![]() |
|
![]() |
![]() |
Портовая реформа и экономический кризис в Украине как-то тихо и незаметно привели к тому, что крупнейший дунайский порт фактически лишился грузов, превратившись в «сапожника без сапог»
По итогам 2014 года ГП «Ренийский морской торговый порт» и действующие на его территории субъекты хозяйствования переработали в общей сложности 1 миллион 460 тысяч тонн грузов. Это почти в два раза меньше, чем в 2013 году, когда суммарный объём грузооборота составил 2 млн 794 тыс. тонн. Столь резкое производственное падение вновь отбросило порт назад — к черте экономического выживания. Почему так случилось? Какие перспективы ждут портовиков в 2015 году? На эти вопросы отвечает первый заместитель начальника Ренийского филиала ГП «Администрация морских портов Украины» (АМПУ) Игорь Антимонов.
- Из девяти предприятий, зарегистрированных в качестве субъектов специальной экономической зоны «Рени», сегодня активно работают шесть. Грузопотоки, которые они привлекают, составляют львиную долю грузооборота в порту Рени, — рассказывает Игорь Юрьевич. — Госпредприятие «РМТП» фактически выполняет вспомогательные функции. Грубо говоря, если бы ГП передало портальные краны и малую механизацию в аренду или пользование частным операторам, то порту как госпредприятию в настоящее время просто нечего было бы перерабатывать — своих грузов у него нет вообще. Таким образом, «РМТП» сейчас живёт только за счёт частных компаний.
К слову, в Измаильском порту — противоположная ситуация: там практически нет частных операторов, и ГП как работало, так и работает. Подобные контрасты — прямое следствие нового закона о портах. Если говорить откровенно, прежняя власть приняла этот закон с одной целью — раздерибанить самые лакомые куски морской отрасли страны, а именно порты Южный, Одесса и Ильичёвск. Ну, а дунайские порты попали под действие закона «прицепом»…
По словам И. Антимонова, падение объёмов грузоперевалки в 2014 году связано в первую очередь с тем, что порт потерял нефтеналивные грузы. Если в 2013 году предприятие «Лагуна-Рени» привлекло значительный объём светлых нефтепродуктов (их общее количество порой достигало 200 тыс. тонн в месяц), то теперь по экономическим и политическим причинам этот грузопоток ушёл из порта, и «Лагуна-Рени» на данный момент практически бездействует.
Начало 2015 года оказалось для порта провальным — в январе переработано лишь 67 тыс. тонн грузов. В первой половине февраля порт переработал в общей сложности 27 тыс. тонн, элеватор — 6 тыс. тонн. «Это почти ничего», — отметил Игорь Юрьевич. Он сказал также, что вторым фактором, определившим такое положение дел, стало существенное снижение объёмов транспортировки молдавского зерна — главного грузопотока для Ренийского порта. По словам И. Антимонова, «молдаване пока придерживают зерно — ждут лучшей цены». Кроме того, ушли в румынские порты такие российские грузы, как сжиженный газ и минеральные удобрения. Если прежде предприятие «Рени-Лес», которое специализируется на удобрениях, перерабатывало до 50 тыс. тонн в месяц, то по состоянию на 13 февраля оно сработало лишь 200 тонн.
Новые грузопотоки появляются редко. Положительным примером последнего времени можно назвать разве что тот факт, что фирма «Аккорд» выиграла тендер на перевалку импортного известняка через Рени — ожидается
20-30 тыс. тонн в месяц (тендер объявила «Криворожсталь»). Этот груз доставляется в порт речным флотом, после чего транспортируется по железной дороге. Однако известняк — временный груз для ренийцев. Его всегда перерабатывал Измаильский порт (в целом 100 тыс. тонн), но поскольку он сейчас завален углём, то просто не успевает работать с известняком. Как только объём угля снизится, Измаил вернёт свою грузовую «потерю».
Тем не менее, несмотря на отрицательные тенденции, некоторые перспективы у порта всё же есть. Ближайший конкурент «РМТП» — порт Джурджулешты — не справляется с потоком молдавского зерна, и этот груз всё равно будет перегружаться через Рени. И. Антимонов выразил надежду на то, что уже с марта объёмы зерна из Молдовы составят 70-80 тыс. тонн в месяц, а в общей сложности этот грузопоток может достичь 1 миллиона тонн в год. По словам первого заместителя начальника филиала АМПУ, у порта есть шанс привлечь российскую аглоруду в объёме около 30 тыс. тонн ежемесячно. Однако это станет возможным только в том случае, если «Укрзализныця» предоставит Ренийскому порту соответствующую скидку. Как известно, в транспортном отношении «РМТП» остаётся полностью зависимым от Молдавской железной дороги, вследствие чего Рени не может конкурировать с другими украинскими портами, в том числе с соседним Измаилом. Железнодорожные скидки — пока единственный путь решения (даже не решения, а смягчения) данной проблемы, однако в этом вопросе ренийские портовики не всегда находят понимание со стороны железнодорожников и чиновников Министерства инфраструктуры…
А тем временем появилась информация о том, что Джурджулештский порт планирует построить морской зерновой причал. «Если этот проект будет реализован, Молдова сможет весь объём своего зерна направить через собственный порт, — заявил И. Антимонов. — Джурджулешты получат возможность перерабатывать не менее 1,5 млн тонн грузов в год, и тогда на Ренийском порте можно будет окончательно поставить крест».
И. Антимонов не стал подробно комментировать нынешнее экономическое положение порта, в том числе высокую вероятность сокращений трудового коллектива (всё-таки «РМТП» — другое предприятие), но отметил, что в настоящее время ГП «с большим трудом зарабатывает себе даже на зарплату». При этом у порта — огромные долги. По состоянию на середину февраля задолженность «РМТП» лишь перед АМПУ превысила 6 млн грн, из которых 1,5 млн грн являются предметом судебного разбирательства. Более того, ежемесячно долги порта увеличиваются ещё на 350-400 тысяч гривен.
Итак, из всего вышеизложенного вытекает печальный и в чём-то даже сенсационный вывод. Портовая реформа и кризисные явления в украинской экономике как-то тихо и незаметно привели к тому, что Ренийский порт в статусе госпредприятия буквально… отмирает как таковой. И действительно: почти вся производственная инфраструктура перешла к АМПУ, грузопотоки перетянули на себя частники. Что же осталось в порту? Жалкие крохи былого величия. Ещё немного — и какой-нибудь высокопоставленный чиновник сможет объявить о том, что порта Рени больше нет?
P.S. В одном из следующих номеров мы планируем опубликовать интервью директора ГП «РМТП» Алексея Кузьменко.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |