![]() |
|
![]() |
![]() |
«Придунавье? Буджак? Это такая дыра, такая провинция! До неё — ехать и ехать… В общем, «конец географии.»
(Расхожее мнение чиновничьей рати в наших «столицах»)
«Придунавье? Так это — ворота в Украину из Евросоюза. Богатейший край. Вот он лежит перед нами. А что столицы? До них так просто не добраться — сотни километров по бездорожью. Да и зачем?...»
(Взгляд на Южную Бессарабию из Европы)
Эти формулировки, безусловно, несколько утрированы, тем не менее, они отражают суть взглядов на нашу землю… Жемчужина юга Украины, благодатный край могучего Дуная и бескрайних озер, образец мирного сосуществования десятков народов, сплетение различных культур, край с богатейшим историческим прошлым. Как только не называют землю, на которой нам посчастливилось жить! Такой её видим не только мы, жители украинского Придунавья. Так её называют историки, этнографы, моряки, ученые. Но есть ведь и другая категория граждан. Граждан, сумевших взобраться на властный Олимп. И вот оттуда, с Олимпа, из-за туч, этой земли они и вовсе не видят. Такое впечатление, что для них Украина заканчивается где-то под Киевом. Ну, в лучшем случае, под Одессой. А нашей земли не видно. Для них её вовсе нет. Цикл публикаций о Южной Бессарабии наша редакция так и озаглавила: «Земля, которой нет»…
Говоря о потенциале Бессарабии, обязательно упоминают выгодную транспортную развязку, перспективу выхода на трансконтинентальный транспортный коридор и прочая, и прочая.
Самое смешное, что сегодня выхода к этой транспортной развязке практически не осталось, — Южная Бессарабия становится все более и более изолированной от центра.
Связующая нить всё тоньше и тоньше
У Бессарабии вновь возникли проблемы связи с «большой землей»: одна из секций моста в Паланке разрушена и большой поток транспорта (фуры, пассажирские автобусы) переориентирован на трассу Одесса-Овидиополь-Белгород-Днестровский.
Злополучный мост на 52-м километре автомобильной дороги М-15, через который осуществляется автомобильное сообщение южной Бессарабии с Украиной, был признан аварийным еще в 2012 году. Уже тогда движение по нему большегрузного транспорта ограничили, но этот запрет попросту игнорировался.
«Однако в связи с тем, что движение большегрузного транспорта продолжалось, то естественно — произошло разрушение. На сегодняшний день движение по мосту закрыто. Поставлен в известность «Укравтодор», Одесская облгосадминистрация, Госавтоинспекция и Госслужба по чрезвычайным ситуациям. То есть мы со своей стороны, как балансосодержатель, движение закрыли, но закрывать и не пускать большегрузный транспорт на мост — это функция ГАИ», — сообщили в Облавтодоре (информация с сайта «Таймер»).
В ведомстве добавили, что уже разработан проект по ремонту моста и, якобы, работа должна начаться в ближайшие дни.
Кроме того, Облавтодор направил предложения по поводу проведения капитального ремонта в вышестоящую организацию — Укравтодор. Он согласовал проведение капремонта, однако все объекты, на которых проводятся ремонтные работы, должны «пройти» через специальное постановление Кабинета Министров.
«То есть наше предложение, утвержденное «Укравтодором», будет выноситься на рассмотрение Кабинета Министров. (Ещё один пример децентрализации — ред.). В случае согласования Кабмином будет проведен капитальный ремонт, а пока мы проведем аварийный ремонт. Однако если после проведения аварийного ремонта движение большегрузного транспорта продолжится, то ситуация не изменится», — добавили в Службе автомобильных дорог в Одесской области.
Еще лет 10-15 назад южную часть Одесской области считали одним из самых перспективных регионов в Украине ввиду очень выгодного географического расположения. Главным фактором успеха называли удобную транспортную развязку — выход в Европу через наш регион, выход к Дунаю, как одной из самых оживленных транспортных артерий Европы. Дабы активизировать это направление, по которому мог бы следовать и большой поток грузов, и пассажиров, необходимо было реализовать проект строительства паромной переправы через Дунай к румынскому городу Тулча и привести в «божеское состояние» трассу Рени-Одесса. Этот нехитрый план фигурировал в предвыборных программах практически всех кандидатов, стремившихся попасть в Раду по мажоритарным избирательным округам, расположенных в Бессарабии. Но, получив депутатский мандат, народные избранники надолго забывали о своих обещаниях поднять экономическую мощь нашего края. Шли годы, и состояние транспортного сообщения Придунавья и областного центра становилось все хуже и хуже.
Полным поражением завершились попытки дать какую-то загрузку единственному в регионе гражданскому аэропорту «Измаил». Какое-то время он принимал чартерные рейсы на Турцию. Была попытка наладить регулярный рейс «Измаил-Киев», которая провалилась ввиду нерентабельности. Некоторое время аэропорт жил, принимая официальные правительственные делегации и строя грандиозные проекты новых международных и внутренних рейсов. Однако закончилось все тем, что данный объект был заморожен и передан в собственность Одесского облсовета. Итак, проект воздушного сообщения с югом Одесской области «почил в Бозе».
Следующий шаг в превращении некогда перспективного региона в «медвежий угол» стало ограничение железнодорожного сообщения. Пассажирский поезд «Измаил-Одесса», «Одесса-Измаил» (рейс регионального значения) прекратил свое ежедневное передвижение. «Укрзализныця» ограничила работу на этом железнодорожном маршруте тремя рейсами в неделю.
И, наконец, самый популярный вид транспортного сообщения Придунавья с Одессой и другими регионами Украины — автомобильный. С каждым годом он становится все более и более опасным ввиду того, что состояние трассы Одесса-Рени постоянно ухудшается. А под ударом стихии – будь то снегопад или гололед — регион и вовсе погружается в полную изоляцию.
Ситуация, сложившаяся на дорогах Бессарабии в канун Нового года, стала ярким подтверждением сказанному. Из-за сильных снежных заносов автомобильное сообщение с областным центром было прекращено, да и междугородние маршруты не могли работать, ибо трассу никто не расчищал. Очень рисковали те, кто пытался добраться на праздники в населенные пункты Бессарабии — студенты, моряки, возвращавшиеся домой из рейса. В лучшем случае они застревали в Одессе. В худшем — где-то на трассе. По информации пресс-службы ГУ ГСЧС Украины в Одесской области, всего совместными усилиями ГСЧС, службы автомобильных дорог и военными из снежных заносов освобождено 1459 единиц техники: 104 автобуса, 307 грузовых автомобилей, 1033 легковых автомобилей, 15 автомобилей «скорой медицинской помощи», оказана помощь 5202 лицам, в том числе — 597 детям.
Понятно, что со стихией не поспоришь, но справедливо ли все возникшие проблемы списывать на немилость погоды? В Измаиле-то смогли организовать расчистку центральных магистралей, и, по крайней мере, городской транспорт мог осуществлять свою работу. Техника вышла на расчистку, как только пошел мокрый снег. Дороги в непогоду обрабатывались специальной противоскользящей смесью. Но за пределами города дороги «заканчивались».
Проблемы с расчисткой трассы случаются на юге области не в первый раз. И никаких уроков из этого не выносится. Ладно, заносы вещь — временная, хотя и здесь — масса рисков. Например, кому-то требуется срочная госпитализация в Одессу или Киев. А если рассматривать проблему в целом, — что должно произойти, чтобы кто-то «наверху», наконец, обеспокоился проблемой транспортного сообщения с нашим регионом? Да что бы не произошло, ответ один — «не вистачає коштів». Если на ремонт трассы «Одесса-Рени» не нашлось средств в более благополучные времена, то боюсь, что сейчас, когда в стране идет война, не найдется тем более…
Пока не просматривается и перспектива улучшения железнодорожного сообщения нашего региона с областным центром. Депутат облсовета от Измаила Александр Верба инициировал обращение к «Укрзализныце» о возобновлении ежедневного железнодорожного рейса Одесса-Измаил и в обратном направлении. Но, зная, что он нерентабелен, вряд ли стоит ожидать положительного решения по данному запросу. Более подробно о проблеме железнодорожного сообщения мы планируем написать в следующей публикации данной серии. Резюме по всему сказанному выше: определение «край цивилизации» применительно к югу Бессарабии становится все более и более актуальным. Боюсь, при таком подходе, через пару лет нас с «большой землей» будут связывать только Интернет и мобильная связь. Хотя, учитывая сегодняшнюю тенденцию контроля за телеканалами, и здесь всё может быть...
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |