ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Одесса и ЮНЕСКО
07.02.2015 / Газета: Одесский вестник / № 4(5357) / Тираж: 5481

В Одессе по личной инициативе мэра Геннадия Труханова прошла Международная научно-практическая конференция «Сохранение исторической застройки центра Одессы путем включения в основной Список Всемирного наследия ЮНЕСКО», в ходе которой историки, архитекторы, архивариусы, представители одесской общественности и чиновники обсуждали возможность включения города в основной Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История о том, как Одесса превращалась в исторический город со всеми вытекающими отсюда преференциями, началась в конце далеких 80-х прошлого столетия. Нужно отметить, что тогда в СССР был «свой ЮНЕСКО», и войти в него было весьма проблематично. Нужно было доказать, что город действительно с историческим прошлым, а не просто какая-то провинция. Одесса, конечно же, город-герой, но, как считали там, наверху, на историческую ценность не тянет, и вообще, слава о Мишке Япончике и Бене Крике давно бежит впереди Черноморской жемчужины. Поэтому вносить ее в список исторических городов не считали нужным. И тогда одесские архитекторы, историки и краеведы засучив рукава стали искать доказательства, поднимать архивы, планы и чертежи застройки Одессы.

А почему они вдруг озаботились этим вопросом именно в конце 80-х? Выяснилось, что инициатором этого процесса стал тогдашний мэр Одессы Валентин Симоненко, обнаруживший во время зарубежной командировки, что «маленький Париж» по своей истории и архитектуре ничуть не уступает ни Брно, ни Варшаве и может быть не только в списке исторических городов страны, но и в основном Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Дело осталось за малым — доказать все документально! Тем более что прецедент уже был — Чернигов с его уникальной панорамой, открывающейся на пойму реки. На тот момент проект сохранения этого города как исторического наследия был признан ведущими международными экспертами лучшим.

Но войти в основной Список ЮНЕСКО, минуя статус исторического города Союза, было невозможно. И закипела работа...

Арифметика открытий

Сначала специалисты НИИ «Укрпроектреставрация» выяснили, что Одесса обладает всего лишь 68 памятниками архитектуры. Не все этой цифре поверили, и начались поиски. А через восемь лет этот скромный список расширился до 700 памятников различного ранга ценности, на очереди стояло еще 200. И столичные мужи, которые ждали выступления авторов историко-архитектурного плана, с легкой иронией, беспрестанно шутя над криминальным прошлым одесской Молдаванки, в корне поменяли свое мнение, выслушав доклад, в котором были перечислены десятки ученых с мировым именем, имевших непосредственное отношение к Одессе. Так решилась судьба города, он вошел в список исторических городов Советского Союза. Более того, именно тогда, а не в 2000-х Одесса получила добро на установку памятника основателям Одессы (с единственным условием не называть его памятником Екатерине II), на строительство Спасо-Преображенского собора и на переименование улиц. Было обязательно писать так, к примеру, улица В.И. Ленина, а внизу — ул. Ришельевская.

Но на этом работы не остановились. Выяснилось, что плотность исторических памятников Одессы превышает показатели Петербурга, не говоря уже о Москве. Ведь на тот момент никому и в голову не могло прийти изуродовать, к примеру, морскую панораму Одессы, или же уничтожить архитектуру Французского бульвара.

Кроме этого, была разработана, по сути, уникальная методика выявления и определения здания как памятника архитектуры, которая включала в себя фотофиксацию всех деталей и фрагментов зданий, план местности, поиск его «биографии» в архивах, годы перепланировок и реконструкций, а также факты проживания в нем знаменитостей с мировыми именами.

Но мало создать методику и выявить все памятники архитектуры, нужно еще предложить обществу пути сохранения наследия, да при этом еще и озаботиться, как здание сделать более комфортным для проживания и спасти от ветхости. Для этого сотрудниками НИИ «Укрпроектреставрация» отдельно был разработан метод так называемой скрытой реконструкции. Суть его сводилась к следующему: учитывая, что согласно нормам ЮНЕСКО категорически запрещается уничтожать аутентичность фасада, его оставляли в первозданном виде, а вот планировку здания выстраивали новую. Кроме этого, именно в историко-

архитектурном опорном плане Одессы 80-х годов были указаны границы охраны культурного наследия города — на тот момент это было более 300 гектаров площади.

Казалось бы, все шло по плану...

Рукописи горят?!

Почему же наш город все-таки не вошел в основной Список Всемирного наследия ЮНЕСКО? Куда делся первоначальный Генеральный план города, утвержденный Кабинетом министров Украины в 1989 году? Куда исчезли так называемые историко-архитектурные опорные планы с методикой выявления и сохранения? Ведь согласно закону сейчас действует Генплан Одессы 1989 года, следовательно, и опорный план не потерял своей юридической силы! И если план есть, то почему в исторической части города астрономическими темпами исчезает аутентичность?

В те далекие и по-своему прекрасные годы частное строительство находилось в зачаточном состоянии, и первые новострои появлялись в аккурат на поселках Котовского и Таирова, и даже там возводили многоэтажки с учетом розы ветров и какого-то подобия архитектуры. Но малыш рос, росли его аппетиты, он стал поглядывать уже и на центр города, тем более, на небосклоне загоралась заря вседозволенности. Первой ласточкой был отель «Одесса», в один миг разрушивший предоставленный ЮНЕСКО план панорамы города. Представители ЮНЕСКО заявили, что «Одесса» мешает визуальному восприятию города. А строительный бум набирал силу, и фраза: «А почему бы и нет?» не давала спокойно заснуть застройщикам, в результате чего в одну прекрасную ночь раздел Генплана — графика историко-архитектурного опорного плана и вся сопровождающая документация — сгорели, причем совершенно случайно. На новый опорный план горсовет Одессы выделил по тем временам колоссальную сумму в два миллиона гривень, а пока он не согласован всеми отраслями и нет нового Генплана — значит, нет и проблемы с застройкой. Этот радостный факт развязывал руки бизнесменам и давал волю архитектурной фантазии. И если для Одессы документы номинально исчезли, то, к примеру, для Львова — нет, именно там и применили уникальную одесскую методику, в результате чего Львов вошел в основной Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Тут центр города не сужен, многоэтажные строения не уродуют историческую часть города, а аутентичность фасадов любовно сохраняют, несмотря на то что в зданиях размещены и кафе, и бутики, и салоны.

Так что насчет ЮНЕСКО?

Как заявить миру, что Одесса все-таки может сохранить статус Черноморской жемчужины с уникальным историческим прошлым? Одесская общественность начала проводить конференции, нынешняя — не первая, а третья. Да, говорить о результатах пока рано, но главное, что теперь к тем, кто категорически отказывается признать факт, что одесские здания — это ветхие строения, требующие сноса, поскольку не имеют исторической ценности, подключились: управление по вопросам охраны объектов культурного наследия Одесского горсовета, департамент культуры и туризма, общественность города. Вместе бороться легче, хотя теперь отстаивается уже 90 гектаров площади. «Вот поэтому такие конференции и нужны, — в один голос говорят краеведы, историки и архитекторы. — Они — это демонстрация единения одесситов за сохранение города и его самобытности».

Вместо послесловия

* Благодаря бережному сохранению центра Варшавы поляки получили от ЮНЕСКО средства на восстановление дворцового комплекса под Варшавой, реконструкция этого памятника архитектуры длится уже несколько лет. Отчеты о том, куда пошли средства фонда, ежегодно печатаются в одной из центральных газет Польши. В результате сохранена полная прозрачность строительных работ.

* Документы по историко-архитектурному опорному плану Одессы сохранились, а так как их никто не отменял, они не потеряли своей юридической силы, и изобретать новые планы для ЮНЕСКО смысла нет.

* И, наконец, самое главное: мы действительно сможем войти в основной Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, поскольку наш город каким-то чудом сумел сохранить полную аутентичность планировки улиц. Все на своих местах, как и двести с лишним лет назад. И это уничтожить уже не удастся.

Автор: Кристина ПОДОЛЬСКАЯ, «Одесский вестник», Инна Арутюнова, историк.


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту