ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Украинский трамвай: четверть века спустя
14.02.2015 / Газета: Одесские известия / № 13(4723) / Тираж: 18937

Состоялась очередная пресс-конференция на тему «Восстановление промышленного потенциала Одес­щины», организованная Одесской городской организацией работодателей и региональной организацией Национального союза журналистов. Речь шла об украинском трамвае.

В начале 90-х годов прошлого века, когда в нашей стране еще не было собственной валюты и расчеты велись с помощью купоно-карбованца, руководители ряда одесских предприятий уже строили планы по выпуску новой продукции – зерноуборочного комбайна, украинского трамвая, современного восьмикорпусного плуга, разборной холодильной камеры, швейных изделий, трикотажа...

Из всех зарождавшихся тогда идей наиболее жизнестойкой оказалась мечта о создании украинского трамвая. Ее вынашивал тогдашний заместитель начальника коммунального предприятия «Одесгорэлектротранс» Анатолий Кердивара. И 26 августа 1993 года Кабинет Министров Украины своим распоряжением утвердил создание совместного украинско-чешского предприятия «Татра-Юг». Его соучредителем с нашей стороны выступило знаменитое научно-производственное объединение «Южмаш», а с чешской – не менее известная «Татра».

Мне не раз доводилось в те годы встречаться с генеральным директором СП «Татра-Юг» Анатолием Кердиварой. И читатели «Одесских известий» одними из первых узнавали о ходе реализации этого смелого и нужного стране проекта. Тогда, к слову, около десяти стран конкурировали на мировом рынке электротранспорта. И нужна была действительно определенная смелость, чтобы вступить с ними в борьбу хотя бы за украинский рынок. Символично, что производство сугубо мирной продукции – украинского трамвая – налаживалось в цехах оборонного предприятия. Первая партия машин была изготовлена по чешской технологии с привлечением чешских же комплектующих. «Южмаш» стал лидером в сфере производства отечественного электротранспорта, отвечающего международному стандарту ISO – 9002.

– На первый взгляд может показаться, что мы оказались в выгодном положении, – говорит Анатолий Дмитриевич. – Раз персонал завода выпускал баллистические ракеты, то что ему стоило освоить производство какого-то трамвая! Но скажу откровенно, сами ракетчики признавались, что трамвай – хоть и наземный транспорт, но требует к себе особого подхода. Поэтому мы провели серьезную работу по комплектации производства грамотными кадрами. Многие наши специалисты прошли обучение за границей, в частности, на одном из заводов чешского соучредителя, что позволяло им решать самые сложные задачи.

Дабы читатель представлял, о какой сложности идет речь, скажем, что трамвай «Татра-Юг» состоит из 14 тысяч агрегатов, механизмов, приборов контроля и других деталей, для изготовления которых используется порядка 100 сортов высококачественного металла. Практически все они производятся на территории Украины. И это позволило существенно снизить цену на конечную продукцию. Может быть, именно это способствовало тому, что украинский трамвай выдержал конкуренцию с зарубежными аналогами, хорошо зарекомендовав себя в эксплуатации на маршрутах со сложными условиями движения, в том числе по пересеченной местности.

– Сегодня наше предприятие может выпускать до 100 вагонов в год, – констатирует Анатолий Кердивара. А при необходимости объемы производства могут быть увеличены в два-три раза.

В настоящее время по нескольку десятков вагонов с эмблемой «Татра-Юг» эксплуатируются в Киеве, Донецке, Днепропетровске, Запорожье, Днепродзержинске. Около десятка их курсируют по улицам Одессы, в том числе на пятом маршруте.

Но чтобы приблизиться к уровню 1991 года по насыщенности этим видом электротранспорта больших городов Украины, необходимо закупить порядка 5 тысяч трамвайных вагонов. В то же время из-за скудости местных бюджетов пополнение подвижного состава идет крайне медленно. По словам Анатолия Кердивары, в последние два года оно вообще прекратились. Есть попытки решить эту проблему с помощью закупок трамваев, бывших в употреблении. Мол, так дешевле. Но это иллюзорная выгода, так как старые трамваи требуют большого количества запасных частей и дорогого обслуживания, не говоря уже о проблемах эксплуатации. То и дело такая техника возгорается, отказывает ходовая часть, тормоза, другие механизмы. Вероятно, каждый был свидетелем того, как водитель с помощью ломика открывает или закрывает входную дверь. Все это противоречит правилам техники безопасности, да и качеству обслуживания пассажиров.

Но есть и более серьезная проблема. Отказываясь от техники, производимой на украинских предприятиях, мы загоняем себя в тупик. Перефразируя известную пословицу, скажу, что тот, кто не кормит своего производителя, будет кормить чужого. Да что говорить, мы его уже кормим. И будем кормить, пока у нас не перевелись доллары и евро.

Автор: Анатолий Михайленко


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.008
Перейти на повну версію сайту