ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
ВЗРЫВНАЯ ЛИХОРАДКА
13.02.2015 / Газета: Время Ч / № 5(663) / Тираж: 15200

Последние месяцы в Одессе проходят под знаком непрекращающихся террористических актов, в которых, впрочем, никто не погибает, кроме единственного случая на Сегедской, когда взорвался сам подрывник. За последние сто лет в Одессе не возбуждалось столько дел по террористическим актам, как в 2014-2015 годах. В городе подрывали железнодорожные рельсы, отделения банков, двери военкоматов, магазин украинской символики, волонтерские центры помощи бойцам АТО и т. д.

За последнюю неделю террористическая угроза в городе резко усилилась, и пресс-секретарь одесской милиции Алла Марченко встретилась с журналистами, чтобы рассказать о текущей ситуации в городе.

ТРЕВОЖНАЯ ПЯТНИЦА

Минувшая пятница, 6 февраля, стала одним из самых напряженных дней одесской милиции за последнее время. И этот день лишь чудом не посеял масштабную панику в городе. Дело в том, что неизвестные «подрывники» планировали в этот день взорвать сразу три бомбы в разных частях города. Один взрыв произошел, два других силовики успели предотвратить.

В 4 часа утра было взорвано отделение «Приватбанка» на проспекте Маршала Жукова, которое располагалось на первом этаже многоквартирного жилого дома. Был поврежден фасад отделения, двери, посыпались окна в квартирах жильцов дома и в нескольких припаркованных поблизости автомобилях.

По словам Аллы Марченко, расследование этого взрыва будет осложняться тем, что у пострадавшего отделения банка не было камер видеонаблюдения — и это несмотря на то, что в прошлом году уже была попытка поджога этого отделения. Тогда помещение спасли защитные ролеты. Руководству учреждения настоятельно рекомендовали установить камеры видеонаблюдения, но администрация этот совет проигнорировала и теперь может винить только себя.

Через несколько часов после этого взрыва у дверей другого отделения того же банка, уже в противоположной части города, на Днепропетровской дороге, бдительные граждане заметили подозрительный предмет в виде банки из-под краски и вызвали милицию. И что же — там действительно оказалось самодельное взрывное устройство, еще не взорвавшееся. Его успели обезвредить.

(Кстати, явная нелюбовь неизвестных «бомбистов» к «ПриватБанку», чьим владельцем является олигарх и нынешний губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский, имеет давние корни. Начиная с весны прош-лого года «приватбанков-ские» отделения в Одессе и Одесской области десяток раз поджигали, взрывали, забрасывали «коктейлями Молотова».)

Еще через несколько часов в ту же пятницу работник Одесской железной дороги, проводя плановый обход путей в районе Пересыпи, наткнулся на непонятное приспособление, прикрепленное к рельсам. На место выехали милиция, взрывотехники и кинологи, а устройство оказалось очередной бомбой, которое было обезврежено на месте. По этому факту открыто уголовное производство по статье 112 Уголовного кодекса — «Диверсия». Начиная с 2014 года это, казалось бы, давно забытое понятие вновь перекочевало из учебников истории и советских военных фильмов в реальную жизнь — а СБУ чуть ли не каждую неделю отчитывается о поимке в Одессе очередной порции «диверсантов».

И понеслось. После трех бомб, информация о которых широко распространилась в СМИ, перепуганные одесситы стали звонить в милицию, лишь только замечая какие-то вещи, оставленные без присмотра на улицах. Всего в пятницу, кроме трех «реальных» случаев, взрывотехники еще восемь раз выезжали в разные части города, перекрывая дороги для транспорта, невольно создавая длинные автомобильные «пробки» и обезвреживая подозрительные пакеты. Впрочем, в них, к счастью, оказывались то продукты, то автомобильная фара, то обувь, то сверток с чьими-то документами.

ПОДКЛЮЧИЛИСЬ «ШУТНИКИ»

А вот начиная с субботы к вызовам милиции подключились телефонные хулиганы, почувствовавшие свой «золотой час». Только за последние пять дней милиция более десятка раз выезжала по заведомо ложным вызовам, в результате чего городской бюджет Одессы понесет потери до полумиллиона гривень! Дело в том, что в среднем выезд одной группы на сообщение о минировании обходится одесской казне от 30 тыс. до 50 тыс. грн.

Впрочем, когда милиция находит виновника ложного сообщения, то ему приходится компенсировать все затраты в судебном порядке.

Обычно на место, где предположительно находится взрывчатка, выезжают сотрудники патрульно-постовой службы, следственно-оперативная группа, сотрудники ГАИ, пожарно-спасательная группа, дежурная группа отдела взрывотехнической экспертизы. Количество специалистов зависит от объекта и количества людей, которое в нем находится. Парализуется работа многих учреждений — например, только в этот вторник из-за ложного звонка с железнодорожного вокзала пришлось эвакуировать более тысячи человек — как пассажиров, так и сотрудников ОЖД, а график движения поездов был сорван на несколько часов.

Главная же сложность заключается в том, что чаще всего «телефонными террористами» оказываются школьники или психически неадекватные люди. За несовершеннолетних «ответственность гривней» несут их родители — это 50-100 необлагаемых налогом минимумов доходов.

С больных же вообще нечего взять, даже штрафа. Можно только отправить на принудительное лечение.

МИЛИЦИЯ БЕССИЛЬНА

Поднимался на брифинге и другой важный вопрос, который, чего греха таить, беспокоит одесситов уже целый год. Время от времени по городу шастают группы молодых и не очень людей, вооруженных битами и обязательно скрывающих свои лица под масками и балаклавами. В основном, к такой «маскировке» прибегают местные активисты Евромайдана, Автомайдана, «Правого сектора» и иже с ними. Ни одна протестная акция последнего времени, начиная от протестов против реконструкции Ланжерона и Трассы здоровья и заканчивая пикетами перед мэрией, не обходится без боевых экипированных отрядов. Какое чувство вызывает это у оказывающихся поблизости мирных горожан, думается, пояснять не нужно.

Однако тут милиция расписалась в своем полном бессилии. По словам Аллы Марченко, правоохранители не могут запретить активистам скрывать свои лица за балаклавами и масками.

«Проблема людей в масках существует. Мы реагируем на нее по возможности. Не требуем, но рекомендуем снимать маски», — подчеркнула она.

А ведь стоит напомнить, что в октябре 2014 г., выступая в Одессе, президент страны Петр Порошенко заявил, что по его поручению генпрокурор подписал приказ о полном запрете в Украине ношения скрывающих лица балаклав и масок — за исключением военнослужащих в зоне АТО.

«С сегодняшнего дня ни один человек не будет ходить по улицам, закрывая свое лицо», — торжественно заявил тогда президент страны.

Добавим, что и еще ранее, в мае 2014 года, только что назначенный начальник Главного управления МВД Украины в Одесской области Иван Катеринчук также заявил, что «отныне каждый человек, который будет ходить по городу в маске или балаклаве, будет задерживаться».

Что произошло и почему эти весомые заверения не выполняются, в милиции объяснить так и не смогли. То ли президент такого поручения и вовсе не давал, то ли генпрокурор Ярема его проигнорировал, но факт остается фактом. Ходи себе с битами и в черных масках по городу — никто тебе слова не скажет. Да и с генпрокурора теперь взятки гладки — Верховная Рада отправила его в отставку и назначила нового.

А нардеп Николай Скорик, направивший официальный запрос в ГУ МВД, выяснил, что в милиции вообще не располагают каким-либо документом, запрещающим проводить мероприятия людям с замаскированными лицами.

СПЕЦОПЕРАЦИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

И УСИЛИВАЕТСЯ

В общем, в связи с послед-ними событиями в городе режим «мини-АТО» в Одессе, который начался с нового года и должен был уже завершиться, наоборот, лишь усиливается. Каждый день правопорядок на улицах Одессы обеспечивают болеее тысячи милиционеров и военнослужащих Национальной гвардии, подразделения которой были введены в Одессу. Эти подразделения — на армейских грузовиках, в полном камуфляже и с автоматами наперевес, дислоцировавшиеся во многих людных местах города, признаемся, вызывали даже некоторую панику среди населения.

«Поводов для беспокойства нет. Национальная гвардия — это бывшие внутренние войска МВД, которые и раньше всегда помогали милиции следить за правопорядком, — отметила на это представитель милиции. — Они имеют право останавливать и досматривать любого одессита, но законопослушным гражданам опасаться нечего. Кстати, перед досмотром, как и любой сотрудник правоохранительных органов, они должны представиться и пояснить причину своих действий».

К слову, такой режим уже принес свои результаты — за время проведения контртеррористической отработки Одессы уровень преступности в городе снизился в два раза. Увеличилось и число правонарушений, раскрытых по горячим следам. В первую очередь это кражи, грабежи и разбои.

Однако теперь сроки окончания спецоперации в милиции даже приблизительно сказать не могут.

НОВЫЙ ВЗРЫВ

Впрочем, как показывают последние дни, появление на улицах города бойцов Нац-гвардии не особо испугало подрывников. Взрывы продолжались на протяжении января, продолжились 6 февраля, а в ночь на вторник, 10 февраля, теракт впервые произошел не снаружи, а внутри жилого дома. В старой части Одессы, на улице Коблев-ской, 42 из-за заложенной взрывчатки на лестничной клетке третьего этажа разворотило несколько квартир и повыбивало полсотни окон в других, уцелевших квартирах. На этот раз лишь чудом обошлось без жертв.

Что стало объектом взрыва, пока непонятно — милиция настаивает, что злоумышленники хотели подорвать расположенный там частный и невзрачный хостел, а семья одесского поэта и общественного деятеля Бориса Херсонского (квартира его бывшей жены располагается на той же лестничной площадке) утверждает, что теракт был направлен против него — в связи с его активной проукраинской позицией.

Кстати, стоит отдать должное Одесской мэрии. Как в случае со взрывом на Маршала Жукова, так и с терактом на Коблевской, коммунальные службы Одессы окажут помощь жильцам домов, чьи окна или двери невольно пострадали от взрывов. Только на Коблевской коммунальщикам предстоит бесплатно заменить 48 окон в квартирах на разных этажах, выбитых взрывной волной.

Коммунальщики уже провели обход и составили список квартир, жильцам которых необходимо оказать помощь в остеклении. Проведение работ проконтролирует первый вице-мэр Анатолий Орловский.

В свою очередь, правоохранители призывают граждан не паниковать — мол, ситуация под контролем.

«Милиция Одессы и области переведена в состояние повышенной готовности. И многие одесситы уже заметили, что все патрульные автомобили теперь ездят по городу с включенным проблесковым маячком, но без звукового сигнала. Такое решение приняло руководство главка — это сделано для того, чтобы одесситы видели, что милиция есть на улицах и она охраняет правопорядок, что к ней можно обращаться. Замечу, что такие патрули движутся в общем потоке транспорта и уступать проезд им не надо», — отметила Алла Марченко.

Но город продолжает жить, как на пороховой бочке…

Автор: Андрей ШОРОХОВ


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту