![]() |
|
![]() |
![]() |
Даже в коммунальных школах Одессы родителям приходится платить огромные взносы и покрывать коррупцию. Есть ли шанс идти против системы?
Очередной коррупционный скандал в одесской средней школе — руководство УВК №275 «Надежда» обвиняют в ежегодных многомиллионных поборах.
Преподаватели, в свою очередь, говорят о провокациях и гонениях неугодных. По мнению экспертов, добровольно-принудительные взносы в той или иной мере присутствуют практически во всех школах.
Формально УВК «Надежда» — коммунальная школа с экспериментальной формой обучения на бесплатной основе, где дети могут находиться с утра и до самого вечера. Однако в реальности — это полуэлитное учебное заведение, где только статья «за обучение» составляет $600–700 в год. Помимо этого есть еще взносы на питание, охрану, ремонт и так далее — всего около 2400 гривен в месяц.
До последнего времени родители исправно вносили средства, собираемые попечительским советом, однако повышение таксы стало каплей, переполнившей чашу терпения некоторых из них. «Раньше за полугодие мы платили $300, однако недавно нам объявили, что сумма составит $350. И это при том, что доллар укрепляется каждый день. При этом мы не видим улучшения внешнего вида школы», — говорит член родительского комитета Виктория.
Родители, возмущенные поборами, обратились с жалобами в СМИ и в мэрию. Департамент образования и науки оперативно создал комиссию по изучению ситуации. «Есть основания сомневаться в том, что собираемые средства идут исключительно на нужды детей, класса, школы. Комиссия проводит опросы родителей, выслушивает разные мнения, изучает документы», — говорит член комиссии, советник городского головы Сергей Дубенко.
В то же время директор школы Татьяна Тарарака отрицает все обвинения и уверяет, что это дело рук завистников, мечтающих отстранить ее от руководства. «Родительские комитеты по доброй воле перечисляют средства в фонд школы. Комиссия ничего не накопала, поэтому продлила работу до 15 февраля», — говорит педагог.
Бесплатно на бумаге
Независимо от того, чем закончится этот конфликт, учителя говорят, что коррупционная составляющая имеет место практически во всех одесских школах.
«Когда родители сдают наличные «в фонд школы» или в попечительский совет — это уже и есть коррупция», — уверен координатор общественной инициативы Odessa Incognita Дмитрий Жданов. При этом педагог дает конкретный совет: «Несите деньги в банк на расчетный счет попечительского совета, а ребенку давайте чек, чтобы он предъявлял учителям, когда они требуют».
По мнению юриста Василия Мирошниченко, причиной сложившейся ситуации являются двойные стандарты в области образования, когда на бумаге оно именуется бесплатным, однако на практике денег на обучение и обеспечение школьников всем необходимым нет.
«Мы должны идти в направлении увеличения количества частных школ, где четко прописаны суммы. Да, это создаст расслоение, но это мировая практика, — считает специалист. — У нас же сейчас непаханное поле для поборов. Можно жить и за счет взносов, но в таком случае попечительский совет должен быть оформлен как общественная организация или благотворительный фонд, с уставом, руководителем, получающим зарплату и платящим налоги».
Как бороться
«Ответственность за поборы в школах можно смело делить 50 на 50 между учебным заведением и родителями. Являясь членом родительского комитета нашего лицея, я вижу, как родители зачастую сами инициируют подношения без оглядки на те семьи, которым это не под силу. Но и фактор растущих аппетитов со стороны руководства отрицать не буду. Система — это не оправдание, сейчас хватает механизмов воздействия на такой вид беззакония. Другое дело, что люди сами, как винтики этой системы, не хотят ничего менять. Оправдываться тем, что ребенок подвергнется гонениям тоже не стоит — вес аттестата постепенно нивелируется. Главное, это знания ребенка, а не школьные оценки. На мой взгляд, выход — не молчать. И не доводить ситуацию до крайности. Я часто слышала в оправдание: но это же такая замечательная школа, лидер рейтингов и т. д. В Одессе как раз конкурентов хватает, и если в ответ на поборы родители устроят демарш и переведут детей в другие заведения, подкрепив свои действия активным освещением проблемы в СМИ, соцсетях, то любой руководитель задумается о репутации школы. А если молчат — значит, все устраивает, и могут платить. Но отмечу, что полностью исключить финансовую помощь родителей школе сегодня просто нереально. Поскольку учебное заведение, существующее лишь за счет государства, — пока довольно убогое зрелище», — считает одесситка Екатерина Федорова.
Тот факт, что с системой можно и нужно бороться, подтверждает и Дмитрий Жданов, являющийся параллельно преподавателем центра детского творчества «Эврика». Он был одним из тех, кто вскрыл коррупционную составляющую в проведении МАН. По его словам, после этого удержаться на рабочем месте удалось с огромным трудом. «Защитить от охоты на ведьм в таком случае может только широчайший общественный резонанс, поднимаемый при помощи СМИ».
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |