум по 3 гривни 40 копеек за литр, в зависимости от жирности, – жалуется Геннадий. – А на базаре тот же литр стоит 10 гривень! Разве будет нормальный хозяин так тяжко работать себе в убыток? Поэтому я решил самостоятельно перерабатывать молоко и вывозить на рынки в Котовск или Одессу. Бывало, что сын-студент приезжает на выходные, загружается сметаной и домашним сыром, везет в Одессу, продает все на рынке и имеет деньги на жизнь в городе. А что делать? Надо же как-то учить детей. Что касается возможных нововведений и создания кооперативов, то лично я не против этого. Тем более, что в последнее время я и сам задумываюсь над приобретением доильного аппарата. Во-первых, это облегчит тяжелый труд, а во-вторых, обеспечит европейские нормы по производству молока с минимальным использованием ручного труда. Главное – чтобы нас не обманывали и не вышло так, что тот, кто тяжело трудится, – имеет копейки, а тот, кто скупает молоко, – строит двухэтажные дома и отдыхает на курортах.
Валентина из Новопавловки держит четырех коров. Едва ли не каждый день она – на базаре во Фрунзовке:
– Если запретят торговать молоком – продам коров. Сдавать молоко заготовителям не буду – это же насмешка: ходишь возле этой коровы, силы вкладываешь, а принимают почти в три раза дешевле, чем на рынке. Не хочу набивать кому-то карман. И посмотрим: попьют того искусственного молока – тогда не такое запоют! Страшно: большинство сельчан живет именно с продажи молока, хотя содержать скот трудно, но что поделаешь.
Ее соседка по прилавку, продавец, высказала более оптимистичный прогноз. В хозяйстве Анны лишь одна корова-кормилица:
– У меня дети еще учатся, поэтому торговля молоком – дополнительный источник дохода. Если же запретят, то молочный рынок уйдет в тень: будем продавать дома, развозить клиентам… А что делать? Для многих сельчан это единственный заработок.
Что касается мяса, то здесь проще. Сегодня многие жители Фрунзовского района сдают туши заготовителям. Дескать, зарезал кабанчика – и имеешь копейку. Везти на бойню никто не будет, потому что все понимают, что даром никто не станет колоть свинью так называемым гуманным способом. Обсуждая эту тему посреди рыночной площади, услышала разные мнения, но больше всего запали в душу размышления одного молодого человека:
– Знаете, мой сосед Иван уже не один год занимается выращиванием свиней. В его хозяйстве – не один десяток кабанов и свинок. И когда я случайно попал к нему в гости, то был приятно удивлен: животные содержатся в образцовой чистоте, для их забоя построено отдельное помещение с лебедкой, холодильником, алюминиевыми столами и специальной посудой. Такое впечатление, что я попал на мини-завод, где муха не пролетит, и все делается в условиях надлежащей санитарии. С другой стороны, у меня есть и другой сосед, который режет свинью раз в год. Я сам видел, как он вытаскивал ее из сплошной грязи и разбирал тушу непосредственно во дворе, делал домашние колбасы в антисанитарных условиях. Затем эту продукцию вывозил на базар. Поэтому создание убойных пунктов – это, с одной стороны, хорошее дело. Главное, чтобы люди не несли убытков, потому что уже сегодня свиноводством занимаются считанные жители района.
Вот с таким настроением люди живут в ожидании изменений. Конечно, подавляющее большинство убеждено, что с введением новых европейских стандартов сельчанам все-таки предложат какую-то альтернативу. Потому что сегодня нельзя бездумно копировать заграничный опыт. Каким бы хорошим он ни был. Возможности у нас не те. Да и менталитет другой…
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |